Дело № 2-890/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.Пермь 7 апреля 2011 года
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.,
при секретаре Нилоговой Е.М.,
представителя истца Плотниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску , , , , к ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8», ИНФС России по Свердловскому району г.Перми о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, признании недействительным решения ИНФС о государственной регистрации юридического лица, возложении обязанности аннулировать запись о создании юридического лица,
у с т а н о в и л:
, , , , обратились в суд с иском к ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8», ИНФС России по Свердловскому району г.Перми, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им стало известно о факте создания и регистрации ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8». Государственная регистрация ТСЖ была осуществлена ИФНС России по Свердловскому району г.Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Решение о создании ТСЖ было принято с нарушением действующего законодательства. Ни один из собственников не получал письменного сообщения о проведении собрания и не был уведомлен иным законным и допустимым способом. Собственники помещений в доме по <адрес> не принимали участия в общем собрании собственников помещений, на котором было принято решение о создании ТСЖ, не голосовали по вопросам повестки дня. Общего собрания в форме заочного голосования также не проводилось. Поскольку порядок создания юридического лица не был соблюден, то решение о его создании не могло являться основанием для государственной регистрации юридического лица, следовательно решение ИНФС России по Свердловскому району г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ТСЖ в качестве юридического лица не соответствует закону. На основании изложенного истцы просят признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ о создании ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8», признать недействительным решение ИФНС России по Свердловскому району г.Перми о государственной регистрации юридического лица ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8», возложить на ИФНС России по Свердловскому району г.Перми обязанность аннулировать в ЕРГЮЛ запись о создании юридического лица, исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ.
Представитель истца - в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истцы , , , , в судебное заседание не явились, извещены, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещались в предусмотренном законом порядке.
Из ранее направленного письменного отзыва ИФНС России по Свердловскому району г.Перми следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС обратилось ТСЖ с заявлением о создании юридического лица, при этом к заявлению были приложены решение о создании юридического лица, протокол общего собрания, гарантийное письмо, чек-ордер. Так как требования ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» были соблюдены, у ИФНС не было оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Положениями ст.233 ГПК РФ суду предоставлено право рассмотреть дело в порядке заочного производства, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.136 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
В соответствии с ч.1, п.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом
Согласно ч.3-5 ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В силу ч.1, 3, 4 ст.48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с ч.1, 6 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8» зарегистрировано в качестве юридического лица.
ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома по <адрес> обращались с коллективной жалобой в прокуратуру Ленинского района г.Перми о проверке законности факта регистрации ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8».
Истцами представлены анкеты собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, из которых усматривается, что собственники не принимали участия в голосовании о создании ТСЖ, не согласны с включением дома в состав ТСЖ.
Из искового заявления и пояснений истцов следует, что собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> не извещали о проведении общего собрания по вопросу создания ТСЖ, ни очное, ни заочное голосование по данному вопросу не проводилось.
ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по Свердловскому району г.Перми подано заявление о государственной регистрации вновь созданного юридического лица ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8».
К заявлению приложены протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников жилья, расположенного по <адрес>, а также Устав, гарантийное письмо и документ об уплате государственной пошлины, что следует из расписки о получении документов.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по списку 108 человек, присутствовали 65 человек. На повестку дня был поставлен, в частности, вопрос о создании ТСЖ. Из протокола усматривается также, что по данному вопросу проголосовали 100% присутствующих. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, кто из собственников принимал участие в голосование, каким количеством голосов (пропорциональным его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме) обладает каждый из принимавших участие в голосовании, в связи с чем невозможно достоверно установить, что при проведении собрания имелся кворум и что при голосовании большинство голосов, от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, было отдано за создание ТСЖ. Кроме того, в материалах дела отсутствует информация о том, что собственники жилого дома по <адрес> были уведомлены о проведении общего собрания собственников и принимали участие в этом собрании, голосовали по поставленным на повестку дня вопросам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств соблюдения требований действующего законодательства к порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем требования истцов о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ о создании ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Свердловскому району г.Перми приняла решение о регистрации юридического лица и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8».
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон).
В соответствии со ст.1 Федерального закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.2 Федерального закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, предоставляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст.11 Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу п.4.1 ст.9 Федерального закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что у ИФНС России по Свердловскому району г.Перми при представлении ТСЖ на регистрацию заявления с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, отсутствовали основания для отказа в регистрации ТСЖ в качестве юридического лица, следовательно решение ИФНС о регистрации юридического лица не может быть признано недействительным.
Вместе с тем, поскольку суд признал недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о создании ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8», которое явилось одним из оснований для регистрации юридического лица, суд не находит оснований для сохранения в Едином государственном реестре юридических лиц записи о регистрации ответчика, как созданного с нарушением норм действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд считает необходимым аннулировать запись о создании юридического лица, исключив ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Дело рассмотрено на основании имеющихся доказательств.
Руководствуясь ст.ст.194-198, главой 22 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ о создании ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8».
Исключить ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В удовлетворении требований о признании решения ИФНС России по Свердловскому району г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации ТСЖ «Объединенное ТСЖ «Советская, 21, Советская, 25, 25-го Октября, 8» отказать.
Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г.Перми заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Судья - О.В.Коневских