Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1333/2018 ~ М-396/2018 от 23.01.2018

Дело № 2а-1333/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.02.2018 г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

с участием представителей:

административного истца

административного ответчика

А.А. Куценко

Спиридонова Д.Ю., действующего на основании удостоверения № 477 и ордера от 07.02.2018

А.Г. Евцемяки, действующего на основании доверенности от 09.01.2018

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гомулькина Михаила Владимировича к администрации Кондопожского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, имеющем кадастровый номер <данные изъяты>, оформленного письмом № 1-41-6848 от 08.09.2017, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Гомулькин Михаил Владимирович (далее – административный истец, собственник, заявитель) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кондопожского муниципального района (далее – Администрация, административный ответчик), в котором испрашивает о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (далее – спорный участок), оформленного письмом № 1-41-6848 от 08.09.2017 (далее – оспариваемое решение, решение от 08.09.2017), полагая оспариваемое решение незаконным, нарушающим права заявителя.

Определением от 25.01.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Кончезерского сельского поселения (далее – администрация Кончезерского поселения).

Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, ходатайствовал о его рассмотрении в свое отсутствие. Его представитель в ходе рассмотрения дела на иске настаивал по доводам, подробно изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика полагал требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации Кончезерского поселения, извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела № 2а-1998/2017, суд приходит к следующим выводам.

Заявитель с 15.04.2011 является собственником спорного участка, который согласно данные Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) имеет площадь 1700 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Спорный участок целиком находится в водоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе озера Кончезеро, на которые распространяются ограничения, установленные чч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ.

Решением VII сессии III созыва Совета Кончезерского сельского поселения № 27 от 10.06.2014 (далее – Решение № 27) утвержден Генеральный план д. Западное Кончезеро, которым изменены границы указанного населенного пункта, вследствие чего спорный участок оказался за его границами на межселенной территории, при этом отнесен к землям лесов, выполняющих защитные функции.

На вышеназванные земли ( земли лесов, выполняющих защитные функции) распространяются ограничения, установленные, в том числе, п. 5 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ в части запрета размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Решением VII сессии III созыва Совета Кончезерского сельского поселения № 28 от 10.06.2014 (далее – Решение № 28) утверждены Правила землепользования и застройки Кончезерского сельского поселения (далее – ПЗЗ Кончезерского поселения), согласно которому спорный участок располагается за границами Кончезерского поселения и за пределами зоны градостроительного зонирования.

Вступившим 19.06.2017 в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.04.2017 по делу № 2а-1998/2017 (далее – решение от 06.04.2017) на Администрацию возложена обязанность подготовить, утвердить и выдать собственнику градостроительный план спорного участка. При этом указанным решением на административного ответчика не возлагалась обязанность выдать градостроительный план спорного участка в каких-либо целях (в том числе, в целях строительства).

В порядке исполнения решения от 06.04.2017 Администрацией 09.08.2017 выдан градостроительный план спорного участка № RU10504000-000000000000106 (далее – градостроительный план от 09.08.2017), согласно которому на спорный участок действие градостроительных регламентов не распространяется (пп. 2, 2.2), минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено их строительство не определены (п. 2.3) земельный участок находится за пределами населенного пункта, в связи с чем строительство зданий и сооружений на нем не допускается (пп. 2.4, 8), а согласно чертежу градостроительного плана спорного участка не определена зона допустимого размещения объекта (п. 1). Вместе с тем, согласно пп. 5 и 6 градостроительного плана от 09.08.2017 информация об ограничениях использования участка, в том числе, если он полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий отсутствует.

Собственник 06.09.2017 обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на спорном участке площадью 100 кв.м., приложив градостроительный план от 09.08.2017.

Оспариваемым решением в выдаче разрешения было отказано ввиду расположения спорного участка за границами населенного пункта, что, с учетом вида разрешенного использования (для ведения личного подсобного хозяйства) является основанием для его отнесению к полевому земельному участку, строительство на котором зданий и сооружений не допускается.

С настоящим административным иском заявитель обратился 23.01.2018.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Соответственно, разрешая настоящее дело, суд проверяет законность оспариваемого решения, не будучи связанным указанными заявителем основаниями и доводами (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ), но не оценивая законность нормативных правовых актов, явившихся основанием для изменения границ д. Западное Кончезеро. При этом учитываются и разъяснения, содержащиеся в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – постановление № 36), согласно которым не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований, а также то обстоятельство, что решение вопроса о признании их недействующими отнесено к подсудности Верховного Суда Республики Карелия (п. 2 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 22, гл. 21 КАС РФ).

При этом с учетом разъяснений, содержащихся в п. 61 постановления 36, суд исходит из недопустимости признания обоснованным решения от 08.09.2017 со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения Администрации, изменяя таким образом основания принятого решения.

Поскольку каким-либо нормативным актом не установлен срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, суд исходит из общего трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, который, имея ввиду недоказанность даты получения копии оспариваемого решения, по настоящему делу не пропущен.

В соответствие с чч. 1 и 1.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с ч. 7 ст. 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 51 ГрК РФ по общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Решая вопрос о компетентном органе, полномочном выдавать разрешение на строительство на спорном участка, суд приходит к выводу, что в соответствие с взаимосвязанными положениями п. 5 ч. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 51 ГрК РФ, п. 20 ч. 1, чч. 3 и 4 ст. 14, ч. 2 ст. 15 Закона № 131-ФЗ именно административный ответчик является компетентным органом по выдаче разрешений на строительство на межселенной территории, в связи с чем оспариваемое решение принято компетентным лицом – исполняющим обязанности главы Администрации.

В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 11, ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство отказывают в выдаче разрешения на строительство, в том числе, в случае несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, с указанием причин отказа.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что градостроительным планом от 09.08.2017 (чертеж градостроительного плана, пп. 2.3, 2.4, 8) предусмотрено, что строительство зданий и сооружений на спорном участке не допускается, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения.

Вместе с тем, решение от 08.09.2017 является производным от градостроительного плана от 09.08.2017, поскольку именно содержащиеся в последнем сведения явились основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Соответственно, исходя из необходимости реализации сформулированных в ст. 3 КАС РФ задач административного судопроизводства (обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений), а не формального рассмотрения дела, суд полагает необходимым проверить обоснованность содержащихся в градостроительном плане от 09.08.2017 сведений.

Однако, разрешая настоящее дело, суд учитывает, что решение от 06.04.2017 в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ имеет преюдициальное значение исключительно в отношении фактов, установленных им (определения Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1739-О, от 04.07.2017 № 1442-О).

Вместе с тем, из содержания решения от 06.04.2017 не констатировалось право собственника возводить на спорном участке какие-либо объекты капитального строительства.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что спорный участок находится за пределами установленных решениями №№ 27 и 28 границ д. Западное Кончезеро.

Изменение границы указанного населенного пункта было осуществлено в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ, ч. 4 ст. 18, ч. 2 ст. 23 ГрК РФ, ч. 1.1 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» путем утверждения генерального плана и ПЗЗ Кончезерского поселения, то есть посредством принятия решений №№ 27 и 28, являющихся нормативными правовыми актами.

В силу абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, притом что согласно пп. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ изменением границ населенных пунктов является утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

При этом п. 1 ст. 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Само по себе то обстоятельство, что сведения об измененных границах населенных пунктов не содержатся в ЕГРН, не отменяет непосредственное действие и обязательности для исполнения на территории Кончезерского сельского поселения решений №№ 27, 28, принятых представительным органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее – Закон № 131-ФЗ).

При этом учитывается, что основанием для изменения границ населенных пунктов в силу взаимосвязанных положений пп. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ, ч. 4 ст. 18, ч. 2 ст. 23 ГрК РФ, ч. 1.1 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» является именно принятие нормативного правового акта, утверждающего или изменяющего генеральный план, а не внесение соответствующих сведений в ЕГРН, что соотносится с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Кроме того, ч. 2 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) прямо предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, а государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Указанное следует и из главы 4 Закона № 218-ФЗ, регулирующей порядок внесения сведений в ЕГРН как в порядке межведомственного информационного взаимодействия, так и по заявлению правообладателя (пп. 8 и 11 ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 34).

Соответственно, изменение границ д. Западное Кончезеро а также категории спорного участка (с земель населенного пункта на земли сельскохозяйственного назначения) произошло с момента введения в действие (вступления в силу) решений №№ 27 и 28, а не с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН (абз. 8 п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 77 ЗК РФ, пп. 1 и 2 ст. 2, пп. 1 и 3 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Кроме того, Закон № 218-ФЗ вступил в силу только 01.01.2017 (ч. 1 ст. 72), в связи с чем он не действовал на момент принятия решений №№ 27 и 28. Поскольку ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшим с 31.01.1998 по 31.12.2016) не была предусмотрена государственная регистрация изменения границ населенных пунктов и категории земель, содержащиеся в ЕГРН сведения о нахождении спорного участка в границах д. Западное Кончезеро не свидетельствует о том, что он находится в пределах указанного населенного пункта.

Таким образом, спорный участок согласно взаимосвязанным положениям пп. 1 и 2 ст. 2, пп. 1 и 3 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» является полевым земельным участком, предназначенным исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В связи с чем содержание градостроительного плана от 09.08.2017 (чертеж градостроительного плана, пп. 2.3, 2.4, 8) соответствовало фактически существовавшему виду разрешенного использования спорного участка, в связи с чем является правомерным.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение вынесено при наличии к тому правовых и фактических оснований, с соблюдением установленного порядка, компетентным должностным лицом, в связи с чем совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, относятся на него самого.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 13.02.2018

Последний день подачи апелляционной жалобы – 13.03.2018.

2а-1333/2018 ~ М-396/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гомулькин Михаил Владимирович
Ответчики
администрация Кондопожского муниципального района
Другие
Спиридонов Дмитрий Юрьевич
администрация Кончезерского сельского поселения
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.01.2018Регистрация административного искового заявления
24.01.2018Передача материалов судье
25.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2018Рассмотрение дела начато с начала
25.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2018Дело оформлено
16.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее