Дело № 12-70/2019
(5-103/119/19)
РЕШЕНИЕ
г. Заозерный 11 июля 2019 года
Судья Рыбинского районного суда Красноярского края Песегова Т.В.,
с участием представителя Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Костюка А.А.,
представителя Администрации Рыбинского района Красноярского края Ремиханова Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Администрации Рыбинского <адрес>, юридический адрес: <адрес>, ИНН 2432002249, ОГРН 1022401298919,
по жалобе представителя Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности <адрес> Костюка А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № в Рыбинском <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении Администрации Рыбинского <адрес> прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Рыбинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении Администрации Рыбинского района Красноярского края прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Костюк А.А. обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления, мотивируя тем, что в соответствии плановой выездной проверкой в период с 18 февраля по ДД.ММ.ГГГГ было установлено невыполнение Администрацией Рыбинского района Красноярского края предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно нарушение: Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ №, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации №, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». Выявлены нарушения, которые отражены в акте, а в последующем вменены в протоколе об административном правонарушении, составленным в отношении юридического лица.
Мировой судья обосновывает свое решение тем, что представитель юридического липа - администрации Рыбинского <адрес> — Ремиханов Р.Ф. вину юридического лица не признал, пояснил, что все нарушения, указанные в протоколе, об административном правонарушении, отсутствуют, представил суду Постановление администрации Рыбинского <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке подготовки и обучения населения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на территории Рыбинского <адрес>»; Постановление администрации Рыбинского <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О создании спасательных служб ГО Рыбинского <адрес>»; План КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти утвержденный ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ МЧС Росси по <адрес>; Распоряжение главы Рыбинского <адрес> №-о от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о должностном лице специально уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, в соответствии с которым главный специалист по вопросам ГО, ЧС и ПБ администрации Рыбинского <адрес> Ремиханов Р.Ф. является уполномоченным лицом на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Данное положение администрации Рыбинского <адрес> лишь подтверждает, что не создан при органе местного самоуправления постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, так-как функции органа не могут быть возложены на одно должностное лицо (нарушение № таблицы). Представленное в мировой суд Ремихановым Р.Ф. постановление администрации Рыбинского <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О создании спасательных служб ГО Рыбинского <адрес>» не имеет отношения к рассматриваемому вопросу, так-как плановая выездная проверка проводилась в соответствии с выше указанным приказом от ДД.ММ.ГГГГ №п с целью надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администрацией Рыбинского <адрес>, и к деятельности администрации в области ГО (гражданская оборона) не имела никакого отношения. Представленный в суд Ремихановым Р.Ф. в качестве доказательства план КЧС И ПБ по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Рыбинского <адрес> не переработан, так-как план согласован и утвержден ДД.ММ.ГГГГ, и его следовало переработать в июне 2018 года (нарушение № таблицы), так-как пункт 3 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» гласит, что сроки действия Планов:
организаций для объектового и местного уровня - три года, территориального уровня - четыре года, регионального и федерального уровней - пять лет;
территориальных и функциональных подсистем РСЧС - пять лет;
звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных - четыре года, региональных - пять лет.
По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
Иные доказательства, которые бы подтверждали отсутствие вины юридического лица — администрации Рыбинского района, в постановлении мирового судьи не приводятся. Решение принято только на основании голословных объяснений представителя администрации Рыбинского района: Ремиханова Р.Ф. и представленных им перечисленных выше нормативных правовых актов администрации Рыбинского района. Данные аргументы не могут служить основанием для принятия объективного и обоснованного решения мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения в действии (бездействии) администрации Рыбинского района. Так-как одно лишь наличие нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления не может служить доказательством фактического исполнения администрацией Рыбинского района обязанностей, определенных законодательством в области защиты населения на территории Рыбинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К тому же, большая часть представленных Ремихановым Р.Ф. нормативных актов администрации Рыбинского <адрес>, лишь подтверждают наличие выявленных в результате плановой выездной проверки нарушений.
В своих возражениях, представитель Администрации Рыбинского района Красноярского края Ремиханов Р.Ф. указал, по пункту 1. По созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций: в соответствии с требованиями Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Рыбинского района землетрясений, химически, радиационно опасных объектов и наводнений (затоплений) нет.
Исходя из этого в муниципальной программе «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения безопасности населения Рыбинского района» предусмотрены денежные средства из расчета на 50 человек.
Администрацией района был проведен предварительный отбор для выявления участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По результатам предварительного отбора не было выявлено ни одной заявки.
2. По созданию муниципальной системы оповещения: в соответствии с Положением о системах оповещения населения утверждённого приказом МЧС России № 422, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации № 90, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», Муниципальным образованием Рыбинский район была приобретена и установлена система оповещения руководящего состава ТП РСЧС Рыбинского района, предназначенная для рассылки CMC и голосовых сообщений по локальным телефонным сетям, а также проведено обучение оперативных дежурных МКУ «ЕДДС Рыбинского района», что подтверждается актом приема -сдачи выполненных работ к договору № 4 от 30.11.2017г.
Оповещение населения в соответствующих населенных пунктах проводится путем включения электрических сирен в соответствующих населенных пунктах.
Городские и сельские поселения тоже являются органами местного самоуправления.
3. Переработка Планов КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Действительно пунктом 3 приложения к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» гласит, что сроки действия Планов территориальных и функциональных подсистем РСЧС - пять лет.
Однако статья 4 приложения вышеуказанного приказа гласит, что корректировка (переработка) Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утверждавших эти Планы.
С момента утверждения Плана по настоящее время изменений исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС на территории Рыбинского района не было, следовательно в соответствии с п. 4 приложения к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621, переработку Плана осуществлять не было ни какой необходимости.
