Судья: Кененов А.А. № 33-26862/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.,
судей Рачиной К.А., Заскалько О.В.
при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А., гражданское дело по апелляционной жалобе Сапронова С.М. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 13 ноября 2019 г., которым постановлено:
Иск Сапронова С.М. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж Сапронову С.М., дающий право на назначение досрочной пенсии следующие периоды: с 10 июля 1987 г. по 29 февраля 1988 г. в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в СУ № 5 треста Мосжилстрой Главмосстроя; с 2 марта 1988 г. по 31 декабря 1991 г. – в должностях монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера в СМУ Мосбассшахтстрой. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать,
установила:
Сапронов С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области (далее также – ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Сапронов С.М. указал, что 23 апреля 2018 г. он обратился в ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 12 сентября 2018 г. Сапронову С.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
Сапронов С.М. считает отказ ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области от 12 сентября 2018 г. незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части по доводам апелляционной жалобы просит истец Сапронов С.М.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Сапронова С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы и дополнений не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истца 23 апреля 2018 г. с заявлением в пенсионный орган).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
16 июля 2014 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 г.);
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173, который подлежит для применению для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений, промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера (десятники) и прорабы.
Списком № 2 от 26 января 1991 г, подлежащим применению для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 г., в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (позиция 2290000а-14612), производители работ (позиция 22900006-24441), мастера строительных и монтажных работ (позиция 2290100б-23419).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 названных правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ имеют в том числе мужчины по достижении ими возраста 55 лет, проработавшие не менее 12 лет 6 месяцев в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 25 лет.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. разъяснено, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапронов С.М., ********** года рождения, полагая, что имеет необходимый стаж на работах с тяжелыми условиями труда, 23 апреля 2018 г. обратился в ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 12 сентября 2018 г. Сапронову С.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у него специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда. В специальный стаж Сапронова С.М. пенсионным органом не были включены, в том числе, периоды его работы: с 10 июля 1987 г. по 29 февраля 1988 г. в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в СУ № 5 треста Мосжилстрой Главмосстроя; с 2 марта 1988 г. по 23 ноября 1989 г. в должности монтажника в СМУ Мосбассшахтстрой; с 24 ноября 1989 г. по 1 апреля 1990 г. в должности монтажника железобетонных конструкций в СМУ Мосбассшахтстрой; с 2 апреля 1990 г. по 7 апреля 1993 г. в должности мастера в СМУ Мосбассшахтстрой; с 8 апреля 1993 г. по 14 марта 1994 г. в должности прораба в СМУ Мосбассшахтстрой; с 16 марта по 5 сентября 1994 г. в должности старшего прораба стройгруппы АОЗТ НПО «Энергия» (всего не включено 11 лет 00 месяцев 25 дней) (л.д.17).
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств, положений нормативных актов, регулирующих условия и порядок досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также, принимая во внимания разъяснения, данные в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г., пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сапронова С.М. об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы 10 июля 1987 г. по 29 февраля 1988 г. в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в СУ № 5 треста Мосжилстрой Главмосстроя; с 2 марта 1988 г. по 31 декабря 1991 г. – в должностях монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастера в СМУ Мосбассшахтстрой. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и не подлежит проверке в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении требования Сапронова С.М. о включении в специальный стаж периода его работы с 18 февраля по 10 июля 1987 г. в СУ № 5 треста Мосжилстрой Главмосстроя в качестве транспортного (подсобного) рабочего, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Списком № 2 от 22 августа 1956 г. № 1173, подлежащим применению для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., указанное выше наименование должности не предусмотрено. В данной части решение по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска Сапронова С.М. в части требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периодов его работы, имевших место после 1 января 1992 г., суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо доказательств, подтверждающих постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 г., как того требуют положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в материалы дела не представлено.
Поскольку с учетом включенных судом первой отдельных периодов работы в подсчет специального стажа у Сапронова С.М. не образуется требуемый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, оснований для досрочного назначения ему страховой пенсии по старости по названному выше основанию у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения в обжалуемой части, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов его работы после 1 января 1992 г. ввиду отсутствия доказательств постоянной занятости истца в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 г.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сапронова С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: