Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
адрес дата
Преображенский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном административное исковое заявление фио, фио к Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны России, Федеральной службы охраны России об оспаривании решения, обязании устранить нарушения,
у с т а н о в и л :
фио, фио обратились в суд с административным иском к Центральной жилищной комиссии ФСО России в котором просят признать незаконным протокол №5 от дата и протокол от дата №10 Центральной жилищной комиссии ФСО России и обязать устранить допущенные нарушения их прав, как членов семьи военнослужащего фио, погибшего в период прохождения службы в ФСО России, который по их мнению имел право быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Однако, решением (протокол №5 от дата) заседания Центральной жилищной комиссии ФСО РФ им отказано в предоставлении жилого помещения, в том числе во внеочередном порядке. С указанным решением они не согласны, полагают, что регистрация фио на дату гибели в указанной квартире не является подтверждением обеспеченности жилым помещением более учетной нормы и не является подтверждением наличия у него права на указанную жилую площадь, на момент гибели не был обеспечен жилым помещением и не имел собственности жилого помещения. Утверждают, что фио имел основания быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
В судебное заседание административные истцы, представитель истцов не явились, о месте, времени судебного разбирательства извещались.
Представитель ответчиков по доверенности просил отказать в иске по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Заслушав участвующих лиц, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 КАС РФ).
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, постановления должностного лица, органов власти, заявитель должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением, действиями (бездействием) и указать способ их восстановления.
Как установлено в суде и подтверждается представленными доказательствами, фио проходил службу по контракту в органах государственной охраны в должности майора и его выслуга в Вооруженных силах РФ по состоянию на дата составляла более 12 лет. дата фио погиб при исполнении служебных обязанностей.
Родители умершего фио - фио и фио, обращались в Федеральную службу охраны Российской Федерации по вопросу предоставления им жилой площади как членам погибшего военнослужащего. Однако эти обращения не были рассмотрены органом, осуществляющим принятие на жилищный учет, ЦЖК ФСО России решения принято не было.
Решением Преображенского районного суда адрес от дата, признано незаконным бездействие Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации, выраженное в не рассмотрении обращения фио, фио о предоставлении жилого помещения. Суд обязал Федеральную службу охраны Российской Федерации рассмотреть и разрешить обращение фио, фио от дата и принять по нему решение в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Во исполнение указанного решения суда дата Центральной жилищной комиссией Федеральной службы охраны РФ рассмотрено обращение фио и фио по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, что подтверждается выпиской из протокола заседания №10 от дата
Центральной жилищной комиссией Федеральной службы охраны РФ установлено, что фио проходил военную по контракту в УСН СБП ФСО России. В дата погиб при исполнении служебных обязанностей. На момент гибели фио был зарегистрирован в квартире №35, общей площадью 58,7 кв.м, по адресу: адрес, где также были зарегистрированы еще 3 человека (мать, отец, сестра – собственники квартиры), 14,67 кв.м на одного человека/учетная норма по городскому адрес 8,0 кв.адрес был обеспечен жилым помещением более учетной нормы и на основании п. 3.1 ст. 24 ФЗ №76-ФЗ от дата «О статусе военнослужащих» принято решение: в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 52 ЖК РФ (принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) отказано в предоставлении жилого помещения, в том числе во внеочередном порядке.
В связи с обнаруженной технической ошибкой в части указания данных о месте регистрации фио на момент гибели, протоколом ЦЖК ФСО России от дата №5 были внесены изменения в протокол №10 от дата
Из выписки из протокола №5 заседания Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации от дата следует, что во исполнение решения директора ФСО России от дата рассмотрен вопрос о внесении изменений в протокол заседания ЦЖК ФСО России №10 от дата, в рамках исполнения решения Преображенского районного суда от дата, по рассмотрению обращения от дата фио, фио – родителей погибшего в дата майора фио по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
Из указанной выписки следует, что в мотивировочной части п. 3 протокола заседания ЦЖК ФСО России №10 от дата содержится неточная информация о месте регистрации фио на момент его гибели, лицах, совместно с ним зарегистрированных, и обеспеченности их общей площадью на одного человека.
Решением Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации от дата внесены изменения в протокол ЦЖК ФСО России №10 от дата, заменены слова «На момент гибели фио был зарегистрирован в квартире №35, общей площадью 58,7 кв.м, по адресу: адрес, где также были зарегистрированы еще 3 человека (мать, отец, сестра – собственники квартиры), 14,67 кв.м на одного человека/учетная норма по городскому адрес 8,0 кв.адрес был обеспечен жилым помещением более учетной нормы» словами «На момент гибели фио был зарегистрирован в квартире №21, общей площадью 77,6 кв.м, по адресу: адрес, мкр. Дзержинского, д. 39, где также зарегистрированы еще 2 человека (брат – датар., сестра – датар.), 25,86 кв.м на одного человека/учетная норма по городскому адрес 8,0 кв.м, по адрес 10,0 кв.адрес квартира с дата принадлежала на праве собственности (по ½ доли – по 38,8 кв.м) фио и брату – датар. Согласно договору дарения, принадлежащие на праве собственности фио ½ доли в квартире №21, были переданы брату (дата государственной регистрации права дата). фио на момент гибели был обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы».
