2-415/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2014 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Сафонова П.П.,
с участием истицы ФИО7,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес> по доверенности ФИО12,
представителя ответчика ФИО6 городского округа <адрес> по доверенности ФИО13,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району и Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности поставить на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей и нуждающейся в получении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО7 (добрачная фамилия ФИО15), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением ФИО6 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ её мать ФИО1 была лишена родительских прав в отношении её и двух её несовершеннолетних братьев.
Постановлением ФИО6 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 была включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
После постановки на учет, жило помещение ей не было предоставлено.
ФИО7 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес> и ФИО6 городского округа <адрес> о возложении обязанности поставить на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей и нуждающейся в получении жилого помещения. Свои требования истец мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ Шалинский районный суд лишил родительских прав её мать: ФИО1, в отношении её и двух её братьев. Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она была отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 <адрес> она была внесена, согласно ст.8 п.3 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилым помещением, утвержденный ФИО6 ФИО6 <адрес>. Благоустроенное жилое помещение (строение) по списку должно быть предоставлено по достижению возраста 18 лет. Достигнув данного возраста, она неоднократно обращалась в устной форме, (а нужно было в письменной форме) к специалистам ФИО6 <адрес> с вопросом о предоставлении жилого помещения (строения) по списку. В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в ФИО6 <адрес> в письменной форм о предоставлении мне жилья, но получила отказ. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру ФИО6 <адрес> с заявлением об оказании помощи в постановке на очередь на получение жилого помещения по списку. Прокуратурой ФИО6 <адрес> была проведена проверка по её обращению. Из данного ей ответа от ДД.ММ.ГГГГ № она узнала, по каким основаниям была исключена из очереди по списку, (за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>3). С исключением из списка на получение жилое помещение (строение) ФИО6 <адрес> не согласна по следующим основаниям:
- согласно постановления ФИО6 ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года
№ в связи с лишением её матери: ФИО1 родительских прав, за
ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> ФИО6
района, <адрес>3, которая согласно
справке <адрес> сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ была снесена в ДД.ММ.ГГГГ;
- с вступлением Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года в законную силу
ФИО6 <адрес> должна была включить её в
список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (статья 8 пункт 3 подпункт № 2 ФЗ-159 от 21.12.1996 года) нуждающихся в получении жилого помещения ;
- постановлением ФИО6 ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года
№ её опекуном была назначена ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ, по достижению 16 лет, она получила паспорт, в котором, в графе место жительства был указан следующий адрес: <адрес>3, поскольку паспорт без указания места жительства не оформляли;
постановлением ФИО6 ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № её попечителем была назначена ФИО3, а местом проживания был указан тот же адрес: <адрес>3, по которому проживала её бабушка ФИО4, скончавшаяся в ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которой, данное жилое помещение стало не пригодным для проживания. А в ДД.ММ.ГГГГ это жилое помещение (строение) перестало существовать (было снесено);
жилое помещение (строение), в котором она была зарегистрирована в ДД.ММ.ГГГГ при получении паспорта никогда не принадлежало ей, и не было закреплено за ней в качестве жилого помещения.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ по ранее подававшемуся исковому
заявлению представитель ответчика: ФИО6 городского округа, не представил письменных доказательств о включении её в список очередников по достижению 14-летнего возраста, как нуждающейся в жилом помещении по достижению 18-летнего возраста (ст.8 п.З Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159).
На основании Федерального Закона от 29.02.2012 года № 15 и постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти <адрес> - управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес>. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда формируется Министерством социальной политики <адрес>, а в Шалинском городском округе этим вопросом занимается территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району. В настоящее время при отсутствии постоянного жилого помещения, по вине работников Шалинского городского округа (Администрации Шалинского района), а также территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес>-управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району ей приходится с малолетним ребенком (сыном ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) проживать на съемных квартирах.
Она просит суд: обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району принять её на учет, в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей и нуждающейся в жилом помещении.
В ходе судебного разбирательства в качестве третьих лиц на стороне ответчика были привлечены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а также Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В судебном заседании истец ФИО7 заявленный иск поддержала, уточнив исковые требования, и пояснила следующее. Решением ФИО6 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ её мать ФИО1 была лишена родительских прав, в отношении её и двух её младших братьев. Их отец юридически не установлен. Братья были направлены в детский дом. Её в связи с отсутствием мест в детском доме, передали под опеку бабушке ФИО4. Решение о направлении её в детский дом было принято постановлением Главы <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ года. В данном постановлении за нею была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Однако, указанная квартира была снесена в ДД.ММ.ГГГГ, то есть через короткий промежуток времени после закрепления за нею этого жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается справкой главы <адрес> сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ года. Со вступлением Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года в законную силу, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 8 данного закона Администрация Шалинского района должна была включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, однако. По неизвестным ей причинам этого не было сделано. Возможно, причиной этого было наличие формально закреплённого за нею жилого помещения, которого к этому времени фактически не существовало. Постановлением Главы <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ № её опекуном была назначена ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ, по достижению 16 лет, она получила паспорт, в котором, в графе место жительства был указан адрес её проживания: <адрес>3, поскольку паспорт без указания места жительства не оформляли. Постановлением ФИО6 ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № её попечителем была назначена ФИО3, а местом проживания был указан тот же адрес: <адрес>3, по которому проживала её бабушка ФИО4, скончавшаяся в ДД.ММ.ГГГГ. Но после смерти бабушки, данное жилое помещение стало не пригодным для проживания. А в ДД.ММ.ГГГГ это жилое помещение (строение) перестало существовать (было снесено). Тем не менее, она и её сын до настоящего времени зарегистрированы по указанному, фактически не существующему месту жительства. Жилое помещение, в котором она была зарегистрирована в ДД.ММ.ГГГГ при получении паспорта, никогда не принадлежало ей, и не было закреплено за ней в качестве жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ она по распоряжению ФИО6 городского округа ФИО11, к которому обратилась на личном приёме с устным заявлением о предоставлении ей жилого помещения, она была включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. При этом, по достижению ею совершеннолетия, ей никто не разъяснил, что в период с 18 до 23 лет она должна подать заявление о постановке её в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма как ребёнок, оставшийся без попечения родителей. По этой причине она в данный период не подала такого заявления и была включена не в очередь лиц, нуждающихся в получении жилого помещения из числа детей сирот, а включена в очередь, нуждающихся в получении жилых помещений как малоимущая. В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в прокуратуру ФИО6 <адрес> об оказании помощи в постановке на очередь на получение жилого помещения по списку. Прокуратурой ФИО6 <адрес> была проведена проверка по её обращению. Из ответа на своё заявление от ДД.ММ.ГГГГ № ей стало известно, что она не была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что за ней было закреплено жилое помещение. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ по ранее подававшемуся ею аналогичному иску к ФИО6 городского округа ей стало известно, что она не включалась в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений по достижению 18-летнего возраста в соответствии со ст. 8 п. 3 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159. В соответствии с Федеральным Законом от 29.02.2012 года № 15 и постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти <адрес> - управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес>. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда формируется Министерством социальной политики <адрес>, а в ФИО6 городском округе этим вопросом занимается территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес>. В настоящее время при отсутствии постоянного жилого помещения, по вине работников ФИО6 городского округа (ФИО6 <адрес>), а также территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес>-управления социальной политики министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес> ей приходится с малолетним ребенком (сыном ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) проживать на съемных квартирах.
Она просит суд признать причины пропуска срока на подачу заявления о включении её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением, уважительными и восстановить срок подачи такого заявления, а также обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес> включить её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением с момента возникновения у неё такого права, то есть исполнения ей 14 лет: с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес> по доверенности ФИО12 иск не признала, пояснив, что истица ФИО7 действительно относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать был лишена в отношении истицы родительских прав, а отец юридически не был установлен. По какой причине ФИО16 (ФИО15) Н.А. в своё время не была включена в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения ей не известно. Возможно, по той причине, что формально за ней было закреплено жилое помещение. Функции органа опеки и попечительства в тот период на территории ФИО6 <адрес> исполняло управление образования, которые, наряду с опекунами истицы должны были принять меры по постановке её на такой учёт. На данный момент ФИО7 более 23 лет, поэтому отсутствует возможность поставить её на учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении. Просит иск оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика ФИО6 городского округа <адрес> по доверенности ФИО13 указал, что каких-либо исковых требований к ним истицей не заявлено. Доказательств виновности сотрудников ФИО6 городского округа <адрес>, на которые истица указывает в своём исковом заявлении, в том, что она не была включена в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, истицей не было представлено. Просит иск оставить без удовлетворения.
Третье лицо на стороне ответчика - Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд представителя, а также ходатайств и заявлений об отложении слушания по делу либо рассмотрении иск в их отсутствие не направили. Дело рассматривалось в их отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве также указано, что, они оставляют разрешение иска на усмотрение суда с учётом доказательств, представленных истицей на момент рассмотрения дела судом, о её нуждаемости в получении жилого помещения. (л.д.55-58).
Заслушав мнения истца, представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес>, представителя ответчика ФИО6 городского округа <адрес>, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьями 40, 55 (части 2,3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Справкой территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной политики по ФИО6 <адрес> подтверждается, что ФИО16 (ФИО15) Н.А. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 28).
Данное обстоятельство подтверждается также решением ФИО6 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, которым мать истицы ФИО1 была лишена родительских прав в отношении её и двух её несовершеннолетних братьев. (л.д. №).
Из справки о рождении ФИО10 видно, что её отец записан в данной справке со слов матери, то есть юридически не установлен. (л.д.67).
Согласно постановления ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с лишением ФИО1 родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО10 и юридическим отсутствием отца, последняя была направлена в детский дом, а за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> ФИО6 <адрес>№
Вместе с тем, согласно справки главы <адрес> сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ закреплённая за несовершеннолетней ФИО10 квартира, принадлежавшая колхозу <данные изъяты>, была снесена в ДД.ММ.ГГГГ
Это подтверждает доводы истицы о том, что закрепление за ней жилого помещения носило формальный характер, поскольку закреплённое за ней жилое помещение фактически отсутствовало.
Согласно паспортных данных истица ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована, как проживающая по адресу <адрес>. (л.д. №).
Вместе с тем, из пояснения истицы данное жилое помещение также отсутствует.
Эти доводы истицы подтверждаются ответом на её обращение к прокурору Шалинского района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором наряду с другим указано, что произведённым Межведомственной постоянно действующей комиссией по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания на территории ФИО6 городского округа обследованием установлено, что жилое помещение по адресу <адрес> отсутствует.
По сведениям <адрес> бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за ФИО16 (ФИО15) Н.А. объектов недвижимости не значится. (л.д.№).
Согласно свидетельства о заключении брака, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО7 сменив фамилию на ФИО16. (л.д.№).
Из Приказа территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что ФИО16 (ФИО15) Н.А. не находится на учете для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из специализированного жилого фонда <адрес>. (л.д.№).
Согласно выписки из списка малоимущих граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также копии личного учётного дела ФИО16 (ФИО15) Н.А. находится на таком учёте с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
При этом, копия заявления, на основании которого истица поставлена на такой учёт в материалах её учётного дела, а также в архиве администрации <адрес> городского округа не имеется. (л.д.№).
По утверждению истицы, она обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей.
Кроме того, в связи с отсутствием заявления невозможно установить дату подачи этого заявления, то есть выяснить подано ли оно до исполнения истице 23 лет или после этого.
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО16 (ФИО15) Н.А. по достижению ею совершеннолетия, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она формально имела закрепленное за ней жилое помещение, которое фактически отсутствовало. То есть по факту она не имела закрепленного за ней жилого помещения. Находящихся в собственности жилых помещений истица не имела и не имеет в настоящее время.
Истица зарегистрирована на постоянное жительство в несуществующем жилом помещении, что подтверждается вышеуказанными доказательствами.
На момент обращения с данным иском после достижения истицей совершеннолетия прошло более 12 лет.
Как следует из преамбулы Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно статье 1 указанного Закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. При этом часть 3 статьи 8 указанного ФЗ-159 (в редакции, действовавшей до 10 февраля 1998 года) выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, установила, что оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно поданного иска видно, что истец оспаривает свое право на получение жилого помещения вне очереди, а следовательно, между ней и ответчиками возникли правоотношения, которые по своему характеру являются длящимися.
Исходя из общих правил действия закона во времени, к этим правоотношениям подлежит применению Закон, действующий в настоящее время (в редакции от 29.02.2012 года N 15-ФЗ и от 02.07.2013 года N 185-ФЗ). Следовательно, в настоящее время нормы части 3 статьи 8 указанного выше Федерального закона признаны утратившими силу.
Согласно действующей в настоящее время ст.8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 год Федерального закона дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей нуждающиеся в жилых помещениях обеспечиваются ими в следующем порядке.
В силу пункта 1 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Как отмечено выше истец ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в администрации <адрес> городского округа.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года с 01 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, при этом Жилищный Кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из положений п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу 01.01.2013 года, и в соответствии с п. 2 ст. 4 следует, что предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено законом Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ «О правительстве Свердловской области» - Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Правительство Свердловской области на определенный срок утверждает Порядок обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета, в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств Областного бюджета в казну Свердловской области, порядок распределения их детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядок согласования и предоставления списка детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В данном законодательном акте Правительством Свердловской области определено, что распределение детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области.
Во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ Правительством Свердловской области были приняты нормативные акты, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года N 527-ПП был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Пунктом 3 данного постановления установлено, что в соответствии с областной целевой программой "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Также указанным законом определён порядок постановки на учёт детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечения их жилыми помещениями и определены ответственные за это органы государственной власти субъекта Российской Федерации – Свердловской области.
Как уже отмечено выше, право на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанными нормами жилищного законодательства, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действовавшим до 01.01.2013 законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения. С 01.01.2013 такое условие исключено из закона и в настоящее время в перечне документов для включения в список детей-сирот указано заключение органа опеки и попечительства о невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Поскольку истице ФИО16 (ФИО15) Н.А. 23 года исполнилось ДД.ММ.ГГГГ года, то соответственно наличие у неё права на меры социальной поддержки возникали на основании действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства.
При этом, суд учитывает, то вышеуказанное обстоятельство, что истица обращалась в администрацию <адрес> городского округа по поводу предоставления ей жилого помещения вскоре после исполнения ей указанного возраста, точная дата её обращения, а также основания для этого обращения не установлены по вышеназванным причинам: в связи с утратой её заявления о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, что также отмечено выше, ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
При этом, суд учитывает то обстоятельство, что у истицы имелось формально закреплённое за ней жилое помещение, что препятствовало ей в постановке на учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей, поскольку на то время на учёт ставились только такие граждане этой категории, которые не имели закреплённых за ними жилых помещений.
Также суд учитывает, что с момента истечения у истицы права на постановку её на учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей, то есть достижения ею 23 лет и постановки её на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма прошёл незначительный срок: чуть более двух месяцев.
При этом, суд находит обоснованными доводы истицы о том, что в своё время ей не было разъяснено право встать на учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей до 23-х летнего возраста.
Учитывает суд и то обстоятельство, что согласно представленных доказательств у истицы несколько раз менялись опекуны, которыми также не было принято мер по постановке её на учёт в качестве нуждающееся в жилом помещении, а также то, что таких мер не было предпринято соответствующими органами опеки и попечительства. Кроме того, органы опеки и попечительства не только не сделали этого, но и не предпринимали меры к отмене закрепления за истицей формально закреплённого за ней жилого помещения, что для истицы было препятствием для постановки на учет нуждающихся в получении жилья путем самостоятельного обращения в компетентные органы.
С учетом данных обстоятельств, а также незначительного срока прошедшего после достижения истицей возраста 23 лет и обращения её с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, суд находит причины пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями уважительными, в связи с чем ФИО16 (ФИО15) Н.А. подлежит включению Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти <адрес> – Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес> <адрес> <адрес> в этот список с момента обращения по поводу предоставления ей жилого помещения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования истицы о признании уважительными причин пропуска обращения с заявлением о включении в список данной категории лиц и восстановлении данного срока суд расценивает как основание иска о возложении на ответчика обязанности по включении ФИО16 (ФИО15) Н.А. в список, то указание на удовлетворение этих требований в резолютивной части решения суда не требуется.
Поскольку требований о возложении каких-либо обязанностей на ответчика <адрес> истицей не заявлено, кроме того, с учётом того, что в обязанности ответчика в настоящее время не входит обязанность учёта лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилых помещениях, исковые требования к данному ответчику подлежат оставлению без удовлетворения.
От взыскания судебных расходов по делу уплаченной при подаче иска государственной пошлины истица отказалась.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 197, 198, 199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО7 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району и Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности поставить на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей и нуждающейся в получении жилого помещения частично удовлетворить.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району обязанность поставить ФИО7 на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года.
Исковые требования ФИО7 к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области оставить без удовлетворения. Решение изготовлено в окончательной форме 14.09.2014 года.
Председательствующий судья П.П.Сафонов