Судья Тайгибов Р.Т. дело N 33-11219/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2016 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Смирнова Е.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Рыбнике В.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Ахадовой Л.Н. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Никонова А.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка и внести изменения в характеристики земельного участка.
В обоснование требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304010:42 и нежилого строения, расположенных по <...>В <...> г. < Ф.И.О. >1. <...> департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. < Ф.И.О. >1 утвержден градостроительный план указанного земельного участка. При этом в текстовой и графической частях плана необоснованно указано, что земельный участок весь располагается одновременно как в первой, так и во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Кроме того, по мнению истца, в государственном кадастре недвижимости ошибочно содержится указание на нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304010:42 в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта. < Ф.И.О. >2 полагает свои права нарушенными, поскольку принадлежащий ей участок находится исключительно во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта
В связи с чем, уточнив требования, истец просил обязать администрацию г. < Ф.И.О. >1 считать весь земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304010:42, расположенный по адресу: г. < Ф.И.О. >1, <...>В, находящимся исключительно во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта и внести соответствующие изменения в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта < Ф.И.О. >1;
обязать администрацию г. < Ф.И.О. >1 выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304010:42, расположенного по адресу: г. < Ф.И.О. >1, <...>В, в котором будет указано, что данный участок весь находится исключительно во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, имеет площадь застройки 935 кв.м., в соответствии с координатами здания с кадастровым номером 23:49:0304010:1253, максимальная высота здания до конька крыши при застройке участка должна составлять не более 36 м, коэффициент использования территории не применяется;
обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю без истребования дополнительных документов внести изменения в характеристики спорного земельного участка, указав, что данный земельный участок весь находится исключительно во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21 января 2016 г. требования Никоновой А.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Плотникова Д.И., настаивавшего на удовлетворении жалобы, представителя Никоновой А.В. на основании доверенности Мамедбекову А.Р., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что Никонова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304010:42, категории земель: земли населенных пунктов - многоквартирный жилой дом, площадью 1547 кв.м., расположенного по <...>В <...> города < Ф.И.О. >1.
29 сентября 2011 г. департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи утвержден градостроительный план данного земельного участка N RU233090000-000000000004462.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, выданным департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 16 мая 2014 г. N 21-01-15/10523 земельный участок истца расположен в зоне «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 метров.
Удовлетворяя требования истца, суд указал, что в градостроительном плане земельного участка истца содержатся ошибочные сведения, относящие участок к первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, а также устанавливающие коэффициент использования территории.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями раздела 1.1. Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202, зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны горно-санитарной охраны, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания главы 9 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202, следует, что карты границ зон с особыми условиями использования территорий г. Сочи по природным и санитарно-гигиеническим требованиям представлены в форме картографических документов, являющихся неотъемлемой частью Правил.
На картах зон с особыми условиями использования территорий, входящих в состав Карты градостроительного зонирования г. Сочи, отображено принципиальное местоположение границ зон с особыми условиями использования территории, устанавливаемых по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленное на основе действующих нормативных документов, а также их виды.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса РФ предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса РФ наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: г. Сочи, р-н Хостинский, ул. Октября, 20-В, поставлен на государственный кадастровый учет 4 июля 2006 г. на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет N 49/06-01-1346 от 3 июля 2006 г., распоряжения «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Вояж» в пользование на условиях краткосрочной аренды земельного участка для эксплуатации расположенного на нем здания летнего кинотеатра по <...>В в <...>, г. < Ф.И.О. >1» от 6 апреля 2006 г. N 04-04/1298С, акта согласования границ земельного участка N б/н от 12 мая 2006 г. и документов о межевании N б/н от 29 июня 2006 г., с присвоением в установленном законодательством порядке кадастрового номера 23:49:0304010:42.
3 июня 2010 г. на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 49/10-3515 от 26 марта 2010 г. и межевого плана, в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304010:42. Площадь земельного участка уточнена в соответствии с требованиями земельного законодательства и составляет – 1547 кв.м.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304010:42 содержит сведения об обременении - первая зона округа горно-санитарной охраны курорта, данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения N 04-04/129 8С от 6 апреля 2006 г. и договора аренды земельного участка от 27 июня 2008 г. N 7700001097.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Таким образом, сведения о том, что земельный участок истца находится в первой зоне округа горной санитарной охраны курорта, содержатся в Государственном кадастре недвижимости, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи и носят объективный характер.
В связи с чем, у суда первой инстанции не имелось законных оснований вторгаться в компетенцию органа местного самоуправления, изменяя территориальную зону земельного участка.
В деле отсутствуют сведения о том, что истец обращался в орган местного самоуправления по вопросу изменения градостроительного регламента участка, а равно в орган кадастрового учета по вопросу изменения сведений государственного кадастра недвижимости. Таким образом, основания для возложения на ответчиков какой-либо обязанности у суда отсутствовали.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 января 2016 г. приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены судебного акта.
При установлении оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает правильным решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Ахадовой Л.Н. удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 января 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Никонова Анны Владимировны к администрации г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка и внести изменения в характеристики земельного участка отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: