Копия
Дело № 2-2673/2021
24RS0048-01-2019-012064-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2021 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Татарниковой Е.В.,
с участием помощника прокурора Кернер Е.В.,
при секретаре Васильевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.О. к М.В. о взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
А.О. обратилась в суд с иском к М.В. о взыскании утраченного заработка в размере 69 376,42 руб., компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ при вызове бригады медицинской помощи к ответчику, где она осуществляла трудовую деятельность в качестве врача, последний причинил ей травмы в виде сломанной руки, что квалифицируется как средней тяжести вред здоровью. В связи с чем ответчик был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 112 УК РФ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на амбулаторном лечении.
В судебном заседании представитель ответчика М.В. – Мартыненко И.А. (полномочия подтверждены) с заявленными требованиям не согласился, ссылаясь на неверный расчет утраченного заработка, в том числе без учета выплаты истцу пособия по нетрудоспособности, а также завышенные требования о компенсации морального вреда.
Истец А.О. и ее представитель Иванов Д.А. в судебное заседание не явились предоставили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивали.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, учитывая мнение помощника прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований А.О.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1099 ГК РФ устанавливает, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В силу ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом.
Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.
Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.
Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.
Как указано в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", размер утраченного заработка потерпевшего согласно пункту 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется в процентах к его среднему месячному заработку по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности - судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.
Из приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что размер утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, и соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности и соответствующих степени утраты общей трудоспособности. Степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего определяется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, степень утраты общей трудоспособности - судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения. При определении состава утраченного заработка для расчета размера, подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка, за период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.
Исходя из ч. 3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка N 87 в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 18 час. 50 мин. М.В., находясь на лестничной площадке возле кабины лифта по своему месту жительства, нанес один удар правой рукой в область правого предплечья врача скорой медицинской помощи А.О. Тем самым М.В. причинил А.О. согласно медицинскому заключению экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ телесные повреждения <данные изъяты> которая вызвала временную нетрудоспособность продолжительностью более 21 дня, что квалифицируется как вред причиненный здоровью средней тяжести. За указанные действия М.В. признан виновным по ч. 1 ст. 112 УК РФ и ему назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год и 2 месяца.
Согласно представленным листкам нетрудоспособности А.О. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение амбулаторно в поликлинике по месту жительства.
Принимая во внимания установленные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд приходи к выводу о правомерности заявленных требований о компенсации утраченного заработка, поскольку А.О. обратилась за медицинской помощью в день причинения ей ответчиком травмы, получала лечение амбулаторно, была в связи с полученной травмой отстранена медицинским учреждением от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Поскольку вред здоровью истцу бы причинен ДД.ММ.ГГГГ, то за двенадцать месяцев работы (с июня 2017 по май 2018 года), предшествовавших повреждению здоровья, согласно представленным истцом справкам о доходах по форме 2-НДФЛ, заработок составлял 492 850,08 руб., следовательно, среднемесячный заработок составлял 41 070,84 руб. (492 850,08/12). За период нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее заработок составил 66 640,78 руб. (за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12 321,26 руб. = 41 070,84/30х9; за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 41 070,84 руб; за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 13 248,67 руб. = 41 070,84/31х10).
Как следует из ответа КГБУЗ «КССМП» на запрос суда за период нетрудоспособности А.О. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено пособия за счет средств работодателя 1 626,45 руб., за счет средств фонда социального страхования – 25 481,05 руб.
Поскольку при определении состава утраченного заработка для расчета размера, подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка за период временной нетрудоспособности, учитывается выплаченное пособие, следовательно, утраченный заработок истца А.О. в связи с действиями ответчика М.В. составляет 39 533,28 руб. (66 640,78 - 1 626,45 - 25 481,05), который и подлежит взысканию с последнего в пользу истца.
Кроме того, вышеизложенное в силу ст. ст. 150, 151, 1099 ГК РФ является основанием для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца.
Материалами дела достоверно установлено, что в результате неправомерных действий ответчика истцу при исполнении своих служебных обязанностей в качестве врача скорой медицинской помощи причинено телесное повреждение, квалифицирующее как средний тяжести вред здоровью.
Ранее представитель истца Иванов Д.А. в ходе судебного разбирательства пояснял, что в результате умышленных неправомерных действий ответчика истице причинена травма в виде сломанной правой руки. Травма была причинена, когда истица прибыла по вызову с бригадой врачей для оказания ответчику медицинской помощи. Более месяца рука истицы находилась в гипсе, истица, проживая одна, не имела возможность себя обслуживать, была вынуждена вызвать родителей, проживающих за пределами г. Красноярска. Кроме того, по настоящее время привычная подвижность руки не вернулась, при этом истица является врачом реаниматологом, поэтому причиненная травма и в данное время сказывается при исполнении ею трудовых обязанностей.
Принимая решение о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает вышеизложенное, характер физических и нравственных страданий, обстоятельства при которых был причинен моральный вред, характер причиненной травмы, индивидуальные особенности потерпевшей, требования разумности и справедливости, также суд учитывает умышленное причинение ответчиком истице вреда здоровью, вместе с тем суд принимает во внимание возражения ответчика о несоразмерности размера компенсации морального вреда, не предоставление стороной истца доказательств того, что по настоящее время привычная подвижность руки не вернулась и причиненная травма сказывается при исполнении ею трудовых обязанностей. В этой связи суд полагает, что следует определить размер компенсации морального вреда в сумме 75 000 руб.
В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика М.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден как потребитель, в сумме 1 686 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования А.О. о возмещении вреда здоровью удовлетворить частично.
Взыскать с М.В. в пользу А.О. утраченный заработок в размере 39 533,28 руб., компенсацию морального вреда 75 000 руб., всего 114 533,28 руб.
Взыскать с М.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 686 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
.
Председательствующий: Е.В. Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен 19.07.2021.
Копия верна
судья Е.В.Татарникова