РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2019 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Рожиной А.И.,
с участием:
ответчика Демидова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы дело № 2-2149/2019 по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Кульковой Валентине Алексеевне, Демидову Александру Владимировичу об обязании освободить самовольно занятый земельный участок,
установил:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Кульковой В.А., Демидову А.В. и просило обязать ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок площадью 23 кв. м, с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в течение 7 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования истец обосновывал тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту расположения земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ответчиков с целью контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования г. Тула. В ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 791 кв. м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности Кульковой В.А. и Демидову А.В. по 1/2 доли в праве каждому. Участок стоит на государственном кадастровом учете, его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. При обследовании участка установлено, что участок расположен по <адрес>. С западной, северной, восточной сторон участок граничит с земельными участками соседних домовладений. Со стороны <адрес> участок огорожен забором из металлического профильного листа. В данном ограждении оборудованы ворота, калитка. На воротах размещен почтовый ящик. На участке расположен жилой дом. Для определения соответствия фактического местоположения границ участка с данными государственного кадастра недвижимости были выполнены измерения с использованием специальных технических средств. По итогам камеральных работ по обработке выполненных измерений определена площадь земельного участка, расположенного за границами участка с кадастровым номером №. Площадь установленного земельного участка, прилегающего с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составила 23 кв. м, на нем размещено ограждение из металлического профильного листа с калиткой. Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, занимается и используется ответчиками самовольно.
Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, ответчик Кулькова В.А., извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили.
Ответчик Демидов А.В. возражений по иску не имел, суду пояснил, что он пользуется спорным земельным участком без законных на то оснований. Привлекался к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Штраф в размере 5000 рублей оплатил. Желает оформить в установленном законом порядке права на занимаемый незаконно земельный участок. Совладелец жилого дома <адрес> Кулькова В.А. спорным земельным участком не пользуется.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика Кульковой В.А.
Выслушав ответчика Демидова А.В., исследовав письменные материалы дела, материалы из Управления Росреестра по Тульской области в отношении ответчиков Демидова А.В., Кульковой В.А., суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований к ответчику Демидову А.В.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Указанное положение Конституции РФ предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15.01.2008 № 219-0-0).
В силу положения ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Тульской областной Думой 20.11.2014 принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее также Закон № 2218-ЗТО), согласно п. 1 ч. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В свою очередь, в соответствии с п. 1, подп. 33 п. 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
Самовольно занятый и используемый ответчиком земельный участок (земля) относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочиями по распоряжению такими земельными участками наделено Министерство.
В соответствии с п. 3 Положения о министерстве земельных и имущественных отношений Тульской области от 13.10.2016 № 452 министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником министерства экономического развития Тульской области.
К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями ст. 1 ЗК РФ относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ч. 1 и ч. 2 ст. 264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 791 кв. м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности Кульковой Валентине Алексеевне и Демидову Александру Владимировичу по 1/2 доли каждому (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №).
По итогам камеральных работ по обработке выполненных измерений в программе AutoCAD № определена площадь земельного участка 23 кв. м, с координатами, указанными в обмере земельного участка, прилегающего с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на котором размещено ограждение из металлического профильного листа с калиткой, который фактически находится за границами земельного участка с кадастровым номером №.
Истец не принимал решений о предоставлении в собственность или в аренду Кульковой В.А., Демидову А.В. земельного участка, площадью 23 кв. м, на котором находится ограждение из металлического профильного листа с калиткой, прилегающего с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, в связи с чем, правовые основания для использования вышеуказанного земельного участка у ответчиков отсутствуют.
Согласно постановлению Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № ответчик Демидов Александр Владимирович привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
По результатам рассмотрения материала муниципального контроля в отношении Кульковой Валентины Алексеевны Управление Росреестра по Тульской области отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Кульковой В.А. состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что ответчик Кулькова В.А. забор на спорном земельном участке не возводила, не имеет доступа на этот земельный участок и не пользуется земельным участком, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные МИЗО Тульской области к Кульковой В.А., не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Демидова Александра Владимировича освободить самовольно занятый земельный участок площадью 23 кв. м, с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, от ограждения из металлического профильного листа с калиткой в течение 7 дней, с даты вступления решения суда в законную силу.
Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области в исковых требованиях к Кульковой Валентине Алексеевне отказать.
Взыскать с Демидова Александра Владимировича в доход бюджета МО г. Тулы государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий