Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5260/2014 ~ М-4573/2014 от 26.05.2014

Дело № 2-5260/24-2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2014 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Догоняевой З. А., к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Петрозаводска, действующий в интересах Догоняевой З.А., обратился в суд с иском об обязании предоставить земельный участок. Исковые требования мотивированны тем, что прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка по заявлению Догоняевой З.А. по вопросу принятия Администрацией Петрозаводского городского округа решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По итогам проведения проверки установлено, что распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 № 2227-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», основными задачами которой является вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья эконом - класса. Как указано истцом, Догоняева З.А. является инвалидом <данные изъяты> группы с детства, что подтверждается справкой об инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ серии . В период ДД.ММ.ГГГГ Догоняева З.А. неоднократно обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о предоставлении ей как инвалиду земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», т.е. в первоочередном порядке, без проведения торгов. Ответами Администрации Петрозаводского городского округа на обращения Догоняевой З.А. от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку свободные земельные участки на территории Петрозаводского городского округа отсутствуют, а земельный участок в имеющихся зонах перспективной индивидуальной жилой застройки не может быть предоставлен в связи с отсутствием проектов планировок таких зон. Сторона истца не согласна с указанными ответами и на основании вышеизложенного просят обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Догоняевой З.А., являющейся инвалидом, в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок в размере от 600 кв.м до 1500 кв. м, расположенный на территории Петрозаводского городского округа

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Петрозаводска Егорова Е.В. исковое заявление поддержала, по изложенным в нем основаниям.

Истец Догоняева З.А. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представили письменный отзыв, в котором просили в удовлетворении требований отказать.

Суд, заслушав пояснения представителя прокуратуры г. Петрозаводска, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Догоняева З.А. является инвалидом <данные изъяты> группы с детства, что подтверждается копией справки филиала МСЭ по РК от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец неоднократно обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения земельного участка.

Ответами от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, исчерпана. В отношении же районов перспективной застройки Администрация указала, что истец может обратиться с заявлением о представлении таких участков, после разработки и опубликования схем размещения земельных участков на официальном сайте Администрации.

Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.

Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующие заявление.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Обращение истца было рассмотрено Администрацией Петрозаводского городского округа в установленный 30-тидневный срок, первоочередное право истца на получение земельного участка Администрацией не оспаривается, в отношении испрашиваемого участка истцу дан ответ.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 91-КГ13-7 от 04.02.2014.

Как следует из материалов дела, Догоняева З.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности в квартире (общая площадь <данные изъяты> кв.м.), расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, что следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Петрозаводского городского округа и Догоняевой З.А., последней передана в бессрочное владение и пользование благоустроенное изолированное жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, состоящие из комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Из сведений, представленных <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Догоняева З.А. принимала участие в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ выдано на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации, ДД.ММ.ГГГГ квартира обменена.

Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Петрозаводского городского округа, Догоняева З.А. состоит на учете в качестве нуждающейся.

Согласно пункту 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом вышеприведенных правовых норм, по мнению суда, по конкретному гражданскому делу истец не относится к той категории инвалидов, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав. При этом судом учитывается, что истец имеет <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., а также является нанимателем комнаты в квартире жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. Таким образом, размер общей площади квартиры, собственником которой является истец, а также квартиры, комната в которой предоставлена Догоняевой З.А., приходится на нее, более учетной нормы, установленной в г. Петрозаводске (10 кв. м).

Таким образом, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Франгулова

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2014 года.

2-5260/2014 ~ М-4573/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Догоняева Зинаида Александровна
Прокуратура г. Петрозаводска
Ответчики
Администрация ПГО
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Франгулова О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2014Передача материалов судье
27.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2014Судебное заседание
25.06.2014Судебное заседание
26.06.2014Судебное заседание
26.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2014Дело оформлено
10.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее