77RS0029-02-2022-018403-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Куличева Р.Б.,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1087/2023 по иску Фонда поддержки и развития программ и проектов в области реабилитации детей и подростков во имя Святого Великомученика и фио к Префектуре адрес, Управе адрес, ГБУ адрес дороги адрес» о признании действий незаконными,
установил:
истец Фонд поддержки и развития программ и проектов в области реабилитации детей и подростков во имя Святого Великомученика и фио обратился в суд с административным иском к административным ответчикам Префектуре адрес, Управе адрес, ГБУ адрес дороги адрес», в котором просит признать действия ответчиков по вывозу имущества, принадлежащего истцу незаконными, обязании возвратить вывезенное имущество.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании Договора пожертвования объекта незавершенного строительства № 77 АГ 5036160, заключенного 11.02.2021 с Сорока фио, истец является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:08:0003001:10224 со степенью готовности 22%, общей площадью 975,9 кв.м., расположенного по адресу: адрес. В соответствии с актом приема-передачи от 11.02.2021, объект незавершенного строительства был передан истцу в следующем составе: корпус № 1, площадью 442,8 кв.м., и корпус № 2, площадью 533,1 кв.м. 13.10.2022 истцу стало известно, что сотрудниками Управы адрес, без предварительного уведомления и предупреждения, незаконно вывезли следующее имущество, расположенное в пределах границ объекта незавершенного строительства: три блока-контейнера вспомогательных помещений сборно-разборного типа, предназначенных для временного жилья. В результате демонтажа, ответчиком был поврежден объект незавершенного строительства, произошло частично обрушение бетонной стены, образовались сквозные отверстия.
Представители истца фио, фио в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Префектуры адрес фио в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям, указанным в отзыве, пояснила, что решение о демонтаже является законным и обоснованным, правоустанавливающих документов на земельный участок на котором было расположено имущество истцами представлено не было.
Представитель административного ответчика ГБУ адресфио в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Управы адрес в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В силу пп. 2, 3 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) самовольное использование земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, представляет собой правонарушение, которое защищается в предусмотренном порядке.
Пунктом 6 ст. 4 Закона адрес № 48 от 19.12.2007 «О землепользовании в адрес» (далее – Закон № 48) предусмотрено, что основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности адрес и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры аренды; этими же договорами устанавливаются и условия использования земельных участков (статья 8 названного Закона адрес).
В силу ст. 29 ЗК РФ, а также ч. 2 ст. 4 Закона № 48 правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности субъекта РФ - адрес, наделяются органы исполнительной власти адрес согласно действующему законодательству города; только органы исполнительной власти адрес осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности адрес; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Аналогичные положения содержатся в ст. 20 Устава адрес, согласно которой в собственности адрес, помимо прочего, находится земля и природные ресурсы в границах адрес, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
В судебном заседании установлено, что на основании договора пожертвования объекта незавершенного строительства № 77 АГ 5036160, заключенного 11.02.2021 между Фондом поддержки и развития программ и проектов в области реабилитации детей и подростков во имя Святого Великомученика и фио и Сорока фио, административный истец является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:08:0003001:10224 со степенью готовности 22%, общей площадью 975,9 кв.м., расположенного по адресу: адрес. В соответствии с актом приема-передачи от 11.02.2021, объект незавершенного строительства был передан истцу в следующем составе: корпус № 1, площадью 442,8 кв.м., и корпус № 2, площадью 533,1 кв.м.
Согласно акту обследования земельного участка № 9085807/30, составленного 15.06.2022 Госинспекцией по недвижимости, на земельном участке с адресным ориентиром: адрес размещены объекты, не являющиеся объектами капитального строительства: 7 бытовок, биотуалет, металлические ограждения, сооружение, бетонные блоки, складирована арматура, бетонные кольца, трубы, кабельные барабаны, строительные материалы, общей площадью 200 кв.м.
Действующая разрешительная документация на размещение объектов отсутствует.
адрес, с указанным адресным ориентиром площадью 597 кв.м. поставлен на кадастровый учет с номером 77:08:00030001:102, земельно-правовыми отношениями не обременен.
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:08:00030001:102 был предоставлен НО ММ ЖСК адрес на основании договора краткосрочной аренды земельного участка № М-08-505765 от 29.04.2004 со сроком действия до 30.03.2010 для разработки градостроительного обоснования в целях определения функционального назначения объекта.
На основании материалов обследования земельного адрес комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес 22.07.2022 принято решение о демонтаже объектов, оформленное Протоколом заседания комиссии № 06/22 от 22.07.2022.
Согласно акту о демонтаже незаконно размещенного некапитального объекта от 27.10.2022, составленного комиссией в составе представителей Управы адрес и ГБУ адрес адрес», объекты: 7 бытовок, биотуалет, металлические ограждения, сооружение, бетонные блоки, складирована арматура, бетонные кольца, трубы, кабельные барабаны, строительные материалы, забрал собственник.
Согласно п. 2.2.9 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес» Префектура принимает в установленном порядке необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе.
В силу п. 1.1. Приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 31.05.2011 № 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес» (далее – Положение) окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа адрес в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного адрес, а решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти адрес, учреждениями и предприятиями адрес, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
Пунктом 2.2. Положения комиссии предоставлено право принятия решения о демонтаже и (или) перемещения незаконно размещенных объектов.
В соответствии со ст. ст. 209 и 301 ГК РФ, ст. 10 и пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 2 статьи 4 Закона адрес от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в адрес», в целях защиты прав адрес при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, и совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, Правительством Москвы принято постановление № 614-ПП.
Согласно п. 2 приложения 1 к постановлению № 614-ПП рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия).
Как определено в п.п. 3.1., 4.1 - 4.4. приложения 1 к постановлению
№ 614-ПП незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - это объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для их размещения, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и адрес, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Согласно п. 3.2. приложения 1 к постановлению № 614-ПП документы, являющиеся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, являются, среди прочего, действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
В соответствии с п.п.и 7.2. - 7.5.3 приложения 1 к постановлению № 614-ПП Префектура административного округа адрес в течение 5 рабочих дней с момента поступления в префектуру административного округа адрес акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов; в течение 3 рабочих дней с даты принятия Окружной комиссией названного решения обеспечивает демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку.
Отсутствие правообладателя незаконно размещенного объекта при его демонтаже и (или) перемещении не является препятствием для осуществления действий по демонтажу и (или) перемещению незаконно установленного объекта на специально организованную для хранения площадку (пункт 8 приложения 1 к постановлению N 614-ПП).
Истец не отрицает того, что названных в пункте 3.2. приложения 1 к постановлению № 614-ПП документов, являющиеся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, не имеет.
Оценивания представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, учитывая, что нарушений законодательства при вынесении решения от 22.07.2022 окружной комиссией по пресечению самовольного строительства допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца в части признания действий уполномоченных лиц Префектуры адрес, Управы адрес, ГБУ адрес дороги адрес» незаконными не имеется, поскольку действия ответчиков в части выявления самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного округа адрес регламентированы действующим законодательством. Каких-либо нарушений действующих норм в действиях ответчиков судом не установлено.
Суд также учитывает, что истец не лишен права в установленном порядке обратиться с заявлением о возвращении объектов, в связи с чем оснований для возложения обязанности возвратить вывезенное имущество у суда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении иска Фонда поддержки и развития программ и проектов в области реабилитации детей и подростков во имя Святого Великомученика и фио к Префектуре адрес, Управе адрес, ГБУ адрес дороги адрес» о признании действий незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 06 ░░░░░ 2023 ░░░░.