Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2014 ~ М-51/2014 от 23.01.2014

РЕШЕНИЕ дело № 2-198/2014

Именем Российской Федерации

с. Поярково 05 февраля 2014 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,

с участием: заявителя Будник С.В., представителя администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области Кандровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будник С.В., Будник В.С., Будник Т.В., действующей за себя и несовершеннолетнюю ФИО12., к администрации Михайловского района Амурской области, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области о признании пострадавшими и признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском. В обоснование предъявленных требований указали, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур было затоплено жилое помещение, расположенные в <адрес>. В доме было подтоплено подполье? появились трещины фундамента жилого дома. Данное обстоятельство подтверждено актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание факт постоянного пользования данным жилым помещением, истцы обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС, для получения из средств областного бюджета материальной помощи, вследствие причинения ущерба. Однако ДД.ММ.ГГГГ года администрация Михайловского района в удовлетворении данного заявления отказала.

Истцы просили суд признать за ними право на выплату компенсации вследствие частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере 50000 рублей на каждого члена семьи из средств резервного фонда Правительства РФ, а также из средств резервного фонда Правительства Амурской области.

В судебном заседании истец Будник С.В. поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что в результате ливневых дождей в августе 2013 года было подтоплено жилое помещение, принадлежащее его семье на праве собственности. Из-за обилия воды в грунте появились трещины в фундаменте дома, с наступлением морозов стены дома «повело». Вода проникала через отдушины в подполье дома, уровень воды в подполье был около 1 метра, подполье дома очень глубокое. В доме воды не было. Таким образом, в результате паводка пострадало имущество в виде жилого дома. В декабре 2013 года дом был обследован комиссией при администрации сельсовета. В их селе протекает река Завитая, но вода шла в село с полей. Они обращались с заявлением о выплате компенсации в результате ЧС, получили по <данные изъяты> руб. на каждого члена семьи в общей сумме <данные изъяты> руб. Также указал, что обрушение крыши дома произошло еще до наводнения.

В судебном заседании истцы Будник В.С., Будник Т.В., не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области Кандрова В.А. разрешение требований истцов оставила на усмотрение суда. Пояснила, что в первые дни ЧС жилые дома граждан комиссия при администрации сельсовета не обследовала, поскольку ликвидировали последствия прорыва дамб. В подполье истцов воды была только на уровне 1 метра, через неделю вода у истцов ушла. Своевременно истцами не было подано заявление о выплате компенсации, при этом администрация сельсовета объявляла о сроках подачи заявлений на выплату компенсаций.

Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от 04.02.2014 просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что в заявлении истцов указано, что в результате ЧС - пострадало подполье. В соответствии с действующим законодательством единовременная материальная помощь и финансовая помощь оказывается гражданам, пострадавшим в результате ЧС частично либо полностью утраченное имущество. Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В целях реализации указанных норм и в соответствии с п.6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750, постановлением Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214 утвержден Порядок использований бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее Порядок). Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами на граждан возложена обязанность по предоставлению, необходимых для включения в списки на оказание финансовой помощи документов. На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. По смыслу вышеприведенных положений законодательства обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставлением необходимых документов. Истцы в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратились, и доказательств пропуска срока обращения по уважительной причине не представили, что подтверждается материалами дела и письмом администрации Михайловского района от 19.11.2013 исх.№01.05-2775. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Как следует из акта обследования, представленного истцами в качестве доказательства, у истцов не утрачено имущество. В акте обследования от 20.12.2013 указано, что глубина подполья 2 м, стены подполья не укреплены, дно подпола влажное. Уровень воды во время ЧС около 1 м, вода шла через отдушины. В соответствии со ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Согласно акту обследования и искового заявления, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании финансовой помощи является наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома. Актом обследования наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. Кроме того, обращено внимание на дату составления акта обследования – от 20.12.2013, указывая, что данный акт ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в акте невозможно установить причинно-следственную связь между событиями ЧС (из искового заявления истца - подтопление в августе 2013 г.) и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами отраженными в акте и событиям ЧС прошел длительный временной период. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истец указал на подтопление подполья и погреб, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.

Свидетель ФИО13, допрошенная судом по ходатайству истцов, пояснила, что она является соседкой истцов. Она иногда посещает семью истцов, в конце августа 2013 года она также была в их доме. Видела, что в результате ливневых дождей у истцов пострадали корма для животных, половина подполья истцов была заполнена водой. В дом вода не заходила.

Свидетель ФИО14 допрошенная судом по ходатайству истцов, пояснила, что он является сестрой истца Будник С.В. Они проживают в одном доме с истцами, в соседних квартирах. В середине августа в результате ливневых дождей стояла вода в подполье жилого дома истцов, уровень воды доходил до середины подполья. В дом вода не заходила, была только в подполье. После паводка причиненного ущерба не было видно, в настоящее время в период морозов на доме появились трещины. Пояснила, что крыша жилого дома обвалилась до наводнения.

Выслушав пояснения участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

Из справки администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцы фактически проживают по адресу: с. <адрес> Михайловского района Амурской области.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по ул.<адрес> Михайловского района Амурской области является Будник С.В.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период возникновения чрезвычайной ситуации истцы постоянно проживали в жилом помещении в с. <адрес> Михайловского района Амурской области.

В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого помещения, расположенного по адресу Амурская область Михайловский район <адрес> Согласно данному акту комиссией установлено, что глубина подполья - 2 метра; стены подполья не укреплены. Дно подпола влажное, уровень воды во время ЧС был около1 м., вода шла через отдушины (есть видео съемка). Указанные акт не содержит заключения комиссии о размере материальной помощи пострадавшему. Суд находит, что данный акт не содержит сведений о степени утраты имущества первой необходимости.

Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Семье истцов была оказана единовременная материальная помощь, что было подтверждено истцом в судебном заседании, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.

Кроме того, в подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлены фотографии, на которых с их слов изображено жилое помещение, о причинении ущерба которому заявлено истцами. Однако данные фотографии не могут быть приняты судом в качестве доказательств, причинения ущерба, поскольку из данных фотографий не представляется возможным установить, являются ли отраженные на фотографиях элементы элементами жилого помещения, в котором проживают истцы. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих, что ущерб жилому помещению причинен в результате наводнения, а не в результате иных факторов воздействия.

Вместе с тем, суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.

Однако судом не установлено, что у истцов в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости. Истцами не представлено суду доказательств утраты такого имущества.

Участники процесса и свидетели, непосредственно обозревавшие имеющиеся повреждения жилого дома, в судебном заседании указали, что при осмотре жилища установлено, что вода в доме выше уровня пола не поднималась, кроме того, не было указано на повреждение иного имущества истца.

Наличие сырости в подполье жилого дома, а также наличие трещин на стенах жилого дома, на которые указывают истцы, свидетели, не может служить основанием для признания факта утраты либо повреждения жилого дома или иного имущества в результате наводнения. Доказательств возникновения причин указанных причин истицами не представлено.

Истцами не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцу финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании права на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области и средств федерального бюджета в результате частичной утраты имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Будник С.В., Будник В.С., Будник Т.В., действующей за себя и несовершеннолетнюю ФИО12. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Коршуновского сельсовета Михайловского района Амурской области о признании пострадавшими и признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Кундикова

В окончательной форме решение изготовлено 10.02.2014

2-198/2014 ~ М-51/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Будник Сергей Владимирович
Будник Тамара Владимировна
Будник Владимр Сергеевич
Ответчики
Администарция Коршуновского сельсовета
Администрация Михайловского района
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
23.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2014Передача материалов судье
28.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2014Судебное заседание
11.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее