Дело №5-518/18-12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Петрозаводск 28 июля 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Мельгиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Симоненко И.П., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении индивидуальному предпринимателю Симоненко И.П. инкриминируется недекларирование пиломатериалов (доски) из сосны общим объемом 44,87 куб.м, выявленное 16 марта 2018 года на Медвежьегорском таможенном посту Карельской таможни (Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, 3) в ходе таможенного контроля, то есть несоблюдение требований статей 84, п.3 ст.105, пп.4 п.1 ст.106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Действия привлекаемого лица квалифицированы по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Симоненко И.П. пояснил, что в таможенной декларации на перевозимый товар было указано ошибочное наименование товара (ели) при этом заявленный объем соответствовал фактически предъявленным таможенному органу пиломатериалам из сосны. Вне зависимости от породы хвойных пород пиломатериалов экспортные таможенные пошлины не уплачиваются, поэтому никаких вредных последствий из-за допущенной ошибки не последовало. Просил применить положения ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Представитель административного органа Снигур М.В. указал на наличие оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются таможенные процедуры, в том числе экспорт, выбор которых в соответствии со ст.128 ТК ЕАЭС определяется декларантом.
Согласно ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации.
В п.7 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС указано, что декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Часть 2 статьи 84 ТК ЕАЭС обязывает декларанта произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Согласно ч.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Таким образом, ошибка в качественных характеристиках товара, не сопряженная с недостоверным декларированием его количественных характеристик, не может служить основанием для привлечения к ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
При этом из содержания положений частей 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ следует, что законодатель рассматривает недекларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела, в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами. При этом состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.16.2 КоАП РФ является формальным, в то время как ответственность по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как следует из материалов дела, 15.03.2018 индивидуальным предпринимателем Симоненко И.П. на Медвежьегорский таможенный пост Карельской таможни представлена таможенная декларация 10227050/15032018/0000105 о процедуре экспорта пиломатериалов (обрезанных сухих) еловых, объемом 44,87куб.метров.
В ходе таможенного досмотра товара отравителя Симоненко И.П., проведенного сотрудниками таможенного органа 16 марта 2018 года на открытой площадке, расположенной на ул. Терешковой ст. Вичка Медвежьегорского района Республики Карелия, выявлено несоответствие в наименовании пиломатериалов и установлено, что индивидуальным предпринимателем для начала процедуры экспорта фактически предъявлены пиломатериалы сосновых пород, объемом 44,87 куб.метров.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что привлекаемым лицом, вопреки выводов должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, произведено декларирование вывозимого товара с указанием сведений о его наименовании (пиломатериалы) в полном количестве (объем 44,87 куб.метра), при этом допущенная ошибка в классификации товара (код ТНВЭД ЕАЭС) связана со сведениями о его качественных характеристиках (породе дерева), тогда как вид товара (пиломатериалы) был указан верно.
Доказательств, подтверждающих преднамеренный характер действий индивидуального предпринимателя Симоненко И.П. по экспорту пиломатериалов сосновых пород без таможенного декларирования, в материалах дела не содержится.
Письменные материалы и показания привлекаемого лица указывают на явную ошибку в качественных характеристиках заявленных в декларации пиломатериалов, которая с учетом конкретных обстоятельств дела не может расцениваться в качестве обстоятельства, влекущего административную ответственность по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации процедура экспорта осуществляется без уплаты таможенных платежей, и недостоверные сведения о качественных характеристиках товара, заявленные индивидуальным предпринимателем в таможенной декларации, никоим образом не могли порождать оснований для освобождения от их уплаты или занижение размера, то признаков объективной сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16 2 КоАП РФ, не обнаруживается.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В положениях ст.26.1 КоАП РФ указаны обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
В соответствии с положениями ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Проанализировав представленные письменные материалы дела, оценив их в совокупности, судья приходит к выводу об отсутствии убедительных и достаточных доказательств вины индивидуального предпринимателя Симоненко И.П. в нарушении требований таможенного законодательства при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах.
Собранные по делу доказательства не позволяет судье прийти к выводу о доказанности вины привлекаемого лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения, что в силу ст.1.5 КоАП РФ исключает его ответственность, как юридического лица.
При таких обстоятельствах, оснований для привлечения индивидуального предпринимателя Симоненко И.П. к административной ответственности ч.1 ст.16.2 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ИП Симоненко И.П. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Р.Ю. Парамонов