Дело № 2-112/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2013 года г. Сковородино
Судья Сковородинского районного суда Амурской области Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя истца – прокурора Сковородинского района – помощника прокурора Сковородинского района Романченко С.В.,
представителя ответчика – ГКУ Амурской области УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району – ФИО4, действующей на основании доверенности,
представителей третьего лица - филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» - ФИО5 и ФИО6, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, Министерству финансов Амурской области о взыскании денежной суммы за не предоставленную льготу,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ – Управлению социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, Министерству финансов Амурской области о взыскании денежной суммы за не предоставленную льготу. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Сковородинского района 14 января 2013 года поступило обращение ФИО1, являющейся ветераном труда, по факту образования задолженности за потребленную электроэнергию. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 согласно удостоверению серии Ц № 149144 от 25 августа 2003 года относится к категории лиц, которыми присвоено звание «Ветеран труда» и в соответствии с Законом Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005 года «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» является получателем мер социальной поддержки. 01.09.2008 года между ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району и ОАО «ДЭК» заключен договор на компенсацию в 2008 году предоставленных гражданам, включенным в областной регистр, мер социальной поддержки по оплате электрической энергии. Данный договор на основании отношения начальника Сковородинского филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» от 11.01.2009 года № 04 продлен на 2009 года. Согласно пп.2.1.1 договора от 01.09.2008 года ОАО «ДЭК» предоставляет скидку по оплате электроэнергии гражданам, проживающим и работающим в населенных пунктах Сковородинского района Амурской области предусмотренную Законом № 99-ОЗ, в соответствии со списками, предоставляемыми ГБУ-УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району. В свою очередь ГБУ-УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району осуществляет проверку представленных ОАО «ДЭК» расчетов сумм мер социальной поддержки и достоверность информации о праве граждан на получение мер социальной поддержки и ежемесячно проводит с ОАО «ДЭК» сверку расчетов по компенсации сумм, предоставленных мер социальной поддержки. ФИО1 стоит на учете в ГУБ-УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району как получатель мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с 01 января 2006 года. Однако, с сентября 2008 года по декабрь 2009 года включительно меры социальной поддержки по оплате за электроэнергию ей не предоставлялись. В нарушение данного договора ГКУ - УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району при предоставлении сведений в ОАО «ДЭК» не указало ФИО1 в перечне граждан, имеющих право на социальную поддержку. Кроме того, при проведении ежемесячной сверки расчетов с ОАО «ДЭК» также не указало на отсутствие заявителя в списках граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки. Вследствие этого у заявителя образовалась задолженность перед ОАО «ДЭК» по оплате за потребленную электроэнергию в размере 841 рубль 12 копеек. На основании изложенного, просит взыскать с Государственного казенного учреждения - Управления социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району и Министерства финансов Амурской области в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 841 рубль 12 копеек за не предоставленную за период с сентября 2008 года по декабрь 2009 года социальную поддержку по оплате за потребленную электроэнергию.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Сковородинского района ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - ГКУ – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району – ФИО4 исковые требования не признала. В обоснование своих доводов суду показала, что ФИО1 является «Ветераном труда» и получателем мер социальной поддержки. Пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, утверждённым Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 г. № 66 предусмотрено, что с 01.01.2008 социальная поддержка гражданам отдельных категорий, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона, предоставляется согласно банку данных, переданных ГБУ УСЗН муниципальными организациями, учреждениями, по состоянию на 01.01.2008 года. Пунктом 9 порядка предусмотрено, что ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, жилищная организация представляет в ГБУ УСЗН счет-фактуру, отчет о фактически произведенных расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также список граждан, получивших социальную поддержку, в электронной форме и на бумажном носителе. В свою очередь ГБУ УСЗН производит проверку счета-фактуры, отчета о фактически произведенных расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые после проверки согласовываются с территориальным подразделением министерства. ГБУ УСЗН осуществляет проверку списков получателей путем сверки с базой данных областного регистра. Поэтому, то, что ОАО «ДЭК» не указало ФИО1 в качестве гражданина получающего меру социальной поддержки, не является виной ГКУ – УСЗН. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований о взыскании с ГКУ - УСЗН денежных средств в размере 841 рубль 12 копеек отказать.
В судебное заседание не явились истец ФИО1 и представитель ответчика – Министерства финансов Амурской области, хотя о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представители третьего лица - ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» филиал «Амурэнергосбыт» - ФИО5 и ФИО6 суду показали, что постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 N 66 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки" предусмотрено, что право на социальную поддержку имеют граждане отдельных категорий, указанные в пп. 2 п. 1 статьи 1 Закона, постоянно проживающие на территории Амурской области, на основании договоров, заключенных бюджетными учреждениями министерства социальной защиты области - центрами социальных выплат и услуг с предприятиями и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Указанным Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 N 66 в Приложении 3 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, нормативными предписаниями которого установлено следующее: с 1 января 2008 года социальная поддержка гражданам отдельных категорий, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 1 Закона, предоставляется согласно банку данных, переданных территориальным подразделениям министерства муниципальными организациями, учреждениями, по состоянию на 1 января 2008 года. Гражданам отдельных категорий из числа указанных в пп. 2 п. 1 ст. 1 Закона, у которых право на социальную поддержку наступило после 1 января 2008 года, социальная поддержка предоставляется с месяца обращения в жилищную организацию. Одновременно, граждане указанных категорий представляют в территориальное подразделение министерства следующие документы: заявление, паспорт заявителя, трудовую книжку заявителя и ее ксерокопию, заверенную руководителем государственного или муниципального учреждения по месту работы заявителя; пенсионное удостоверение, справку о составе семьи, один из следующих документов: договоры найма жилого помещения, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение. Ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, жилищная организация представляет в ЦСВУ счет-фактуру, отчет о фактически произведенных расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также список граждан, получивших социальную поддержку, на электронном и бумажном носителях. ЦСВУ производит проверку счета-фактуры, отчета о фактически произведенных расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые после проверки согласовываются с территориальным подразделением министерства. Территориальное подразделение министерства осуществляет проверку списков получателей путем сверки с базой данных областного регистра, при проведении ГБУ УСЗН ежемесячной проверки списков получателей льготы путем сверки с базой данных областного регистра в соответствии с п. 10 Порядка, не указало на отсутствие ФИО1 в указанных списках. Таким образом, у Сковородинского отделения филиала ОАО «ДЭК» - «Амурэнергосбыт» отсутствовали необходимые сведения и основания для применения в отношении ФИО1 льготы по оплате электроэнергии.
Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 является «Ветераном труда», что подтверждается удостоверением «Ветерана труда» Ц № 149144.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона Амурской области от 05 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (в редакции, действующей до 01 января 2010 года) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним имеют право на получение социальной поддержки.
Из п.1 ст.4 Закона Амурской области от 05 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» следует, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется независимо от вида жилищного фонда в форме ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных приложением N 1 к настоящему Закону.
В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Закону № 99-03 процент уменьшения цен и тарифов для ветеранов труда составляет 50 %.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ФИО1 как ветеран труда относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате электроэнергии.
Согласно выписки из лицевого счета ФИО1 по оплате за потребленную электроэнергию установлено, что с сентября 2008 года по декабрь 2009 года включительно меры социальной поддержки по оплате за потребленную электроэнергию ФИО1 не предоставлялись. Вследствие этого у ФИО1 образовалась задолженность перед ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по оплате за потребленную электроэнергию в размере 1.529 рублей 83 копеек.
Из претензии о задолженности по оплате электроэнергии от декабря 2012 года следует, что за ФИО1 числится задолженность в сумме 1.349 рублей 71 копейки.
П. 2 Порядка предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 года № 66 с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что право на социальную поддержку имеют граждане отдельных категорий, указанные в пунктах 2-6, 9-11 части 1 статьи 1 Закона Амурской области от 05 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», постоянно проживающие на территории Амурской области, на основании договоров, заключенных бюджетными учреждениями Министерства социальной защиты области – центрами социальных выплат и услуг (ЦСВУ) с предприятиями и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Судом установлено, что 01 сентября 2008 года между ГБУ УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району («Распорядитель») и ОАО «ДЭК» («Организация») заключен Договор на компенсацию в 2008 году предоставленных гражданам, включенным в областной регистр, мер социальной поддержки по оплате электрической энергии (в ред. дополнительных соглашений от 26 февраля 2009 года, от 15 апреля 2009 года). В соответствии с пп. 2.1.1. данного договора ОАО «ДЭК» («Организация») предоставляет скидку по оплате за электрическую энергию гражданам (в том числе специалистам учреждений образования), проживающим и работающим в населенных пунктах Сковородинского района Амурской области, предусмотренную Законом, в соответствии со списками, представленными управлением министерства социальной защиты населения Амурской области по Сковородинскому району.
Кроме того, положениями пп. 2.2.1. договора, ГБУ – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району («Распорядитель») осуществляет проверку представленных ОАО «ДЭК» расчетов сумм мер социальной поддержки и достоверность информации о праве граждан на получение мер социальной поддержки, и не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, возвращает заверенный экземпляр «Организации», а так же в соответствии с положениями пп. 2.2.3. договора, ГБУ – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району («Распорядитель») ежемесячно проводит сверку с ОАО «ДЭК» («Организацией») расчетов по компенсации сумм предоставленных мер социальной поддержки.
Согласно п.9 Порядка предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (действовавшего до 01.01.2010 года), ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, жилищная организация представляет в Министерство социальной защиты области – центр социальных выплат и услуг (ЦСВУ) счет-фактуру, отчет по фактически произведенных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а так же список граждан, получивших социальную поддержку.
В соответствии с п.10 Порядка предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (действовавшего до 01.01.2010 года) ЦСВУ (ГБУ УСЗН) производит проверку счета-фактуры, отчета о фактически произведенных расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые после проверки согласовываются с территориальным подразделением министерства. Территориальное подразделение министерства осуществляет проверку списков получателей путем сверки с базой данных областного регистра.
Согласно сообщению ГБУ – Управления социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району следует, что ФИО1 по вопросу образования задолженности за потребленную электроэнергию в ГКУ УСЗН не обращался. ФИО1 состоит на учете как получатель мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с 01 января 2006 года. ФИО1 получает льготу по оплате электроэнергии с января 2010 года по настоящее время. В списках граждан, получавших меры социальной поддержки по оплате за электроэнергию, которые формировались ОАО «ДЭК» данная гражданка отсутствует.
Из сообщения Сковородинского отделения ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» следует, что до 01.01.2010 года действовала редакция Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно которой право на социальную поддержку имели граждане отдельных категорий, постоянно проживающие на территории Амурской области, на основании договоров, заключенных с бюджетными учреждениями министерства социальной защиты населения области – центрами социальных выплат и услуг с предприятиями и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. УСЗН должно было предоставлять ОАО «ДЭК» списки лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки на оплату электроэнергии. Ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, ОАО «ДЭК» предоставляло УСЗН счет-фактуру, отчет о фактически произведенных расходах на оплату электроэнергии, а также список граждан, получивших социальную поддержку на электронном и бумажном носителях. УСЗН производило проверку счета-фактуры, отчета о фактически произведенных расходах на оплату электроэнергии, которые после проверки согласовываются с территориальным подразделением министерства. Территориальное подразделение министерства осуществляли проверку списков получателей путем сверки с базой данных областного регистра. Затем органами соцзащиты производилась оплата счета-фактуры. ГБУ УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району при предоставлении сведений в ОАО «ДЭК» не указывало ФИО1 в перечне граждан, имеющих право на социальную поддержку. Обращений с приложением документов, подтверждающих право на предоставление льготы, от указанного потребителя также не поступало. Кроме того, при проведении ГБУ УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району ежемесячной проверки списков получателей льготы путем сверки с базой данных областного регистра в соответствии с п. 10 Порядка, действовавшего до 01.01.2010 года, также не указывало на отсутствие ФИО1 в списках. В связи с чем, у Сковородинского отделения ОАО «ДЭК» отсутствовали основания для применения в отношении потребителя льготы по оплате электроэнергии.
Таким образом, в нарушение условий договора, заключенного между ГБУ УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району и ОАО «ДЭК» от 01.09.2008 года и требований Порядка предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, ГКУ – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району при предоставлении сведений в ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не указало ФИО1 в перечне граждан, имеющих право на социальную поддержку, а так же при проведении ежемесячной сверки с ОАО «ДЭК» не указало на отсутствие заявителя в списках граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, в результате чего, были нарушены социальные права ФИО1 как ветерана труда на получение мер социальной поддержки за период с сентября 2008 года по декабрь 2009 года включительно на сумму 841 рубль 12 копеек.
При определении с кого из ответчиков подлежит взысканию не предоставленная ФИО1 льгота в размере 841 рубля 12 копеек, суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе ветераны труда, финансируются за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона гражданам, указанным в п.п. 2 - 6, 9 - 11 части 1 статьи 1 настоящего Закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
При этом пунктами 4 и 5 названного Порядка (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливается, что финансовые органы перечисляют средства субвенций, поступившие из финансового департамента администрации области, уполномоченным органам, утвержденным главами муниципальных районов или городских округов, которые в свою очередь перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, предприятиям, организациям, учреждениям, предоставляющим меры социальной поддержки по видам услуг.
Таким образом, законодательством Амурской области на период 2008-2009 годы установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению за счет средств казны Амурской области, путем взыскания их с Министерства Финансов Амурской области.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, Министерству финансов Амурской области о взыскании денежной суммы за не предоставленную льготу - удовлетворить.
Взыскать с Министерства Финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ФИО1 – 841 рубль 12 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению - Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району о взыскании денежной суммы за не предоставленную социальную поддержку по оплате за потребленную электроэнергию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Федорчук