Принимая решение об отказе в предоставлении жилого помещения административным ответчиком обоснованно принято во внимание, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Закона N 76-ФЗ).
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Закона N 76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Закона N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от дата N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения заявителей с заявлением о предоставлении жилого помещения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке (абзац четвертый пункта 3.1 статьи 24 Закона N 76-ФЗ в редакции Федерального закона от дата N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения).
Из содержания положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от дата N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения) следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Вместе с тем, оснований быть признанными нуждающимися в жилом помещении, до гибели фио, ЦЖК не установлено и административными истцами таких доказательств, в нарушение ст.62 КАС РФ, также не представлено, в связи с чем жилищная комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что заявителями представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в силу пп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ является основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, из оспариваемого решения комиссии следует, что ½ доли квартиры, в которой был зарегистрирован фио передана на основании договора дарения от дата фио
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании пп.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств следует вывод, что фио на дату смерти также не мог состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку по состоянию на дата не истек пятилетний срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ. Указанное обстоятельство является достаточным основанием основание для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, у фио не возникло права быть принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и после смерти не могло перейти к членам его семьи.
Также суд не усматривает оснований подвергать сомнению утверждение жилищной комиссии о том, что фио был обеспечен жилым помещением более учетной нормы, поскольку факт регистрации по месту жительства в квартире никем не оспорен, в установленном законом порядке фио не признан прекратившим право пользования жилым помещением, право пользования другим жилым помещением фио не приобрел, о чем указывают сами административные истцы, и таких доказательств жилищной комиссии и суду не представлено. В частности, административными истцами не приведено сведений содержания волеизъявления собственника (других членов семьи) в отношении вселения фио в жилое помещение по адресу: адрес и его проживания в нем: вселялся ли фио для проживания в жилом помещении как член семьи или жилое помещение предоставлено для проживания по иным основаниям. Следовательно, у ЦЖК отсутствовали основания сомневаться в обеспеченности фио жилым помещением.
Довод административных истцов о несоответствии принятых решений Положению о жилищных комиссиях не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку достоверность и правильность внесенных дата Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации изменений в протокол ЦЖК ФСО России №10 от дата по рассмотрению обращения от дата фио и фио, не оспаривается. По своей сути решение по вопросу предоставлению заявителям жилого помещения не изменено, в нем изложены выводы, к которым жилищная комиссия пришла еще при рассмотрении обращения фио, фио на заседании комиссии дата, что отражено в протоколе №10. Оспариваемым решением административного ответчика, в связи с допущенными ошибками ранее при принятии решения дата, только внесены изменения о месте регистрации фио на момент его гибели, лицах, совместно с ним зарегистрированных, и обеспеченности их общей площадью на одного человека. Из протокола №5 от дата заседания ЦЖК следует, что на заседании рассмотрены не только вопросы, касающихся административных истцов, но и рассмотрение иных жилищных вопросов, в целях которых были созданы жилищные комиссии (п. 2). Поскольку на заседании комиссии рассматривался вопрос не только относительно административных истцов, в их адрес была направлена выписка из протокола №5 от дата с содержанием решения по их жилищному вопросу, запрета на выдачу которой действующее Положение не содержит. Указанная выписка из протокола заверена уполномоченным лицом заместителем председателя Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации, что подтверждает ее действительное содержание и соответствует п. 10 действующего Положения. Основания, в соответствии с которыми производилось внесение изменений, а именно исполнение решения директора ФСО России от дата о рассмотрении вопроса о внесении изменений в протокол ЦЖК ФСО России №10 от дата, не противоречат функциям и задачам, определенных Положением для Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, не нарушают как положений действующего законодательства, так и прав административных истцов.
Поскольку в ходе рассмотрения дела административными истцами не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении их прав, судом не установлено нарушений законодательства административным ответчиком, а также с учетом избранного заявителями способа защиты нарушенного права суд полагает, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Разрешая требования административных истцов о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя, понесенных в с вязи с рассмотрением настоящего спора, суд принимает во внимание, что в силу ст.112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, оснований для взыскания судебных расходов в пользу административных истцов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.173-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного иска фио, фио к Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны России, Федеральной службы охраны России об оспаривании решения, обязании устранить нарушения.
Отказать в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
фиоЕфремов
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
резолютивная часть
адрес дата
Преображенский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
с участием представителя истца по доверенности
рассмотрев в открытом судебном административное исковое заявление фио, фио к Центральной жилищной комиссии ФСО России, ФСО России об оспаривании решения,
Руководствуясь ст.ст.173-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного иска, взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
фиоЕфремов