Дело № 2-4013/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суворова И. А. о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Карелия об отказе в переводе земельного участка из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, возложении обязанности на Правительство Республики Карелия принять акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов,
у с т а н о в и л:
Суворов И.А. обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что Распоряжением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Прионежского муниципального района было отказано в переводе земельного участка, имеющего кадастровый номер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м (местоположение: Республика Карелия, <данные изъяты> район, в районе с.<данные изъяты>), из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов в связи с ограничением перевода земельных участков другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов, установленным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.20004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также в связи с запретом осуществления на земельном участке рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов деятельности, не соответствующей целевому назначению земельного участка, установленным пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное распоряжение по мнению заявителя принято с нарушением требований федеральных нормативных актов, нарушает его права и создает препятствия к осуществлению установленных законом прав. Земельный участок участка с кадастровым номером <данные изъяты> после перевода земельного участка из земель запаса предполагался для предоставления в аренду для строительство объекта «Дом рыбака». Актом о выборе земельного участка для строительства «Дома рыбака» в районе села <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ четко определены цели выбора земельного участка и ограничения при его освоении. В связи с тем, что участок расположен в прибрежной защитной полосе и водоохраной зоне озера <данные изъяты>, действующим Водным кодексом Российской Федерации устанавливаются ограничения при использовании испрашиваемого земельного участка. Земельный участок подлежит использованию только для строительства дома рыбака в районе села Заозерье. Размещение проектируемых строений выполнить, согласно действующим нормам и правилам строительного проектирования, водному законодательству в области охраны окружающей среды. Отказывая в переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, Правительство Республики Карелия утверждает о возможности осуществления деятельности с нарушением требований нормативных актов Российской Федерации, что является недопустимым. Актом выбора земельного участка предусмотрено, что земельный участок может быть предоставлен после перевода из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. В силу ст. 103 ч.2 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев. Следовательно, все действия по освоению земельного участка (проектирование, строительство и т.д.) возможны только после перевода земель и предоставления данного участка мне в установленном законом порядке. Кроме того, при издании оспариваемого Распоряжения были нарушены установленные законом сроки для его издания. Ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов было направлено администрацией Прионежского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ Однако Распоряжение № 60р-П было принято спустя 6 месяцев 23 января 2013 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254 - 256 ГПК РФ, заявитель просил признать незаконным Распоряжение Правительства Республики Карелия № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов; обязать Правительство Республики Карелия принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м (местоположение: Республика Карелия, <данные изъяты> район, в районе с.<данные изъяты>), из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов в течение одного месяца с вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 13.05.2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что участок испрашивается им для использования в личных целях, но в будущем на этом участке возможна организация туризма, ранее Правительством РК было отказано в переводе земельного участка в земли сельскохозяйственного назначения.
Представитель заявителя адвокат Яковлева О.Л., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Ульянова А.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации Заозерского сельского поседения Прионежского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленных ответах пояснил, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне ограничений градостроительной деятельности «Специальный защитный лес».
Представитель заинтересованного лица – Правительства Республики Карелия – Бедоева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что перевод земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается только в случаях, прямо указанных в части 2 ст. 10 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». При обращении с заявлением о переводе земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> таких оснований не установлено. Кроме того, пояснила, что такие участки должны предоставляться в целях создания инфраструктуры, необходимой для организации любительского и спортивного рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым на основании договоров предоставлены рыбопромысловые участки для организации любительского и спортивного рыболовства в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления Суворова И.А. Администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия обеспечен выбор земельного участка в районе села <данные изъяты>, <данные изъяты> района, площадью <данные изъяты> кв.м., из состава земель запаса, для строительства дома рыбака. Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка в районе с.<данные изъяты>, утвержден акт о выборе указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и предварительно согласовано место размещения дома рыбака в кадастровом квартале <данные изъяты> в районе с.<данные изъяты> <данные изъяты> района РК. ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Карелия осуществлен кадастровый учет земельного участка, которому присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ Суворов И.А. обратился в Администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о подготовке ходатайства в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещением заказов для государственных нужд о переводе испрашиваемого земельного участка из состава категории земель земли запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с целью строительства дома рыбака. На основании указанного заявления Администрация Прионежского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ обратилась с ходатайством (№<данные изъяты>) в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещением заказов для государственных нужд о переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в Республике Карелия <данные изъяты> района, районе с. <данные изъяты>, из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов. Согласно п. 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, Комитет рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков), находящихся в собственности Республики Карелия, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких земель), а также земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, и разрабатывает с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия предложения для Правительства Республики Карелия о переводе таких участков (п.15.1 Положения).
По результатам рассмотрения представленных Администрацией Прионежского муниципального района документов Правительством Республики Карелия было принято решение об отказе в переводе земельного участка, оформленное Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, обжалуемое в настоящий момент. При этом согласно указанному Распоряжению в переводе земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов отказано в связи с ограничением перевода испрашиваемого земельного участка в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов, установленным частью 2 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и запретом осуществления на земельном участке рекреационного назначения в составе земель рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов деятельности, не соответствующей целевому назначению земельного участка, установленному п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ.
Отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в Республике Карелия <данные изъяты> района, районе с. <данные изъяты>, из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов препятствует предоставлению указанного участка в аренду заявителю.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий. При этом указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. В соответствии с п. 2 ст. 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую урегулирован положениями ст. 8 ЗК РФ и специальным Федеральным законом от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе).
Согласно ст. 2 Закона о переводе для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства с приложением необходимых документов. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Основания для отказа в переводе земельного участка указаны в ст. 4 Закона о переводе, в том числе в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Статья 10 Закона о переводе регулирует особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Согласно п. 2 указанной статьи перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон; 3) в иных установленных ЗК РФ и другими федеральными законами случаях. То есть законодательно установлен исчерпывающий перечень случаев, когда такой перевод допускается.
Согласно п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как пояснил представитель Правительства Республики Карелия в судебном заседании решений о создании особо охраняемой территории в районе с. <данные изъяты> Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия не принималось.
В целях проверки указанных положений Закона о переводе, судом в рамках рассмотрения настоящего дела, была запрошена в Администрации Заозерского сельского поселения Прионежского района информация о том, принимались ли Администрацией о создании особо охраняемой территории местного значения в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в районе испрошенного заявителем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, район с. <данные изъяты>. В судебном заседании представитель Администрации Прионежского муниципального района пояснял, что таких решений не принималось, особо охраняемой территории местного значения в этом месте нет. Согласно ответу Администрации Заозерского сельского поселения в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения указанный участок находится в зоне ограничений градостроительной деятельности «Специальный защитный лес», строительство домов рыбака в указанной зоне не предусмотрено.
Таким образом, создание особо охраняемой территории в районе испрашиваемого заявителем земельного участка не планируется, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории. Туристско-рекреационные особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения. При этом согласно ст. 6 указанного Закона решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Решений Правительства РФ о создании в районе с. <данные изъяты> <данные изъяты> района туристско-рекреационной особой экономической зоны не принималось. Доказательств обратного суду не представлено.
Доказательств возможности перевода испрашиваемых участков в земли особо охраняемых территорий и объектов в иных установленных ЗК РФ и другими федеральными законами случаях заявителем не представлено, судом не установлено.
Ссылка заявителя и его представителя на то обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки будут предоставляться в соответствии со ст. 98 ЗК РФ не может быть принята судом, так как согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. То есть норма ст. 98 ЗК РФ указывает на отнесение к землям рекреационного назначения земельных участков, занятых перечисленными объектами, как уже существующими домами рыболова и охотника. Такое же значение придается указанной норме и правоприменительной практикой. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ все перечисленные объекты используются именно для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а не в личных целях.
При этом, испрашиваемому земельному участку с кадастровыми номерами <данные изъяты> установлено разрешенное использование: для строительства дома рыбака, в то время как ст. 98 ЗК РФ указывает на возможность отнесения к землям рекреации только земельных участков, занятых домами рыболова. Понятие рыболовства дано Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». При разрешении вопроса об отнесении земельных участков к землям рекреации суд и уполномоченные органы должны руководствоваться буквальным прочтением закона и указанием разрешенного использования участка, указанным органом местного самоуправления, сведениями государственного кадастра недвижимости. При таких обстоятельствах указанное в ЗК РФ наименование объекта (дом рыболова), размещение которого позволяет отнести земельный участок к землям рекреации и указанное наименование объекта в документах на испрашиваемый земельный участок (дом рыбака) не совпадает.
Кроме того, давая оценку доводам представителей заинтересованного лица и заявителя, суд соглашается с позицией о том, что размещение домов рыболова возможно в рамках создания инфраструктуры, необходимой для организации любительского и спортивного рыболовства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, использующими рыбопромысловые участки на основании договоров, заключенных в порядке, определенном законом. Такая позиция основана на системном понимании ст. 24 и иных положений Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». При этом Федеральный закон № 166-ФЗ не раскрывает понятие такой инфраструктуры, однако согласно ст.ст. 53-54 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующим схожие отношения в сфере охоты, в связи с чем применяемыми судом по аналогии к регулированию спорных правоотношений, охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Содержание охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения. Кроме того, указанные нормы подтверждают позицию Правительства Республики Карелия, согласно которой использование домов рыболова и охотника, а соответственно и земельных участков под ними должно осуществляться для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено Федеральным законом, не доказывает необходимость и возможность предоставления гражданам земельных участков для размещения домов рыбака или рыболова в указанных целях. Право граждан на свободное пользование водными объектами в целях осуществления любительского и спортивного рыболовства при таких обстоятельствах никак не ущемляется.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суд выясняет: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Довод заявителя о том, что Правительством РК нарушен срок рассмотрения ходатайства о переводе нашел свое подтверждение в судебном заседании и не отрицался представителем Правительства РК. Действительно в нарушение Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ходатайство об отказе в переводе земельного участка было принято с нарушением установленного федеральным законом срока. Так ходатайство Администрации Прионежского муниципального района поступило в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в переводе земельного участка было принято только ДД.ММ.ГГГГ, в то время как указанное решение должно быть принято в двухмесячный срок. Оснований продления такого срока законом не установлено. Однако нарушение срока принятия решения не является основанием для признания его незаконным. Бездействие Правительства РК заявителем или Администрацией Прионежского муниципального района не обжаловалось.
На основании изложенного отказ Правительства Республики Карелия в переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, оформленный Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> по указанным в нем основаниям, не может быть признан не законным, оснований для удовлетворения заявленных Суворовым И.А. требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования Суворова И. А. о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Карелия об отказе в переводе земельного участка из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, возложении обязанности на Правительство Республики Карелия принять акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 24 мая 2013 года.