Решение по делу № А37-2293/2006 от 14.11.2006


                    АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон», тел. 65-50-79

 

 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г. Магадан                                                                        Дело  № А37-2293/06-15

14 ноября 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2006 г.

Решение изготовлено в полном объеме 14.11.2006 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Кушниренко Анна Валерьевна

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области

к индивидуальному предпринимателю Маркову Владимиру Александровичу

о взыскании налоговой санкции в сумме 7 340 руб. 40 коп.

при участии в судебном  заседании представителей:

от заявителя – Литвинова Л.А., специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность от 10.10.2006 г. № ТА-10/34153);

от ответчика –  Горохов М.Н., представитель по доверенности № 7557 от 08.12.2005 г.,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к ответчику, индивидуальному предпринимателю Маркову В.А. (далее – предприниматель, Марков В.А), о взыскании налоговой санкции по решению № НТ-13.2-18/8466 от 18.05.2006 г. в сумме 7 340 руб. 40 коп. 

Указанным выше решением предприниматель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за январь 2006 г. в результате неправомерного действия (бездействии) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога – 7340 руб. 40 коп.

В материально-правовое обоснование заявленных требований заявитель сослался на тот факт, что Марков В.А., являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее – ОЭЗ), не уплачивал налог, воспользовавшись льготой в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ  «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее – ФЗ об ОЭЗ). Однако, льгота предоставляется при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области с соблюдением условий, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 г.  № 646 «Об условиях отнесения  операций финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области  к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым  ими на  территории  ОЭЗ и в пределах Магаданской области» (далее – Постановление Правительства РФ № 646).

В ходе проверки  представленных документов установлено, что заявитель осуществлял реализацию товаров (работ, услуг) организациям и предпринимателям, зарегистрированным за пределами ОЭЗ и Магаданской области, т.е. не поставленным Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области на налоговый учет.

Налоговый орган применил положения Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности п.2 ст.8, в соответствии с которым установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту  нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Из чего, по мнению налогового органа, следует, что местом регистрации юридических лиц является место нахождения исполнительного органа головной организации, а не филиала данной организации.

Следовательно, совершение операций с юридическими лицами, незарегистрированными в Магаданской области, не отвечает требованиям Постановления Правительства РФ 646, а, следовательно,  налогоплательщиком не может быть применена льгота, обусловленная  ст. 5 ФЗ об ОЭЗ.

 В ходе судебного заседания заявитель пояснил, что решение налогового органа от 15.05.2006 г № НТ-13.2-18/8466 решением арбитражного суда от 07.08.2006 г. по делу № А37-1847/06-3/1 по заявлению индивидуального предпринимателя Маркова В.А. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области о признании недействительным решения  было признанно законным и обоснованным.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал доводам налогового орган по тем основаниям, что предприниматель Марков В.А., осуществляя свою индивидуальную предпринимательскую деятельность, реализуя товары (работы, услуги) организациям и предпринимателям, не мог предположить, что указанные лица, находящиеся на территории Магаданской области, зарегистрированы за пределами ОЭЗ и Магаданской области. А, следовательно, добросовестно заблуждался в правомерности применения льготы, предусмотренной ст. 5 ФЗ об ОЭЗ.

Установив фактические обстоятельства спора, выслушав доводы представителей сторон, исследовав  и оценив представленные в дело доказательства,  с учетом норм материального и процессуального права, суд находит  заявленные требования  обоснованными  и подлежащими удовлетворению.

По материалам дела, ответчик - Марков Владимир Александрович зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица  Мэрией г. Магадана Магаданской области 18.10.1994 г., регистрационный номер 2300, ОГРН 304491019400025,  является участником Особой экономической деятельности, что подтверждается регистрационным свидетельством участника ОЭЗ  серии ОЭЗ № 002759, регистрационный номер 000022-А от 17.07.1999 г. (л.д. 32).

В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики НДС обязаны представить в налоговые органы по месту учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Индивидуальный предприниматель Марков В.А., являясь плательщиком НДС, направил налоговую декларацию по НДС за январь 2006 г. по почте 20.02.2006 г., на титульном листе которой указал: «Участник ОЭЗ» (л.д. 21-25).

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за январь 2006 г. по операциям в ОЭЗ. По результатам рассмотрения материалов проверки, руководствуясь ст.ст. 31, 101 НК РФ, зам. руководителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 18.05.2006 г. было вынесено решение № НТ-13.2-18/8466 о привлечении ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, т.к. заявитель  отразил сумму  НДС  в  налоговой  декларации: «Льгота ОЭЗ» и не уплатил НДС в сумме 36 702 руб.,  воспользовавшись льготой на основании ст. 5 ФЗ об ОЭЗ. 

Указанное решение было направлено ответчику заказным письмом от 18.05.2006 г. № НТ-13.2-05-18-З/17128, требование об уплате налоговой санкции от 23.05.2006 г. № 1665   с установленным сроком добровольной уплаты в порядке п. 1 ст. 104 НК РФ – до 02.06.2006 г. также отправлено почтой. Ответчик требование не выполнил, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением о взыскании налоговой санкции в арбитражный суд.

На  основании   ст. 13 НК РФ, НДС   относится к  федеральным  налогам, а Федеральным  законом от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О  федеральном  бюджете на  2005 год» сумма   названного налога 100 % зачисляется в  федеральный  бюджет. Исчислив  НДС, участник ОЭЗ освобождается от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ), при этом  уплачивая  соответствующий процент в  бюджет субъекта и регистрационный  сбор участника  ОЭЗ в  размере 50%  от суммы налоговых  освобождений в  доле  федерального  бюджета.

Однако, льготы, установленные ст. 5 ФЗ об ОЭЗ, представляются только при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области с соблюдением условий, установленных Постановлением Правительства РФ № 646. К таким условиям относятся:

- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;

- объекты операций (товары, работы, услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.

Довод налогового органа о том, что ведение участниками ОЭЗ отдельного учета предусматривает и отдельное декларирование, т.е. представление двух деклараций за один период с отметками «льгота по ОЭЗ» и «вне ОЭЗ», является необоснованным, т. к. обязанность ведения отдельного учета законодательно не установлена, участники ОЭЗ вправе самостоятельно определять методику его ведения, единственным условием является полнота и достоверность данных.

С учетом буквального толкования положений Постановления Правительства РФ № 646, применительно к спорным правоотношениям  имеет значение регистрация юридического лица по территориальному признаку, т.е. по месту осуществления  фактической деятельности. Фактической регистрацией по территориальному признаку является постановка на учет в налоговых органах по месту  нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица в соответствии со ст. 83 НК РФ.

Налоговый орган правильно применил положения Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определяя понятие государственной регистрации юридического лица.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика при постановке на учет при его создании, в том числе путем реорганизации.

Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения, утвержденными Приказом ФНС России от 20.12.2004 г. № САЭ-3-09/165@, предусмотрено, что ИНН при изменении места нахождения организации не изменяется. Следовательно, использовать данные ИНН налогоплательщика для установления места его нахождения не представляется возможным.

В дополнение к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, для организаций применяется  код причины постановки на учет  (КПП) (приказ МНС РФ от 03.03.2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

При проверке представленных документов установлено, что в январе 2006 г. индивидуальный предприниматель Марков В.А. осуществлял реализацию товаров (работ, услуг) организациям и предпринимателям, зарегистрированным за пределами ОЭЗ и Магаданской области, а именно: Булгаковой В.И., Мартыновой С.Ф., ООО «Колымаснаб», ООО «Геркон» всего на общую сумму  1 452 399 руб. 22 коп., а по операциям с указанными контрагентами сумма НДС составила 190 187 руб. 29 коп., которая не относится к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.

