РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Шексна 20 июля 2015 года
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Чендраковой Т.Н.,
при секретаре Львовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области о включении периодов работы в исправительной колонии строгого режима в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Е.В. направила в суд исковое заявление, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением Управления ПФ РФ по Шекснинскому району ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду недостаточности специального стажа, к подсчету не приняты два периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда выполняла обязанности инженера <данные изъяты>. Указанные должности поименованы в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, швейная фабрика расположена на территории исправительного учреждения, основную массу работников составляли осужденные, исполнение обязанностей непосредственно связано с ними в течение полного рабочего дня. Смирнова Е.В. просит суд признать решение комиссии по назначению пенсии в указанной части незаконным, обязать ответчика включить данные периоды в стаж и назначить страховую пенсию с момента обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Смирнова Е.В. и ее представитель Тихомирова Л.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали. Смирнова Е.В. пояснила, что работала на швейной фабрике непосредственно с осужденными, их количество в отряде достигало до 120 человек, давала каждому задание, следила за качеством выполненных работ. Производственная зона располагалась непосредственно на территории исправительного учреждения, она была вынуждена соблюдать пропускной режим, имела постоянный пропуск.
Тихомирова Л.С. дополнила, что в течение всей рабочей смены, составлявшей 8 часов, Смирнова Е.В. была непосредственно занята на швейном производстве, где к труду привлекались только осужденные, ей ежемесячно начислялась предусмотренная доплата за работу в особых условиях в размере <данные изъяты> % от должностного оклада, для прохода на производственную территорию был оформлен пропуск. Тихомирова Л.С. уточнила, что решением комиссии по оценке пенсионных прав №, принятым ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в предыдущее решение, подсчитан страховой стаж Смирновой Е.В., который на указанную дату составил 6 лет 5 месяцев 7 дней. С учетом спорных периодов страховой стаж истца составит более восьми лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Представитель третьего лица – ФБУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области в судебное заседание не прибыл, направил письменный отзыв, в котором просит исковые требования Смирновой Е.В. удовлетворить, поскольку в спорные периоды в ее должностные обязанности входила работа со спецконтингентом исправительного учреждения, на территории которого располагалась швейная фабрика. Применявшиеся должностные инструкции мастера и контролера швейного производства в настоящее время не сохранились.
Представитель ответчика Зелянин И.А., действующий на основании доверенности, иск Смирновой Е.В. не признал, пояснив, что право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85, предоставлено рабочим, постоянно и непосредственно занятым с осужденными. Поскольку постоянная полная занятость Смирновой Е.В. с осужденными в исправительной колонии в указанные периоды документально не подтверждена, в назначении льготной пенсии ей отказано обоснованно.
Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, а также представителя ответчика, изучив материалы дела, считает исковые требования Смирновой Е.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста 55 лет на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Порядок приравнивания работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, к работе в районах Крайнего Севера определен в п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516: периоды работы в районах Крайнего Севера суммируются с периодами работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующимися правом на пенсию в связи с особыми условиями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 85, поименованы должности мастера и инженера в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из пункта 6 и 10 разъяснения Минтруда от 20.05.1994 г. № 39 следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по указанному Списку пользуются специалисты и служащие независимо от образования, квалификации и специализации; периоды работы в данных должностях подтверждаются справкой, выдаваемой администрацией исправительного учреждения.
В соответствии с п. 21 разъяснений Министерства Труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».
Согласно записям в трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от этой же даты Смирнова Е.В. принята на работу <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> и работала в указанной должности по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
В приказе № от ДД.ММ.ГГГГ исправительное учреждение поименовано как ИТК-17 УИТУ УВД Вологодского облисполкома, должность, на которую назначена Смирнова Е.В. (до замужества - ФИО1) Е.В. – <данные изъяты>; в приказе № от ДД.ММ.ГГГГ наименование учреждения указано как ОЕ-256/17 УИТУ УВД ВО, должность на которую переведена истец – <данные изъяты>
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Шекснинском районе Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № в страховой стаж данные периоды не зачтены, поскольку документально постоянная и непосредственная занятость истца на работах с осужденными не подтверждена.
Однако в судебном заседании доказано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Е.В., выполняя обязанности мастера, а затем инженера группы качества швейного цеха исправительной колонии ОЕ-256/17, в течение полного трудового дня работала непосредственно с осужденными: осуществляла контроль за выполнением осужденными технологических операций по пошиву, соблюдением ими правил техники безопасности и трудового распорядка, при этом вступала в непосредственный контакт с осужденными, занятыми на швейных работах.
Постоянная занятость Смирновой Е.В. в течение полного рабочего дня с осужденными подтверждается и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей характер работы истца в оспариваемые периоды. Оснований не доверять сведениям, содержащимся в данном документе, не имеется.
Расположение швейной фабрики непосредственно на территории исправительной колонии и использование на производстве труда осужденных подтверждается выкопировкой из плана ФКУ ИК-17 и письменным сообщением временно исполняющего обязанности руководителя данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из применяющейся в настоящее время должностной инструкции контролера швейного цеха центра трудовой адаптации, представленной в целях сопоставления должностных обязанностей инженера по качеству в 1981-1985 годах, должностной инструкции которого не сохранилось, следует, что работа на швейных конвейерах осуществляется лицами из числа спецконтингента – осужденными. В оспариваемые периоды такие работы также выполнялись лицами, отбывающими наказание.
О непосредственной занятости с осужденными свидетельствует и то, что Смирновой Е.В. при приеме на работу установлена надбавка к окладу в размере 25 % за работу в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы строгого режима, которая выплачивалась ей в течение указанных периодов.
ФИО5, длительное время работавшей в исправительной колонии № 17, в том числе совместно со Смирновой Е.В. в оспариваемые периоды в должностях помощника мастера швейного цеха и инженера по качеству, также было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием документального подтверждения непосредственной занятости с осужденными. Решением <данные изъяты> суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ периоды ее работы в указанном учреждении зачтены в специальный стаж, трудовая пенсии назначена.
Оснований для исключения из страхового стража периода нахождения Смирновой Е.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижениям полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, так как данный период протекал до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Смирнова Е.В. была занята на работах с осужденными в качестве специалиста учреждения, исполняющего уголовное наказание в виде лишения свободы, оспариваемые периоды подлежат суммированию с периодом ее работы в районе Крайнего Севера и с учетом которого ее страховой стаж на момент обращения к ответчику в возрасте <данные изъяты> составит более 8 лет, и она имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194–198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирновой Е.В. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Смирновой Е.В. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области назначить Смирновой Е.В. страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2015 года
Судья Т.Н.Чендракова