4. Обучение населения в области защиты населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций проводится в населенных пунктах по месту жительства на сходах граждан путем бесед, раздачи памяток, листовок и буклетов, которые население самостоятельно изучает, памятки приобщены к материалам дела.
5. Создание при органе местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения от ЧС.
В связи с тем, что в администрации Рыбинского района вопросы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций возложены на главного специалиста по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и, пожарной безопасности, главой района самостоятельно было принято решение уполномочить главного специалиста по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации района должностным лицом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций с утверждением Положения о должностном лице специально уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, не является нарушением № таблицы.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании спасательных служб ГО Рыбинского района представлено ошибочно.
6. Проведение тактико - специальных учений.
В муниципальном образовании Рыбинский район аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также формирований постоянной готовности нет, в связи с этим тактико -специальные учения не проводились и поэтому подтверждающие документы о проведении данных учений при проверке представлены не были.
7. Проведение комплексных учений
Муниципальное образование Рыбинский район не имеет опасные - производственные объекты, в связи с этим комплексные учения не проводились и поэтому подтверждающие документы о проведении данных учений при проверке представлены не были.
В судебном заседании представитель Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Костюк А.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил постановление мирового судьи отменить.
Представитель Администрации Рыбинского района Красноярского края Ремиханов Р.Ф. просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку считает постановление мирового судьи законным и обоснованным. Привел доводы, аналогичные в возражениях.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив представленные материалы, доводы жалобы, возражений, Выслушав представителя юридического лица - Администрации <адрес> М., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела и оценив исследованные доказательства в своей совокупности, суд приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Мировой судья судебного участка № в Рыбинском районе производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Рыбинского района Красноярского края прекратил, в связи с отсутствием административного правонарушения, указав, что в судебном заседании достоверно установлено и подтверждено доказательствами, представленными представителем юридического лица, что требования законодательства РФ и Красноярского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Рыбинского района выполнялись на основании представленных суду документов, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях администрации.
Вместе с тем, суд считает выводы суда неверными, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу подп. "м", "н" п. 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:
м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено что:
- резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
- резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Согласно п. «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из представленных материалов следует, что у администрации Рыбинского района имеется резерв финансовых ресурсов, однако отсутствуют резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые включают в себя продовольствие, пищевое сырье, медицинское имуществ, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Доводы представителя администрации о том, что по результатам проведения предварительного сбора для выявления участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи, не было выявлено ни одной заявки не может служить основанием для освобождения юридического лица от необходимости формирования резерва. Также не является основанным на законе утверждение представителя администрации, что резерв нет необходимости формировать ввиду тог, что на территории Рыбинского района землетрясений, наводнений, химических радиационно-опасных объектов нет.
В соответствии с пунктом м) части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях».
В соответствии с приказом «Об утверждении положения о системах оповещения населения « № 376 от 25.07.2006г. согласно 25. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;
обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-
диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
Вместе с тем, предоставленные сведения юридическим лицом о существующей системе оповещения не в полном объеме отвечают предъявленным требованиям в соответствии с системой оповещения населения.
Что касается переработки планов КЧС и ПБ, здесь суд соглашается в доводами представителя юридического лица, с ссылкой на п. 4 приложения к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», что корректировка (переработка) Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утверждавших эти Планы.
Поскольку исходные данные по истечению пятилетнего срока не были изменены, планы не подлежат корректировки, а тем болеепереработке. В связи с чем, суд считает данный пункт излишне вмененным в вину юридического лица.
Доводы, указанные государственным органом в протоколе об административном правонарушении, о том, что ОМС не организованно проведение подготовка неработающего население в области защиты от ЧС, а также не организованно проведение тактико-специальных учений, комплексных учений, суд находит обоснованными.
Из представленных администрацией Рыбинского района Красноярского края материалов в том числе: листовок, фотоснимков не возможно достоверно установить, что юридическое лицо в полном объеме осуществляет подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, проводит занятия для работающего населения, неработающего населения. По фактам проведения обучения, доводы
В силу положений ч. 2 ст. 8, ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения, к которым в частности относятся Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, доводы представителя юридического лица о том, что указанное в протоколе нарушение, связанное с не проведением тактико-социальных учений, не обосновано в виду отсутствия в муниципальном образовании Рыбинского района аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, основаны на неверном толковании Закона, так как указанные аварийно-спасательные службы в силу приведенных положений создаются не на объектовом уровне, а на муниципальном.
Нарушение в части не проведения комплексных учений также вменено государственным органом юридическому лицу в соответствии с требованиями п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которым предусмотрено проведение комплексных учений продолжительностью до 2 суток 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях.
Доводы представителя администрации в этой части основаны на неверном толковании Закона.
Вместе с тем, суд считает излишне вмененным нарушение администрацией по созданию при органе местного самоуправления постоянно действующего органа управления, поскольку суду юридическим лицом предоставлены документы, подтверждающие обратное и подробно отраженное в возражениях юридическим лицом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что мировым судом не в полной мере дана оценка предоставленным документам как государственным органом, так и юридическим лицом, вывод об отсутствии в действиях юридического лица сделан на неверном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в жалобе представителя Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Костюка А.А. нашли свое подтверждение в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, помимо прочего, обстоятельства истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Рыбинского <адрес> подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № в Рыбинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Рыбинского <адрес>, которым производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием административного правонарушения, отменить, жалобу представителя Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Костюка А.А. - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Рыбинского района Красноярского края, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ – прекратить за истечением срока привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Т.В. Песегова