Дело №2-37/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года г. Москва
Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Ивановой Е.А., при секретаре судебного заседания Рец Т.А., с участием прокурора Демкиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-37/19 по иску Мискевич О.И. к Цыбульской Т.А., ДГИ г. Москвы об установлении факта родственных отношений, признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, признании права собственности на жилое помещение, и по встречному иску ДГИ г. Москвы к Мискевич О.И., Цыбульской Т.А. о признании недействительной доверенности и договора, применении последствий недействительности сделки, признании права собственности, -
УСТАНОВИЛ:
Мискевич О.И. обратилась в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования тем, что 26 марта 2018 года скончался Рагузин И.А. – отец Мискевич О.И., после его смерти по заявлению Мискевич О.И., было открыто наследственное дело. 22 марта 2017 года скончалась двоюродная сестра Рагузина И.А. – Ананьева К.А., хххххххххх, уроженка г. Москвы. В брачных отношениях Ананьева К.А. не состояла, наследников первой и второй очереди у нее не имеется, завещание она не составляла. Ее единственным наследником является Рагузин И.А., приходящийся Ананьевой К.А. двоюродным братом. 18 июля 2017 года Рагузин И.А. обратился к нотариусу Кузнецову Э.А. с заявлением об открытии наследства. Из полученных из Росреестра документов выяснилось, что после смерти Ананьевой К.А. 17 апреля 2017 года от ее имени был оформлен договор купли-продажи квартиры с Цыбульской Т.А. Поскольку на момент подписания договора купли-продажи квартиры Ананьева К.А. умерла, сделка является недействительной в силу закона. Установление факта родственных отношений необходимо для принятия наследства. С учетом сделанных в ходе судебного разбирательства уточнений исковых требований (л.д.135), просит установить, что Рагузин И.А., 1925 г.р., приходится двоюродным братом Ананьевой К.А., хх г.р.; признать договор купли-продажи квартиры от 17 апреля 2017 года между Ананьевой К.А. и Цыбульской Т.А. недействительным, и возвратить право собственности Ананьевой К.А.; включить в наследственную массу квартиру по адресу: г. Москва, хххххххххх; признать за Рагузиным И.А. право собственности в порядке наследования по закону на квартиру по адресу: г. Москва, хххххххххххххх; признать за Мискевич О.И. право собственности, в порядке наследования по закону на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, хххххххххххх.
ДГИ г. Москвы обратился в суд с встречным иском к Мискевич О.И., Цыбульской Т.А., мотивируя свои требования тем, что квартира по адресу: г. Москва, ххххххххххххххх, является выморочным имуществом, родственные отношения между Ананьевой К.А. и Рагузиным И.А. не подтверждены. С учетом изложенного, просит признать недействительной доверенность от 18 апреля 2017 года, выданную от имени Цыбульской Т.А. на имя Ананьевой К.А., зарегистрированную в реестре №5-564, удостоверенную нотариусом г. Москвы Мальцковй Л.А.; признать недействительным договор купли-продажи жилого помещения по адресу: г. Москва, ххххххххххххххххх, от 17 апреля 2017 года, заключенный между Ананьевой К.А. и Цыбульской Т.А., в силу ничтожности; применить последствия недействительности ничтожной сделки: истребовать квартиру по адресу: г. Москва, ххххххххххххххххх от 17 апреля 2017 года у Цыбульской Т.А.; погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись от 02 мая 2017 года о праве собственности Цыбульской Т.А. на жилое помещение по адресу: г. Москва, ххххххххххх; признать жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ххххххххххххх выморочным имуществом, переходящим в порядке наследования по закону в собственность субъекта Российской Федерации – города Москвы, указав, что решение является основанием для государственной регистрации права собственности г. Москвы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; выселить Цыбульскую Т.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ххххххххххххххххх.
В судебном заседании Мискевич О.И. и ее представитель по доверенности Егин А.А. первоначальные исковые требования поддержали, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Жафярова Г.Р. в удовлетворении исковых требований Мискевич О.И. просила отказать, настаивала на удовлетворении встречного иска.
Ответчик Цыбульская Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась, о причинах неявки суду не сообщила, с ходатайством об отложении дела не обращалась, возражений по существу иска не представила, суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие, в предусмотренном ст. 167 ГПК РФ порядке.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались.
Суд, выслушав явившиеся в судебное заседание стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
22 марта 2017 года умерла Ананьева Клара Антоновна, 01 октября 1933 года рождения, уроженка г. Москвы, зарегистрированная на момент смерти по адресу: г. Москва, ххххххххххххххх (л.д.18, 31, 33, 34).
Ананьевой Кларе Антоновне на праве собственности, в порядке приватизации, с 2007 года принадлежала квартира по адресу: г. Москва, ххххххххххххххх.
С заявлением к нотариусу об открытии наследства после смерти Ананьевой Клары Антоновны 18 июля 2017 года обратился Рагузин Игорь Антонович (л.д.32).
Постановлением временно и.о. нотариуса Кузнецова Э.А. от 25 сентября 2017 года в выдаче Рагузину И.А. свидетельства о праве на наследство было отказано в связи с тем, что Рагузиным И.А. не представлены документы, подтверждающие его родственные отношения с Ананьевой К.А. (л.д. 20, 35).
26 марта 2018 года умер Рагузин Игорь Антонович, хххх года рождения, уроженец г. Москвы, зарегистрированный на момент смерти по адресу: г. Москва, ул. хххххххххххх (л.д. 10, 40, 41).
18 июля 2017 года Рагузин И.А. составил нотариально удостоверенное завещание, которым все принадлежащее ему имущество, завещал Мискевич О.И., хххххххх года рождения (л.д. 21, 43).
Мискевич (до брака Рагузина) Ольга Игоревна, ххххх года рождения, является дочерью Рагузина Игоря Антоновича, что подтверждается свидетельством о ее рождении (л.д. 11, 12, 55).
04 апреля 2018 года Мискевич О.И. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Рагузина И.А. (л.д.44).
Из полученной по запросу суда актовой записи о рождении Ананьевой Клары, хххххххххххх года рождения, следует, что ее матерью являлась Ананьева Александра Ивановна, зарегистрированная по адресу: г. Москва, ххххххх, на момент рождения дочери ей исполнилось 33 года (л.д.80, 162).
В свидетельстве о рождении Рагузина И., хххххх г.р., актовой записи о рождении, его родителями указаны Рагузин Антон Николаевич и Рагузина Анастасия Ивановна (л.д.19, 185).
По сообщению ГКУ «Государственный архив Калужской области», метрические книги Спасопреображенской церкви села Буриново, к приходу которой относилась деревня Воронино, за период с 1883-1909 г.г. на хранение в ГКУ «ГАКО» не поступали, их местонахождение неизвестно (л.д.16), в просмотренных метрических книгах православной церкви во имя Преображения Господня села Буриново Тарусского уезда Калужской губернии за 1895 – 1897 г.г., к приходу которой относилась деревня Воронино того же уезда, запись о рождении младенцев женского пола с именем «Александра» и «Анастасия» у отца с именем «Иван» и фамилией «Ананьев» или другой фамилией отсутствует (л.д.191,193).
Из выписки из домовой книги по адресу: г. Москва, хххххххххххххххх, следует, что 14 мая 1933 года в квартире были зарегистрированы Ананьева Клавдия Ивановна, хххх г.р., Ананьева Александра Ивановна, ххх г.р., при ней племянник Рагузин Игорь, хх г.р., и дочь Ананьева Клара, хх г.р. Ананьева Клавдия Ивановна и Ананьева Клара Антоновна выписаны 26 марта 1975 года по адресу: г. Москва, хххххххххххх (л.д.188).
Из выписки из домовой книги следует, что по адресу: г. Москва, хххххххххххххх, были зарегистрированы по месту жительства Ананьева Александра Ивановна, ххххххх года рождения, выписана 25 ноября 1983 года в связи со смертью, и Ананьева Клара Антоновна, ххххх года рождения, выписана 06 апреля 2017 года в связи со смертью, указано, что Ананьева Александра Ивановна и Ананьева Клара Антоновна прибыли на хххх 04 июня 1975 года с адреса: г. Москва, ххххххххххххх (л.д.176).
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца и ее представителя по делу были допрошены свидетели Мискевич Н.А. и Мискевич К.А. (дети истца), пояснившие, что бабушка Клара была двоюродной сестрой их дедушки Игоря, они все родом из Тульской области.
Из медицинского свидетельства о смерти Ананьевой Клары Антоновны, хххххххх года рождения, следует, что с заявлением о смерти Ананьевой К.А. обратилась Мискевич Ольга Игоревна (л.д.165).
Расходы на оплату ритуальных услуг по захоронению Ананьевой К.А. несла Мискевич О.И., что подтверждается представленной в материалы дела квитанцией-договором на ритуальные услуги (л.д.216).
Также Мискевич О.И. в материалы дела представленные семейные фотографии, на которых изображены в том числе Рагузин Игорь, Ананьева Клара, Мискевич Ольга, Ананьева Александра.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении родственных отношений, факта принятия наследства.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Суд, принимая во внимание, что установление факта родственных отношений имеет для Мискевич О.И. юридическое значение, и получение необходимых документов для истца во внесудебном порядке невозможно, приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами, подтверждается факт родственных отношений между ее отцом Разугиным Игорем Анатольевичем и Ананьевой Кларой Антоновной, в связи с чем суд полагает возможным установить, что Рагузин Игорь Анатольевич является двоюродным братом Ананьевой Кларой Антоновны.
Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Из представленного в материалы дела регистрационного дела следует, что по договору купли-продажи от 17 апреля 2017 года между Ананьевой К.А. и Цыбульской Т.А., последняя стала собственником квартиры по адресу: г. Москва, хххххххххххх. Документы в Управление Росреестра по г. Москве были сданы Ананьевой К.А., на основании доверенности Цыбульской Т.А. на имя Ананьевой К.А. от 18 апреля 2017 года, удостоверенной нотариусом г. Москвы Мальцевой Л.А.
Согласно выписки из ЕГРН, собственником квартиры по адресу: г. Москва ххххххххххххххх, является Цыбульская Т.А., право собственности зарегистрировано 02 мая 2017 года.
С учетом вышеприведенных норм права, принимая во внимание, что договор купли-продажи квартиры заключен от имени Ананьевой К.А. после ее смерти, указанный договор не соответствует требованиям закона и является недействительным в силе его ничтожности, следовательно, переход права собственности на спорную квартиру от Ананьевой К.А. у Цыбульской Т.А. считается несостоявшимся, а владение Цыбульской Т.А. незаконно, поскольку оно основано на ничтожной сделке.
При вышеизложенных обстоятельствах квартира по адресу: г. Москва, хххххххххххххх, подлежит истребованию из незаконного владения Цыбульской Т.В. и включению в состав наследственной массы после смерти Ананьевой К.А.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ (ст. 1111 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Рагузин И.А. 18 июля 2017 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Ананьевой К.А. Однако оформить наследственные права не успел, так как 26 марта 2018 года умер. Единственным наследником после его смерти, в установленный законом шестимесячный срок обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является его дочь Мискевич О.И.
Принимая во внимание, что после смерти Ананьевой К.А. ее двоюродный брат Рагузин И.А. принял наследство, в установленный законом шестимесячный срок обратившись к нотариусу с соответствующим заявлением, требования истца о включении квартиры по адресу: г. Москва, хххххххххххххх, в состав наследственной массы после смерти Рагузина И.А. и признании за ней право собственности, в порядке наследования, на квартиру по адресу: г. Москва, хххххххххххххх, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования Мискевич О.И. суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения встречного иска ДГИ г. Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить, что Рагузин Игорь Антонович является двоюродным братом Ананьевой Клары Антоновны.
Признать договор купли-продажи от 17 апреля 2017 года между Ананьевой Кларой Антоновной и Цыбульской Таисии Анатольевны недействительным, истребовать квартиру из незаконного владения Цыбульской Таисии Анатольевны.
Включить квартиру по адресу: г. Москва, хххххххххххххх, в состав наследства после смерти Ананьевой Клары Антоновны.
Признать за Мискевич Ольгой Игоревной право собственности в порядке наследования на квартиру по адресу: г. Москва, ххххххххххххххххх.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца через Бабушкинский районный суд г. Москвы.
Судья: