Дело №2-380/2020
10RS0014-01-2020-000629-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2020 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Администрации Пряжинского национального муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с иском к ответчику о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что истцом на основании обращения гражданина по факту несанкционированного размещения отходов проведена проверка, в ходе которой установлено несанкционированное размещение отходов в кадастровом квартале №, общим объемом 1380 куб. м. Земельный участок, на котором размещена свалка, не относится к категории земель «земли лесного фонда». Собственник отходов не установлен. Поскольку указанная свалка расположена на территории Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, истец, ссылаясь на п. 9, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, в кадастровом квартале №, общим объемом 1380 куб.м., на расстоянии 1 километра на юго-запад от границы населенного пункта <адрес>.
Определением суда от 29.09.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Эссойльского сельского поселения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО "Автоспецтранс", от 22.10.2020 г. – ООО «Русский Лесной Альянс».
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Плотко Е.К., действующая на основании доверенности в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе прокурорской проверки достоверно установлено, что свалка расположена на землях лесного фонда.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представлены отзывы на иск.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материал прокурорской проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления в части ликвидации свалки в районе <адрес>, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным законом.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», также п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.п. 16, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Пунктами 2 ст. 9, ст. 10 и ст. 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки Министерством сведений, поступивших от гражданина А. установлено, что на территории Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, в кадастровом квартале №, на расстоянии 1 километра на юго-запад от границы населенного пункта <адрес> расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, собственник которой установлен не был.
По утверждению истца, несанкционированная свалка расположена на земельном участке, который не относится к категории земель лесного фонда. В обоснование данного факта истец ссылается на акт осмотра № 14 от 2.04.2020 г.
Из содержания акта осмотра № 14 от 24.04.2020 г. участок несанкционированной свалки бытового мусора расположен в квартале 76, данный участок примыкает к автодороге <данные изъяты> в 1,5 км. от <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН квартал 76 Соддерского участкового лесничества, в котором согласно акту расположена несанкционированная свалка, является частью земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда. Также в ЕГРН содержатся сведения об аренде указанного земельного участка ООО «Русский Лесной Альянс».
Таким образом, на основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что несанкционированная свалка находится на землях, относящихся к категории земель лесного фонда.
Истец, в порядке ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств опровергающих указанные обстоятельства. При этом в процессе рассмотрения дела судом ставился на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы с целью определения места положения несанкционированной свалки, сторона истца данных правом не воспользовалась.
Как следует из материалов прокурорской проверки по обращению гражданина, прокурором Пряжинского национального муниципального района арендатору лесного участка, расположенного в 76 квартале Соддерского участкового лесничества - ООО «Русский Лесной Альянс» вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в котором прокурор требует незамедлительно принять организационные и иные меры, направленные на устранение нарушений лесного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, путем проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на территории лесного фонда на границе квартала 85, выдела 28 и квартала 76 выдела 35 Соддерского участкового лесничества ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество».
Согласно положениям ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Способ защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ) определяется лицом самостоятельно, что на основании ст. 40 и 41 ГПК РФ, выражается также, в праве выбора ответчика, к которому предъявляются исковые требования. Обращаясь в суд с иском, истец самостоятельно распоряжается принадлежащим ему процессуальным правом на предъявление иска и определяет для себя круг ответчиков. В случае заблуждения истца относительно того, кто должен быть ответчиком по его заявлению, суд вправе в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГПК РФ допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим; однако, такая замена производится только с согласия истца.
В соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Мотивы, по которым суд признал невозможным рассмотреть данное дело без указанных лиц, должны быть приведены в определении, копия которого вместе с копией искового заявления направляется привлеченным лицам.
Исходя из смысла вышеназванных норм, право определять круг лиц, отвечающих по иску, принадлежит только истцу.
Поскольку истом ходатайств о замене ненадлежащего ответчика надлежащим заявлено не было, дело рассмотрено судом к заявленному ответчику. При этом суд учитывает, что в случае наличия материально-правовых требований к каким-либо лицам, не являющимся ответчиками по настоящему гражданскому делу, истец не лишен возможности обратиться к ним с соответствующими исковыми требованиями в порядке самостоятельного гражданского производства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, правовые основания для возложения обязанности по ее ликвидации на Администрация Пряжинского национального муниципального района отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к заявленному ответчику надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 01.12.2020 г.