УИД 28RS0006-01-2020-000648-14
Дело № 2-10/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при помощнике судьи Чепиковой Т.Л.,
с участием
истца - прокурора Бурейского района в лице старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А.,
представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от 3 апреля 2019 года № 08-02-07,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского района к ГКУ АО «Строитель» о возложении обязанности на ГКУ АО «Строитель» произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства:
«инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»;
«инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»; - в срок до 1 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
23 июля 2020 года прокурор Бурейского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей Бурейского района Амурской области к Государственному казённому учреждению Амурской области «Строитель» (далее - ГКУ АО «Строитель») о возложении обязанности на ГКУ АО «Строитель» произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства, - в срок до 1 ноября 2020 года.
В обоснование заявленных требований суду пояснив, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства в ходе которой установлено, что в ГКУ АО «Строитель» допускаются нарушения федерального законодательства.
Согласно ч.4 ст.52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с ч.9 ст.52 ГрК РФ требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» утверждены правила консервации объектов (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В соответствии с п.4 Правил, решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
На территории Бурейского района имеются следующие объекты незавершенного строительства:
1. «Очистные сооружения п.Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны затопления Бурейской ГЭС».
2. «Инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС».
3. «Инженерная защита с.Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС».
4. «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский II очередь» (зона затопления Бурейской ГЭС).
5. «Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п. Новобурейский (4 этап)».
В рамках ранее проведенной проверки установлено, что ГКУ АО «Строитель», как заказчиком строительства, решения о консервации объектов не приняты, не проведены работы по консервации объектов, что является нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства».
По результатам проверки прокуратурой района в адрес ГКУ АО «Строитель» 22 мая 2020 года внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, в частности не принятия решений о консервации объектов и не проведения работ по консервации объектов.
Согласно ответа ГКУ АО «Строитель», поступившего в прокуратуру района 15 июня 2020 года, финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств областного бюджета.
В адрес Министерства строительства и архитектуры Амурской области 08апреля 2015 года исх.№ 04-677/565, 21 августа 2018 года исх.№ 04-2072 направлены письма о необходимости решения вопроса о консервации объектов.
02 декабря 2015 исх. № 11-02-2676 во исполнение перечня поручений, данных врио губернатора Амурской области по итогам рабочего совещания, в адрес заместителя председателя Правительства Амурской области направлена информация об объектах незавершенного строительства, степени их готовности и объемах средств, необходимых на завершение строительства.
С целью рассмотрения вопроса о принятии решения о консервации, 3июня2020 года исх. № 2254-07 Минстрой области направило в адрес учреждения запрос о стоимости, порядке и сроках консервации, в ответ на который учреждением подготовлен предварительный расчет стоимости проектных работ по консервации объектов, которая составляет 9305000 рублей.
Однако, в рамках проведения проверки прокуратурой Бурейского района в порядке контроля установлено, что до настоящего времени решения о консервации объектов не приняты и не проведены работы по консервации объектов.
Не принятие соответствующих решений и не проведение работ по консервации влечет нарушение прав граждан на безопасность объекта, строительной площадки и окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным в виду того, что количество жителей Бурейского района - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
Просил суд возложить обязанность на ГКУ АО «Строитель» произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства:
«очистные сооружения п. Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны затопления Бурейской ГЭС» п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, ул. Линейная, 16;
«инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея;
«инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея;
«реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский II очередь», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области;
«благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», п. Новобурейский, Бурейского района Амурской области, - в срок до 1 ноября 2020 года.
26 августа 2020 года определением Бурейского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству представителя ответчика, привлечены: Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Администрация Бурейского района.
В судебном заседании 25 февраля 2021 года прокурор Щуко Н.А. отказалась от исковых требований к ГКУ АО «Строитель» в части «возложения обязанности на ответчика произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства:
«очистные сооружения п. Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны затопления Бурейской ГЭС» п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, ул. Линейная, 16»;
«реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский II очередь», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области»;
«благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», п. Новобурейский, Бурейского района Амурской области»».
В обоснование ходатайства об отказе от исковых требований в части истец - прокурор суду пояснила, что принимая во внимание, что согласно заключения эксперта от 25 января 2021 года№ 241220-25 консервация объектов незавершенного строительства «очистные сооружения п. Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны затопления Бурейской ГЭС» п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, ул. Линейная, 16;
«реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский II очередь», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области;
«благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», п. Новобурейский, Бурейского района Амурской области», не возможна, истец отказывается от исковых требований к ответчику в данной части.
Определением Бурейского районного суда от 25 февраля 2021 года принят отказ истца от иска в данной части, так как согласно заключения эксперта от 25 января 2021 года № 241220-25 консервация данных объектов невозможна.
В судебном заседании 25 февраля 2021 года истец - прокурор Щуко Н.А. в остальной части исковые требования поддержала. В обоснование привела доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в соответствии с ч. 4 ст. 52 ГрК РФ и п. 1-3 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объектов незавершённого строительства» при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем. При консервации застройщик обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Просила суд исковые требования удовлетворить в полном объёме, как законные и обоснованные. Просила суд возложить обязанность на ГКУ АО «Строитель» произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства:
«инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»;
«инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»; - в срок до 1 июля 2021 года.
Представитель ответчика ГКУ АО «Строитель» ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объёме. В обоснование возражений на исковые требования в судебном заседании и в письменных возражениях суду пояснила, что постановлением Правительства Амурской области от 4 декабря 2019 года № 686 «Об организации работы с объектами (затратами) незавершенного строительства, находящимися в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации» Министерство строительства и архитектуры Амурской области определено органом исполнительной власти Амурской области, уполномоченным на учет и ведение реестра объектов (затрат) незавершенного строительства, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Правительством Амурской области указанным выше постановлением определено, что при принятии решения о консервации объекта незавершенного строительства необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства», следуя которому решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Амурской области, который подготавливается главным распорядителем средств бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п. 1.3 Устава Государственного казенного учреждения Амурской области «Строитель» учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства строительства и архитектуры Амурской области, которое является его учредителем. В соответствии с Уставом учреждение осуществляет свою деятельность на основании договора, заключаемого ежегодно с Отраслевым органом в рамках лимитов бюджетных средств, доведенных Отраслевым органом до учреждения.
Из смысла п. 6.7. Устава следует, что средства, выделенные Учреждению из бюджета, могут быть использованы Учреждением исключительно по целевому назначению в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой.
В соответствии с п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Пунктами 5, 7 ст. 161 БК РФ установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требования прокурора (как в целом, так и в части) возникнет необходимость в доведении до учреждения ЛБО в соответствующем объеме.
В соответствии с заключениями ООО «АПИ Колизей» и ООО «Амургражданпроект» необходимость выполнения работ по консервации объектов: Инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бъефе Бурейской ГЭС, Инженерная защита с. Малиновка в нижнем бъефе Бурейской ГЭС, Реконструкция инженерных сетей п. Новобурейский 2 очередь, Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский 4-й этап отсутствует в связи с отсутствием состава работ, подлежащих консервации. Просила суд в удовлетворении исковых требований прокурора Бурейского района отказать в полном объёме, в связи с необоснованностью.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Правительства Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего. Письменных возражений в суд не предоставившего.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего Министерства финансов Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего. Письменных возражений в суд не предоставившего.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего. Письменных возражений в суд не предоставившего.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего Администрации Бурейского района, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего. Письменных возражений в суд не предоставившего.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 45, 46, 17 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 150 ГК РФ, установлено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает обращение прокурора в защиту прав неопределенного круга жителей Бурейского района правомерным, поскольку круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей района - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
Согласно ч.4 ст.52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Амурской области от 4 декабря 2019 года № 686 «Об организации работы с объектами (затратами) незавершенного строительства, находящимися в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации» Министерство строительства и архитектуры Амурской области определено: органом исполнительной власти Амурской области, уполномоченным на учет и ведение реестра объектов (затрат) незавершенного строительства, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Определено, что при принятии решения о консервации объекта незавершенного строительства необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства».
Пунктами 1-3 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года №802 «Об утверждении Правил проведения консервации объектов незавершённого строительства» при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем. При консервации застройщик обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В соответствии с ч.9 ст.52 Градостроительного кодекса РФ требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» утверждены правила консервации объектов (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 802, предусмотрено, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Согласно п.3 Правил в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Следовательно, решение о консервации не свидетельствует о прекращении строительства объекта и не препятствует продолжению его строительства в будущем.
Консервация объекта незавершенного строительства представляет собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, направленное на сохранность целостности объекта на тот период, когда его строительство не ведется.
Согласно п.78 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22 октября 2008 года, к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, относятся объекты:
- строительство которых продолжается;
- строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке;
- находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.
В соответствии с п.4 Правил, решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
При этом согласно п. 5 приведенных Правил конкретный перечень работ по консервации объекта определяется застройщиком.
Согласно порядку консервации, установленному в пункте 9 Правил, консервация включает комплекс мероприятий, включая подготовку технической документации, выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки, монтаж оборудования, приведение технологического оборудования в безопасное состояние; отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных и пр. Принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки является одной из мер консервации.
После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации.
Пунктом 2 постановления Правительства Амурской области от 4 декабря 2019 года №686 «Об организации работы с объектами (затратами) незавершенного строительства, находящимися в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации», Министерство строительства и архитектуры Амурской области определено органом исполнительной власти Амурской области, уполномоченным на учет и ведение реестра объектов (затрат) незавершенного строительства, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Выпиской из ЕГР ЮЛ от 26 августа 2020 года № ЮЭ9965-20-167496590, Уставом ГКУ АО «Строитель» подтверждено, что Государственное казённое учреждение Амурской области «Строитель», сокращенное наименование ГКУ Амурской области «Строитель» является действующим юридическим лицом, ИНН 2801136399, ОГРН 1082801008674, юридический адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 173/1, что директором общества является ФИО1, учредителем юридического лица является Министерство строительства и архитектуры Амурской области, что основным видом деятельности Учреждения является: деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях.
В соответствии с п. 1.3. Устава ГКУ АО «Строитель» учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства строительства и архитектуры Амурской области, которое является его учредителем.
Согласно п. 6.7. Устава следует, что средства, выделенные Учреждению из бюджета, могут быть использованы Учреждением исключительно по целевому назначению в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой.
Письменной информацией Администрации Бурейского района от 31 марта 2020 года губернатору Амурской области, письменными сведениями об объектах незавершенного строительства, находящихся в ведении Администрации Бурейского района подтверждено, что на территории Бурейского района находятся следующие объекты незавершенного строительства:
1.«Очистные сооружения п.Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны затопления Бурейской ГЭС», п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, ул. Линейная, 16, назначение объекта: коммунально-бытовое, фактическое прекращение строительства в 2011 году.
2. «Инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея, назначение объекта: гидротехническое сооружение, мощность объекта 948 м, фактическое прекращение строительства в 2010 году.
3. «Инженерная защита с.Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, ул. Малиновская - Набережная-Береговая, назначение объекта: гидротехническое сооружение, мощность объекта 1591 м, фактическое прекращение строительства в 2010 году.
4. «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский 2-я очередь» (зона затопления Бурейской ГЭС), п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, назначение объекта: коммунально-бытовое, мощность объекта 3225/990Ю5 м/м, фактическое прекращение строительства в 2010 году.
5. «Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», п. Новобурейский, Бурейского района Амурской области, ул. Комсомольская, назначение объекта: транспортная инфраструктура, мощность объекта: 4030 м, фактическое прекращение строительства в 2010 году.
Предложение о дальнейшем использовании вышеуказанных объектов: завершение строительства объектов является целесообразным.
Администрация Бурейского района обращалась к губернатору Амурской области с просьбой оказать содействие в решении вопроса достройки объекта капитального строительства «Очистные сооружения п.Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны Бурейской ГЭС». Данный объект начат строительством в 2007 году, в 2011 году финансирование объекта было прекращено при общей готовности объекта в 80%.
Из пояснений представителя ответчика ФИО5 данных в судебном заседании 25 февраля 2021 года доказано, что в связи с дефицитом бюджета Амурской области в достройке Бурейской ГЭС было отказано.
Исследованными материалами дела, а именно: муниципальным контрактом № 16 от 28 августа 2009 года на выполнение работ по благоустройству жилого квартала для переселенного населения сети водоснабжения п.Новобурейский - IV этап с приложением протокола согласования контрактной цены, календарного графика производства строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по Контракту, муниципальным контрактом № 17 от 28 августа 2009 года на выполнение работ по благоустройству жилого квартала для переселенного населения сети водоснабжения п. Новобурейский - IV этап с приложением протокола согласования контрактной цены, календарного графика производства строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по Контракту, контрактом № 4 от 14.05.2007 года по объекту: «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский 2-я очередь» (зона затопления Бурейской ГЭС) с приложением графика производства строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту и сметной стоимости строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту, муниципальным контрактом № 7 от 15декабря2008 года по объекту: «Инженерная защита с.Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с приложением графика производства строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту и сметной стоимости строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту, контрактом № 22 от 18 октября 2006 года по объекту: «Инженерная защита п.Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС» с приложением графика производства строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту и сметной стоимости строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту, контрактом № 23 от 30 октября 2006 года по объекту: «Очистные сооружения п. Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны Бурейской ГЭС» с приложением графика производства строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту и сметной стоимости строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению по контракту, письменными сведениями об объектах незавершенного строительства, находящихся в ведении Администрации Бурейского района подтверждено, что согласно вышеуказанных заключенных контрактов, объекты незавершенного строительства: «Очистные сооружения п.Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны Бурейской ГЭС», «Инженерная защита п.Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», «Инженерная защита с.Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский 2-я очередь» (зона затопления Бурейской ГЭС), «Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский 4-1 этап», застройщиком является ответчик ГКУ АО «Строитель».
Факт нахождения вышеуказанных объектов незавершенного строительством, в ведении застройщика ГКУ АО «Строитель» ответчиком не оспаривается.
Из письменного сообщения Администрации Бурейского района от 22 апреля2020 года № 01-18/1773 прокурору Бурейского района следует, что причинами не завершения строительства объектов капитального строительства зоны затопления Бурейской ГЭС стало то, что в 2009 году прекращено финансирование из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В финансировании мероприятий в 2020-2012 году Министерство регионального развития Российской Федерации, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета, отказало, ссылаясь на проводимую оптимизацию расходов федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (письмо Минрегиона России от 25.12.2009 № 44371-ВТ/05).
Застройщиком (заказчиком) объектов незавершенного строительства: «Очистные сооружения п. Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны Бурейской ГЭС», «Инженерная защита п.Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», «Инженерная защита с.Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский 2-я очередь» (зона затопления Бурейской ГЭС), «Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», по вышеуказанным контрактам, является ответчик ГКУ АО «Строитель».
Заключенные контракты не были исполнены в полном объеме из-за отсутствия финансирования. Оплата производилась за те виды работ, которые были выполнены, согласно контрактов. Дополнительные соглашения об изменении объемов работ не заключались.
Меры гражданско-правовой ответственности в связи с невыполнением либо ненадлежащим выполнением исполнителями (подрядчиками) обязательств по государственному/муниципальному контракту не применялись.
Полноту и качество исполнения обязательств, предусмотренных государственными/муниципальными контрактами осуществлял ГКУ АО «Строитель».
Согласно письменного сообщения ГКУ АО «Строитель» от 2 июля 2019 года № 11-02-698 главе Администрации Бурейского района с приложением к сводной бюджетной заявке на 2020-2022 годы, бюджетная заявка с обосновывающими документами по объектам «Очистные сооружения п.Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны Бурейской ГЭС», «Инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», «Инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский 2-я очередь» (зона затопления Бурейской ГЭС), «Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», направлена 22.01.2019 года в адрес Министерства строительства и архитектуры Амурской области.
Из Представления прокурора Бурейского района об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22 мая 2020 года № 1249/190, вынесенного в адрес ГКУ АО «Строитель» по результатам прокурорской проверки следует, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что в ГКУ АО «Строитель» допускаются нарушения указанного законодательства. ГКУ АО «Строитель», как заказчиком строительства, решения о консервации объектов не приняты, не проведены работы по консервации объектов не приняты, не проведены работы по консервации объектов, что является нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства». Не принятие соответствующих решений и не проведение работ по консервации влечет нарушение прав граждан на безопасность объекта, строительной площадки и окружающей среды.
Директору ГКУ АО «Строитель» выдано предписание с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий им сопутствующих и к недопущению подобных случаев в дальнейшем и привлечением виновных лиц в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности.
Письменной информацией ГКУ АО «Строитель» от 9 июня 2020 года № 08-02-1637, направленной в адрес прокурора Бурейского района с приложением документов переписки с заместителем Председателя правительства Амурской области, заместителем министра транспорта и строительства Амурской области, министром строительства и архитектуры Амурской области от 08.04.2015г № 04-677/565, от 21.08.2018г № 04-2072, от 02.12.2015 № 11-02-2676, от 03.06.2020 №2254-07, от 05.06.2020 № 07-14-1609, от 09.06.2020 № 07-14-1628 подтверждено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции) осуществляется за счет средств областного бюджета.
В адрес Министерства строительства и архитектуры Амурской области 08.04.2015 исх.№ 04-677/565, 21.08.2018 исх. № 04-2072 направлены письма о необходимости решения вопроса о консервации объектов.
02.12.2015 исх. № 11-02-2676 во исполнение перечня поручений, данных врио губернатора области по итогам рабочего совещания, в адрес заместителя председателя Правительства Амурской области направлена информация об объектах незавершенного строительства, степени их готовности и объемах средств, необходимых на завершение строительства.
С целью рассмотрения вопроса о принятии решения о консервации, 03.06.2020 исх.№ 2254-07 Минстрой области направило в адрес учреждения запрос о стоимости, порядке и сроках консервации, в ответ на который учреждением подготовлен предварительный расчет стоимости проектных работ по консервации объектов, которая составляет 9305 000 рублей. Учреждением, как балансодержателем объектов незавершенного строительства, принимаются все меры, направленные на решение органами исполнительной власти области вопроса о консервации объектов.
Из заключения эксперта от 25 января 2021 года № 241220-25 следует, что «консервация объектов незавершенного строительства теряет смысл, так как часть выполненных работ уже находится в эксплуатации, часть выполненных работ разрушена, часть выполненных работ требует реконструкции или изменений в связи со вновь возникшими обстоятельствами.
Конкретно по объектам:
1. «Очистные сооружения п. Новобурейский мощностью до 3200 м3/сутки в составе зоны затопления Бурейской ГЭС» п. Новобурейский Бурейского района Амурской области, ул. Линейная, 16». Объект не эксплуатируется. Консервация объекта не возможна.
2. «Инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея». Объект не сдан в эксплуатацию. Началось разрушение подобъектов. Имеются дефекты - часть работ выполнена с нарушением проекта. Консервация возможна, но не целесообразна.
3. «Инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея». Объект эксплуатируется хотя не достроен, откосы дамбы заросли деревьями и кустарниками. Консервация возможна, но не целесообразна.
4. «Реконструкция инженерных сетей, п. Новобурейский II очередь», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области». Объекты не сданы, но эксплуатируются. Консервация не возможна.
5. «Благоустройство жилого квартала для переселенного населения, сети водоснабжения п.Новобурейский (4 этап)», п. Новобурейский, Бурейского района Амурской области». Объект не достроен. По этой причине продолжается подтопление территории поселка Новобурейский. Консервация невозможна.
Согласно представленной представителем ответчика информации, объект «Инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея» имеет «общую техническую готовность» 51,4 процента от плановой (том 1 л.д. 187). Объект не сдан в эксплуатацию. Строительство приостановлено на неопределенный срок. И в соответствии с ч. 4 ст. 52 ГрК РФ и п. 1-3 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объектов незавершённого строительства» подлежит консервации.
Согласно представленной представителем ответчика информации, объект «Инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея» имеет общую техническую готовность 30,84 процента от плановой (том 1 л.д. 189). Объект не сдан в эксплуатацию. Строительство приостановлено на неопределенный срок. И в соответствии с ч. 4 ст. 52 ГрК РФ и п. 1-3 постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объектов незавершённого строительства» подлежит консервации.
В соответствии с Правилами (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802 под консервацией понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка) в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Бурейского района к ГКУ АО «Строитель» о возложении обязанности на ГКУ АО «Строитель» произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства: «инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»; «инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея» надлежит удовлетворить.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Способ защиты нарушенного права путем возложения на нарушителя обязанности по совершению определенных действий, в определённый срок не противоречит установленным статьями 10, 11 и 12 ГК РФ пределам и способам защиты гражданских прав.
С учетом всех исследованных судом обстоятельств дела, суд находит разумным сроком исполнения возложенных на ответчика обязанностей по произведению мероприятий по консервации объектов незавершённого строительства: «инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»; «инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея», срок до 1 ноября 2021 года.
Данный срок устранения ответчиком выявленных нарушений, учитывает порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий по консервации объектов незавершённого строительства, по мнению суда является разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Государственному казенному учреждению Амурской области «Строитель» удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Амурской области «Строитель» произвести мероприятия по консервации объектов незавершённого строительства:
«инженерная защита п. Новобурейский в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», п.Новобурейский Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»;
«инженерная защита с. Малиновка в нижнем бьефе Бурейской ГЭС», с.Малиновка Бурейского района Амурской области, берег реки Бурея»; - в срок до 1 ноября 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме составлено 1 марта 2021 года.