2-8034/8
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Гудковой Г.В.
при секретаре Шмуйло Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Е.И. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она вышла в добровольную отставку с муниципальной службы, при этом ей была назначена доплата за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости в размере 80% месячного должностного оклада, предусмотренная ст. 17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Выплата указанной доплаты была ответчиком прекращена, так как в связи с увеличением размера трудовой пенсии по старости сумма пенсии и доплаты достигла установленного процента. Истица считает, что новая редакция ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (в редакции от 28.05.2010 года), ст. 56 устава Петрозаводского городского округа подтверждают ее право как муниципального служащего на получение доплаты по аналогии с государственными служащими Республики Карелия. Истица считает, что прекращение выплаты доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии неправомерно, противоречит Конституции РФ, Конституции РК и нарушает ее право на социальное обеспечение, равное по аналогии объему пенсионного обеспечения государственных служащих Республики Карелия. Истица просит обязать ответчика: выплатить причиненный вред в виде ежемесячной недоплаты к трудовой пенсии, за стаж муниципальной службы, в виде разницы между доплатой к пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2011 года включительно, исчисленной из расчета 80% от оклада в размере <данные изъяты> и фактически начисленной из расчета 29% от оклада, сумма которого составляет <данные изъяты> продолжить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере 80% месячного должностного оклада с обеспечением перерасчета при увеличении месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера по соответствующей аналогичной должности муниципального служащего и повышении трудовой пенсии, с учетом которой ей установлен размер ежемесячной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что Захарова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ главный специалист отдела внешнего благоустройства управления городского хозяйства комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Петрозаводска, ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ, п. 1 ст. 26 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» и ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со ст. 17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996 года. Стаж муниципальной службы 29 лет. Доплата к государственной пенсии по старости производилась ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города по июль 2009 года.
Согласно решению Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа (опубликовано 06.05.2011 года). На основании указанного Порядка истице была произведена ежемесячная доплата к пенсии за период с 01.10.2010 года по 30.09.2011 года в сумме <данные изъяты> что соответствует размеру доплаты, рассчитанной на основании утвержденного Порядка. То есть ответчиком, выплачена истице ежемесячная доплата к трудовой пенсии и продолжается ее выплата в настоящее время в размере 29% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Данные факты подтверждаются представленными документами.
Ответчик в своем отзыве указывает на то, что действующей редакцией Устава Петрозаводского городского округа ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены, а нормы законодательства о муниципальной службе в данной части не императивны.
Суд полагает, что данный подход в отношении истицы неправомерен и нарушает ее права.
Согласно п. 12 ст. 11 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02.03.2007 года на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства. В силу п.4 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ст.ст. 17, 32 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 года № 160-ЗРК (введен в действие с 01.01.1997 года) лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была установлена ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета. Размер данной доплаты ограничивался 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия.
С 13.08.2007 года правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 N 1107-ЗРК, статьей 11 было предоставлено право муниципальному образованию в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), а также определено, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По смыслу указанных выше норм установление обозначенных в них гарантий не является обязанностью органов местного самоуправления. Однако исходя из правовой позиции Конституционного суда РК, выраженной в постановлении от 07.10.2010 года «По делу о проверке соответствия Конституции РК положений абз. 1 ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением гражданина Титова А.М., по своей правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) является одной из дополнительных форм гарантированной социальной защиты, определяемой ст. 25 Конституции Республики Карелия.
По методу правового регулирования эта норма является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению. Однако, по смыслу указанного постановления Конституционного суда РК, применяемого по аналогии, предоставление органам местного самоуправления право по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в отношении муниципальных служащих, вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Законом РК № 1107-ЗРК, не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии для той категории муниципальных служащих, которым оно было предоставлено в период действия Закона РК № 160-ЗРК.
Статьей 56 устава Петрозаводского городского округа, принятого решением Петросовета от 19.10.1999 года N XXIII-XXVI/418, в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности. Ежемесячная доплата устанавливалась в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячная доплата составляла 55% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законом РК от 28.05.2010 года № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» внесены изменения в ст. 11, согласно которым в ч. 2 слова "сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты" заменена словами "размер ежемесячной доплаты"; статья дополнена ч. 5 «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования."
02.09.2010 года решением Петросовета N 26/44-875 были внесены изменения в ст. 56 Устава, вступившие в силу с 10.09.2010 года, согласно которым порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского совета.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.1999 года N 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ, Конституционным судом РК подходов при разрешении настоящего спора.
Внесением в Устав выше указанных изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, однако, не принял соответствующий механизм его реализации, в том числе, в отношении тех муниципальных служащих, которые приобрели такое право на основании ранее действовавшего законодательства. В связи с чем, отсутствуют препятствий для применения норм Закона РК от 12.10.2009 года № 1326 –ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в части расчета размера доплаты по аналогии, как регулирующего сходные правоотношения, с учетом положений ч. 1 ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в РФ», согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
По мнению суда, бездействие ответчика в данном случае не может быть оправдано отсутствием принятого представительным органом местного самоуправления порядка назначения, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии за стаж муниципальной службы. Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли до 10.09.2010 года. Поскольку право на получение доплаты ранее ей установлено и не утрачено в рамках действующего правового регулирования, это означает, что муниципальное образование приняло на себя определенные социальные обязательства. Указанной нормой исключена зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). Так, если ранее действовавшей ее редакцией было установлено, что сумма пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада, то в настоящей редакции устава установлено, что размер ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, фактически, ежемесячная доплата к пенсии трансформировалась в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе, что сходно с правовым регулированием соответствующей доплаты государственным служащим Республики Карелия.
Принимая во внимание изложенное, установленные по делу обстоятельства, суд полагает заявленные истицей требования о выплате разницы между доплатой к пенсии, исчисленной из расчета 80% и фактически выплаченной из расчета 29% обоснованными. По мнению суда нарушенное право истицы подлежит восстановлению путем обязания ответчика произвести истице за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере 80% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышли на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
27.04.2011 года решением Петросовета был принят новый порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. Данный Порядок вступил в законную силу с 06.05.2011 года, с даты опубликования.
Поскольку ответчиком, согласно пункту 3 данного Прядка, Захаровой Е.И., исходя из стажа муниципальной службы (29 лет), ежемесячная доплата к трудовой пенсии выплачивается в размере 29% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, доказательства о производимых ответчиком выплатах представлены в материалы дела, суд, с учетом вышеизложенного, не усматривает законных оснований для понуждения ответчика ежемесячно производить истице доплату к трудовой пенсии из расчета 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с соответствующими надбавками. В указанной части иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа произвести выплату Захаровой Е.И. за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере 80% месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.В. Гудкова