судья: Кац Ю.А.
адм. дело №33а-5544/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Кирпиковой Н.С., Рубцовой Н.В.
при секретаре Цыганковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело №2а-19/2022 по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления банка России по Центральному федеральному округу к Кредитному потребительскому кооперативу «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», ... о принудительной ликвидации Кредитного потребительского кооператива «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», возложении обязанности по ликвидации, установлении срока представления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры
по апелляционной жалобе административных ответчиков фио, Кравцовой О.Ю., Рындиной О.С., Кирпичевой А.А., Мельничука (после перемены имени - Гронингена) Д.С., Сидоровой М.А., подписанной представителем по доверенности Потепаловой С.В., на решение Люблинского районного суда адрес от 12 мая 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления банка России по Центральному федеральному округу обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» (далее – КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»), Кравцову Е.В., Кравцовой О.Ю., Рындиной О.С., ООО МКК «АРМАДА КАПИТАЛ», Сидоровой М.А., Кирпичевой А.А., Гронингену (Мельничуку) Д.С. о принудительной ликвидации КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», возложении обязанности по ликвидации, установлении срока представления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
В обоснование заявленных требований указал, что КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» является действующим юридическим лицом, зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 23 по адрес 15 апреля 2019 года.
Согласно протоколу № 1 собрания учредителей КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» от 5 апреля 2019 года, а также выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 июля 2020 года, представленным налоговым органом, его учредителями являются Кравцов Е.В., Кравцова О.Ю., фио, ООО МКК «АРМАДА КАПИТАЛ», Сидорова М.А., фио, фио
КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» не является кредитным кооперативом второго уровня.
Согласно ответу Союза Саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» исключен из реестра членов СРО «ГКС» 23 февраля 2020 года, членом иных организаций не является.
С момента исключения кредитного кооператива из СРО «ГКС» и по настоящий момент, то есть в срок, превышающий 90 дней, КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, что является нарушением кредитным кооперативом положений ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации».
На основании изложенного, административный истец просил ликвидировать КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», возложив обязанность по ликвидации на его учредителей фио, Кравцову О.Ю., фио, ООО МКК «АРМАДА КАПИТАЛ», Сидорову М.А., фио, фио, установив учредителям КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» срок представления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена фио
Решением Люблинского районного суда адрес от 4 февраля 2021 года КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» ликвидирован, обязанность по осуществлению его ликвидации возложена на фио, ООО МКК «Армада Капитал», установлен срок представления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 августа 2021 года решение суда отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Киритюк В.А., Зайцев А.С.
Решением Люблинского районного суда адрес от 12 мая 2022 года административные исковые требования Центрального банка РФ удовлетворены, постановлено:
ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», ИНН: ..., ОГРН: ..., возложив обязанности по осуществлению его ликвидации на Кравцова Егора Викторовича, Кравцову Олесю Юрьевну, фио, ООО МКК «Армада Капитал», Сидорову Марию Александровну, фио, Гронингена (Мельничука) фио, установив им срок представления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Кравцов Е.В., Кравцова О.Ю., фио, фио (после перемены имени – Гронинген) Д.С., фио, Сидорова М.А. ставят вопрос об отмене постановленного судом решения в части возложения на них обязанности по ликвидации кооператива, полагая его в данной части незаконным, не соответствующим действительным обстоятельствам дела, поскольку ранее они вышли из кооператива и не являются его участниками.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административных ответчиков Рындиной О.С., фио, Кравцовой О.Ю., Кирпичевой А.А., Мельничука (Гронингена) Д.С., Сидоровой М.А. по доверенности Потепаловой С.В., представителя административного истца ЦБ РФ по доверенности Цапко Г.С., сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Согласно пункту 5 той же статьи решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 35 того же Федерального закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В соответствии с частью 5 той же статьи до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Частью 2 статьи 5 данного Федерального закона предусмотрено, что Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона (пункт 7); обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 8).
Согласно подпункту «г» пункта 9 части 3 той же статьи в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» является действующим юридическим лицом, зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 23 по адрес 15 апреля 2019 года, ИНН: ..., ОГРН: ....
Согласно протоколу № 1 собрания учредителей КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» от 5 апреля 2019 года, а также выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 июля 2020 года, представленным налоговым органом, его учредителями являются Кравцов Е.В., Кравцова О.Ю., фио, ООО МКК «АРМАДА КАПИТАЛ», Сидорова М.А., фио, фио
КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены пунктом 4 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ.
Во исполнение функций, возложенных федеральным законодательством, Банк России обратился с запросом от 31 июля 2020 года № Т1-52-3-10/59554 во все саморегулируемые организации, внесенные в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, о представлении информации относительно членства в них КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ».
Согласно ответу Союза Саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» от 4 августа 2020 года № 1971 КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» являлся членом СРО «ГКС» с 19 июня 2019 года по 22 февраля 2020 года (т.1 л.д.72).
Также, согласно ответам, поступившим от иных саморегулируемых организаций, КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» никогда не являлся и не является членом ни одной из них.
Таким образом, с момента исключения кредитного кооператива из СРО «ГКС» и на момент обращения Банк России в суд с настоящим иском (8 сентября 2020 года), то есть в срок, превышающий 90 дней, КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, что является нарушением кредитным кооперативом положений ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации».
На основании изложенного, оценив установленные обстоятельства по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, принимая во внимание, что факт нарушения КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, возложенной на него положениями статьи 35 Закона о кооперации, подтвержден в ходе судебного разбирательства, пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации кредитного потребительского кооператива.
Разрешая заявленные требования в части возложения обязанности по ликвидации КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» на фио, Кравцову О.Ю., фио, ООО МКК «АРМАДА КАПИТАЛ», Сидорову М.А., фио, фио, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК РФ обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена судом на его учредителей.
Согласно протоколу общего собрания членов КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» от 5 апреля 2019 года решение об учреждении (создании) кооператива принято Кравцовым Е.В., Кравцовой О.Ю., Рындиной О.С., ООО МКК «АРМАДА КАПИТАЛ», Сидоровой М.А., Кирпичевой А.А., фио
Председателем правления кооператива избрана Сидорова М.А., проживающая по адресу: адрес. кв. 177, данное помещение определено местом нахождения кооператива, членами правления кооператива избраны Кравцова О.Ю., фио, ревизором общества – Кравцов Е.В. (т.3 л.д.193-197).
Проверяя в соответствии с требованиями статей 62, 178, 180 КАС РФ доводы административных ответчиков об их выходе из кооператива, суд, оценив представленные в подтверждение названных доводов доказательства, пришел к выводу об их недостоверности.
В силу статьи 10 Устава КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» членство в кооперативе прекращается в случае выхода из кооператива (часть 1); заявление о выходе из кооператива подается в письменной форме в правление кооператива (часть 2); правление кооператива осуществляет прием в члены кооператива и исключение из членов кооператива, ведет реестр членов кооператива (часть 5 статьи 16).
Так, суду представлены копии заявлений фио, Кравцовой О.Ю., фио. Кирпичевой А.А., Рындиной О.С., Сидоровой М.А., датированных 28 августа 2019 года, имеющих отметку об их принятии председателем правления кооператива Сушковой Г.В. (т.1 л.д.132-137).
Вместе с тем, как установлено судом из материалов регистрационного дела КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», представленного Межрайонной ИФНС России № 23 по адрес по запросу суда, 23 августа 2019 года в Межрайонную ИФНС России № 23 по адрес было направлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», представлен протокол № 4 общего собрания членов кооператива от 20 августа 2019 года, в котором принимали участие члены кооператива Кравцов Е.В., Кравцова О.Ю., фио, фио, фио, Сидорова М.А., а также член кооператива фио, избранная председателем правления с 21 августа 2019 года. Тем же решением общего собрания с Кравцовой О.Ю., Кирпичевой А.А. сняты полномочия членов правления с 20 августа 2019 года, данные полномочия с 21 августа 2019 года возложены на членов кооператива Киритюка В.А., фио, кроме того, с 20 августа 2019 года сняты полномочия ревизора с фио (т.3 л.д.121-124).
Участие административных ответчиков в деятельности кооператива, как указано судом первой инстанции, свидетельствует о наличии устойчивой корпоративной связи фио, Кравцовой О.Ю., Рындиной О.С., Кирпичевой А.А., фио, Сидоровой М.А. с юридическим лицом в спорный период и дают основания сомневаться в достоверности представленных в ходе судебного разбирательства заявлений административных ответчиков о выходе из состава участников кооператива, датированных 28 августа 2019 года, то есть через 5 дней, после подачи заявления в регистрирующий орган по существенным вопросам деятельности кооператива.
При этом место жительства Сидоровой М.А., указанное в ее заявлении о выходе из членов кооператива, совпадает с местом нахождения самого кооператива (т.1 л.д.137), которое с момента создания данного юридического лица не изменялось.
Запись о полномочиях Сушковой Г.В. как председателя правления КПК внесена в ЕГРЮЛ лишь 30 августа 2019 года (т.3 л.д.112).
Выписка из реестра пайщиков КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» по состоянию на 28 августа 2019 года представлена суду в виде незаверенной копии (т.1 л.д.138), что не соответствует требованиям части 2 статьи 70 КАС РФ.
Более того, в ходе судебного разбирательства лицом, указанным в данном реестре в качестве члена кооператива, Зайцевым А.С. даны суду объяснения о том, что в кооперативе он не участвовал, в связи с чем представленный реестр достоверным не является (т.4 л.д.175).
Таким образом, суд указал на то, что выписка из реестра пайщиков кооператива и заявления административных ответчиков о выходе из кооператива от 28 августа 2019 года не могут с достоверностью свидетельствовать о прекращении их корпоративной связи с КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ».
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков о том, что представленные ими документы с достоверностью свидетельствуют об их выходе из членов КПК «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» и невозможности возложения на них обязанности по его ликвидации, судебная коллегия отклоняет, поскольку фактически они направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, в то время как право оценки доказательств в силу статьи 84 КАС РФ относится к исключительной компетенции суда, который оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании.
Разрешая настоящий спор, суд по правилам статьи 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2022 года
Председательствующий:
Судьи: