№2-4738/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чамоковой Л. Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия о перерасчете размера пенсии,
установил:
Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Чамокова Л.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по старости с учетом заработной платы на нефтеперерабатывающем предприятии на основании справки Федеральной службы государственной статистики. Иных документов о заработке истица предоставить не имеет возможности ввиду их уничтожения во время военных действий на территории <данные изъяты>. В перерасчете пенсии решением ответчика истице отказано. Истица просит признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель по доверенности Зайцева И.М. уточнила, что просит обязать ответчика учесть истице сведения о заработной плате на основании справки Росстат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании чего произвести перерасчет размера пенсии. Информации о том, каким будет размер пенсии истицы при учете данных сведений, не имеет.
Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, поддержав доводы решения ответчика. Также указал на то, что представленная истицей справка не является документом, подтверждающим фактический заработок работника, из которого можно сделать вывод об его индивидуальном характере, при этом права истицы не нарушены, ей назначена пенсия с учетом представленных справок о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости. Пенсия назначена исходя из трудового стажа истицы и заработной платы за 60 месяцев подряд на основании представленных документов.
Также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, находящейся в <адрес>. Как следует из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № архивные материалы по учету заработной платы Чамоковой Л.Ф. за период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уничтожены во время военных действий на территории <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ). В виде документа, подтверждающего заработную плату истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представлена информация Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о статистических данных по среднемесячной начисленной заработной плате работников промышленности Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> за <данные изъяты>. Также, в судебное заседание стороной истца представлены справки <данные изъяты> о среднемесячной начисленной заработной плате рабочих и служащих в экономике <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по данным Росстата) и по отрасли народного хозяйства «Промышленность».
Сторона истца полагает, что предоставляемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики сведения о среднемесячной заработной плате работников промышленности в Российской Федерации (соответствующем субъекте Российской Федерации) могут являться подтверждением размера ее заработной платы при отсутствии необходимых документов по причинам, не зависящим как от самого гражданина, так и от его работодателя (в том числе, в связи с уничтожением архивных материалов в результате военных действий).
Между тем, судом принимается во внимание следующее.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.36 Федерального закона №400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ) при оценке пенсионных прав застрахованного лица расчетный размер трудовой пенсии определяется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из письма Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 г. N8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 №16/19ПА) установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В силу названых норм размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующей назначению данной пенсии.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.
Изложенное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Положения ст.30 Федерального закона №400-ФЗ обеспечивают индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, исключают возможность произвольного установления пенсионного обеспечения, воспроизводят действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, а потому не могут рассматриваться как не согласующиеся с конституционными предписаниями (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 №696-О).
Стороной истца представлены сведения, которые подтверждают размер номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике Российской Федерации (<данные изъяты>) по отрасли «Промышленность» и не носят индивидуальный характер, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истицей права на проведение перерасчета пенсии исходя из указанных данных.
При этом право истицы на получение пенсии, расчет которой произведен исходя из трудового стажа и заработка за определенный период, не нарушено.
С учетом изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 09.09.2017.