По запросам, сделанным Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в Отделы регистрации и учета налогоплательщиков Межрайонных ИФНС России № 2 и № 3 по Магаданской области, была получена информация о том, что вышеуказанные юридические лица и индивидуальные предприниматели не состоят на налоговом учете на территории Хасынского, Тенькинского и Омсукчанского районов.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Марков В.А. осуществлял реализацию товаров (работ, услуг) организациям и предпринимателям, зарегистрированным за пределами ОЭЗ и Магаданской области, т.е. не поставленным Межрайонной ИФНС России № 1, № 2  и № 3  по Магаданской области на налоговый учет.

При вышеуказанных обстоятельствах, следует признать обоснованным вывод налогового органа об отсутствии у заявителя права на применение льготы по НДС в порядке ст. 5 ФЗ об ОЭЗ в отношении операций, совершенных с указанными контрагентами, поскольку требования Постановления Правительства РФ № 646 заявителем соблюдены не были.

 Аналогичные выводы содержаться и в постановлении ФАС ДВО г. Хабаровска от 04.05.2006 г.  № ФОЗ-А37/06-2/924.

Следовательно, индивидуальным предпринимателем неправомерно применена льгота участника ОЭЗ в декларации по НДС за январь 2006 г. в сумме 36 702 руб., не уплачен НДС в федеральный бюджет в сумме 36 702 руб., в связи с чем индивидуальный предприниматель Марков В.А. привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы НДС, что составило 7 340 руб. 40 коп. (36702 руб. х 20%) в доход федерального бюджета.

Привлекая заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС за январь 2006 г., налоговый орган исходил из факта неправомерного бездействия заявителя по уплате НДС - неправомерное применение льготы участника ОЭЗ.

Из материалов дела усматривается, что заявителем совершены действия, направленные на занижение налоговой базы, неправильное исчисление или иные неправомерные действия по уплате НДС.

С учетом разъяснений Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ» от 11.06.1999 г. № 41/9, вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения ст. 109 НК РФ относит к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ, п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на налоговый орган. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Налоговым органом был доказан факт совершения заявителем налогового правонарушения, а также наличие вины в его совершении, что подтверждается представленными в дело доказательствами.

Из представленной заявителем в материалы дела копии выписки из карточки лицевого счёта налогоплательщика на 07.11.2006 г. следует, что ответчик на дату проведение судебного заседания не уплатил сумму налоговой санкции.

Квалификация налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ налоговым органом произведена верно, требования положений статей  69, 101 и 113 НК РФ не нарушены.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренных статьей 112 НК РФ, не установлено.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме в сумме  7 340 руб. 40 коп.

Государственная пошлина относится на ответчика согласно ч. 3 ст. 110 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.21, пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ в сумме 500 руб. 00 коп

В силу ч. 2 ст. 176 АПК РФ, дата составления настоящего решения в полном объёме считается датой его принятия.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, ч. 1 ст. 171, ст.ст. 212-216 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с ответчика, Маркова Владимира Александровича (31.01.1963 г.р. место рождения – Камчатская обл., Усть-Большерецкий р-н, п. Октябрьский, зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица  Мэрией г. Магадана Магаданской области 18.10.1994 г., регистрационный номер 2300, ОГРН 304491019400025, проживает по адресу: г. Магадан, ул. Горького, 4, кв. 12), налоговую санкцию по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за январь 2006 г. в сумме 7 340 руб. 40 коп. в федеральный бюджет. Выдать заявителю исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

2. Взыскать с ответчика, Маркова Владимира Александровича (31.01.1963 г.р. место рождения – Камчатская обл., Усть-Большерецкий р-н, п. Октябрьский, зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица  Мэрией г. Магадана Магаданской области 18.10.1994 г., регистрационный номер 2300, ОГРН 304491019400025, проживает по адресу: г. Магадан, ул. Горького, 4, кв. 12), в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 500 руб. 00 коп. Выдать заявителю исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок со дня принятия настоящего решения, либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Магаданской области в двухмесячный срок в порядке, установленном АПК РФ.

Судья                                                                                      А.В. Кушниренко

А37-2293/2006

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить полностью
Ответчики
Марков Владимир Александрович
Суд
АС Магаданской области
Судья
Кушниренко Анна Валерьевна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее