№2-3377/2021
10RS0011-01-2021-007259-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Морозовой А.П.,
с участием представителя истца Потаповой Т.Н., представителя ответчика Фроловой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапов В.Я. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
установил:
Потапов В.Я. обратился с иском к ГУ-УПФР в г.Петрозаводске (межрайонное) по тем основаниям, что решением №№ от 30.03.2021 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в виду отсутствия требуемого стажа в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно решения стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 24 года 5 месяцев 7 дней, что меньше требуемого стажа – 25 лет. При этом, при подсчете трудового стажа не были учтены периоды учебы в среднем профессиональном техническом училище №15 пос.Матросы КАССР (с 01 сентября 1984 года по 09 мая 1985 года) и период службы в армии (с 10 мая 1985 года по 04 июня 1987 года) в двойном размере. Истец полагает, что ответчик должен учесть данные периоды в трудовой стаж на основании положений статьи 91 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации», при этом период службы в армии подлежит учету в двойном размере в силу п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих». По изложенным в иске основаниям истец просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, отказ ГУ-УПФР в г.Петрозаводске (межрайонное) №№ от 30.03.2021 неправомерным; обязать ответчика включить в трудовой стаж период учебы с 01 сентября 1984 года по 09 мая 1985 года и период службы в армии по призыву с 10 мая 1985 года по 04 июня 1987 года в двойном размере; назначить Потапову В.Я. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения с 16.01.2021.
В судебном заседании истец не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца Потапова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, указав, что требуемые периоды истец просит включить в специальный педагогический стаж.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.
Суд заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы пенсионного дела в отношении Потапова В.Я. и настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Потапов В.Я., 19 марта 1967 года рождения, 16 января 2021 года обратился в ГУ-УПФР в г.Петрозаводске (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункт 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением №№ от 30.03.2021 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не учтен период учебы в среднем профессиональном техническом училище №15 пос.Матросы КАССР (с 01 сентября 1984 года по 09 мая 1985 года).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 83).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в силу пунктов 2 и 4 которого работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Как следует из трудовой книжки истца, 31.07.1984 принят рабочим на работу в подсобное хозяйство Паданский леспромхоз. 27.08.1984 уволен по ст.31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию, в связи с выездом на учебу.
С 01.09.1984 по 26.07.1985 период учебы в среднем профессиональном техническом училище №15 пос.Матросы КАССР (слесарь по ремонту автомобилей).
В период с 10.05.1985 по 04.06.1987 военная служба по призыву.
20.08.1987 принят учителем технического труда в Паданскую среднюю школу, уволен по собственному желанию (ст.80 ТК РФ) 31.12.2020.
Таким образом, согласно трудовой книжке, истец проходил обучение по специальности слесарь по ремонту автомобилей в среднем профессиональном техническом училище №15 пос.Матросы КАССР и до поступления в училище педагогического стажа не имел.
Из буквального толкования пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения следует, что время обучения в учебном заведении подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
Таким образом, поскольку истец проходил обучение по специальности слесарь по ремонту автомобилей, и периоду обучения в училище, то есть периоду до 01.09.1984, не предшествовала педагогическая деятельность, с учетом, изложенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж истца периода обучения с 01.09.1984 по 09.05.1985.
Довод стороны истца, изложенный в исковом заявлении и поддержанный его представителем в судебном заседании, о том, что статьей 91 ранее действовавшего закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона, не может быть принят судом во внимание, так как оснований для включения периода обучения в специальный стаж данная статья не предусматривает.
Разрешая требования истца в части включения периода службы в армии с 10.05.1985 по 04.06.1987 в двойном размере в силу п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что период службы в армии с 10.05.1985 по 04.06.1987 учтен в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В период военной службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Данный период относится к периоду до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, в соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
В связи с принятием Федерального закона «О статусе военнослужащих» Федеральным законом от 27 января 1995 года № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения.
После внесения указанных изменений, в соответствии со ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», при подсчете трудового стажа, указанного в ст. ст. 10, 11, 12, 29 данного Закона, военная служба по призыву исчисляется в льготном порядке - в двойном размере. Однако в перечисленных статьях пенсия учителям не предусмотрена.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28.03.2017 г. № 512-О, абзац 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает исчерпывающий перечень видов стажа, в который включается время прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Вопреки доводам истца, при разрешении настоящего дела не подлежит применению абзац 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, поскольку указанная норма не регулирует вопросы зачета периодов военной службы в специальный стаж при установлении права на досрочную трудовую (в настоящее время страховую) пенсию.
Доводы истца приведены без учета специальной нормы, изложенной в абзаце 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащего», можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.
Принимая во внимание, что на день обращения с заявлением о назначении пенсии 16.01.2021 у истца не имелось необходимого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него не возникло.
При указанных обстоятельствах, ответчиком законно и обоснованно было отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего специального стажа педагогической деятельности, а оснований для удовлетворения заявленных Потаповым В.Я. исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Потапов В.Я. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд РК.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 07.07.2021.