Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7918/2017 ~ М-5475/2017 от 19.07.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.10.2017 года                                                           г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Дворцовой Т.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Петропавловске-Камчатском (в дальнейшем - ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности, мотивируя заявленные требования тем, что в связи с достижением пенсионного возраста для работников Крайнего Севера ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ К заявлению приложил документы: копию паспорта, копию трудовой книжки, СНИЛС, копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка, копию ИНН, копию свидетельства индивидуального предпринимателя.

В устной форме истцу было предложено представить только один дополнительный документ о его трудовой деятельности в «Базе Океанического рыболовства». ДД.ММ.ГГГГ истец данную справку представил в ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском своевременно.

Разъяснение истца о неполучении справки из ИФНС как причину приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, ФИО1 получил ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, по его мнению, срок рассмотрения заявления о назначении пенсии должен был быть приостановлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик же приостановил срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит ч.3 ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил истцу извещение об отказе в назначении пенсии, ссылаясь на отсутствие справки из ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, хотя, как указывает истец, срок приостановления рассмотрения его заявления еще не истек.

Ссылается, что ответчик все необходимые документы получил в установленные законом сроки, но, несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ из-за неполучения справки из ИФНС, а ДД.ММ.ГГГГ истец был вынужден подать заявку на назначение пенсии повторно.

На основании справки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначили пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Считает, что из-за бюрократических проволочек нарушено его право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, просил признать незаконным решение об отказе ответчика в назначении пенсии, возложить обязанность назначить, произвести перерасчет и выплатить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ранее в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности с полым объемом прав, полагала требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов.

В частности, в п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Аналогичные положения содержатся в п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О страховых пенсиях».

В ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В ч.ч.1-3, 4 ст.22 указанного Федерального закона установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости по достижении возраста 55 лет на основании п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

К заявлению истцом приложены следующие документы: заявление о доставке, паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, СНИЛС.

Согласно уведомлению ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском от ДД.ММ.ГГГГ, истцу предложено дополнительно представить справку о заработной плате за период работы в ПАО «Океанрыбфлот», а на само учреждение Пенсионного фонда возложена обязанность направить запрос об истребовании документа налогового органа об уплате обязательных платежей и справки ПФР об уплате СВ с доходов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ИП в РКС). Для получения данных документов установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ

Уведомление получено истцом в день его составления ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил ответчику требуемую справку о заработной плате из ПАО «Океанрыбфлот», о чем также было составлено уведомление.

ДД.ММ.ГГГГ к заявлению о назначении пенсии ответчиком приобщена справка ПФР об уплате СВ с доходов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ИП в РКС), что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств направления ответчиком запроса об истребовании сведений из ИФНС об уплате истцом платежей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и справки ПФР об уплате СВ с доходов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ИП в РКС) до ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в связи с истребованием справки об уплате страховых взносов в УПФР с ДД.ММ.ГГГГ и ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому.

Данное решение направлено в адрес истца по почте ДД.ММ.ГГГГ и, как указывает истец в своем исковом заявлении, получено им в этот же день.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском направлен запрос в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому об истребовании справки об уплате обязательных платежей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности ФИО1 в Камчатском крае с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Ответ на данный запрос с необходимыми сведениями об уплате страховых взносов в ПФ РФ предоставлен ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения об уплаченных истцом платежах в связи с осуществлением предпринимательской деятельности направлен налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ и поступил в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе.

Решением ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском от ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения заявления истца восстановлен с ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием документального подтверждения факта осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем ФИО1 повторно обратился в ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском с заявлением о назначении пенсии по старости, каковая и была ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что ответчиком нарушены права истца в части своевременного назначения пенсии по старости по достижении им возраста, предусмотренного п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О страховых пенсиях».

Как следует из материалов пенсионного дела истца, учреждение Пенсионного фонда приостановило с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения заявления истца о назначении пенсии в связи с истребованием дополнительного документа - справки налогового органа об уплате страховых взносов истцом в качестве индивидуального предпринимателя, обязанность по ее истребованию возложена на ответчика.

ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском направило запрос в налоговый орган об истребовании справки об уплате страховых взносов лишь ДД.ММ.ГГГГ, ответ на который был получен ДД.ММ.ГГГГ

Данное обстоятельство, а именно отсутствие указанной справки налогового органа, послужило основанием для принятия решения об отказе в назначении ФИО1 пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсия по старости была назначена истцу после повторного обращения его с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 6 месяцев со дня наступления соответствующего права.

Вместе с тем, ответчиком не учтены положения ч.ч.7, 8 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, согласно которым необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Согласно п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В ч.3 ст.7.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ определено, что срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает, что ответчик не вправе был отказывать истцу в назначении пенсии по старости по его первоначальному заявлению в связи с отсутствием документа налогового органа, обязанность по представлению которого не была возложена на истца.

Напротив, обязанность по истребованию указанного документа, как следует из материалов пенсионного дела, была возложена на ответчика.

Данную обязанность учреждение Пенсионного фонда своевременно не выполнило, направив соответствующий запрос в налоговый орган лишь ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, начиная с указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ) и до истечения срока приостановления рассмотрения заявления истца (ДД.ММ.ГГГГ), то есть в течение более чем двух месяцев, ответчиком не предпринято мер по своевременному получению ответа налогового органа на запрос, тогда как такой ответ должен был быть представлен в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение пяти рабочих дней.

Доказательств, подтверждающих обратное, в материалах дела не содержится и в судебное заседание ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что право истца на назначение пенсии с момента его первоначального обращения с заявлением не может быть поставлено в зависимость от нераспорядительности ответчика, связанной с несвоевременным истребованием необходимых документов, находящихся в распоряжении государственных органов.

При указанных обстоятельствах, требования истца о признании незаконным решения об отказе ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском в назначении пенсии по старости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.11 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

В соответствии с ч.1 ст.22 приведенного закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно паспорту, дата рождения истца - ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о назначении пенсии по старости он обратился ДД.ММ.ГГГГ и просил назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом указанных нормоположений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, суд полагает необходимым возложить на ГУ-УПФР в г. Петропавловске-Камчатском обязанность назначить, произвести перерасчет и выплату пенсии по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что ответчиком неверно исчислены сроки приостановления рассмотрения заявления о назначении пенсии по старости основаны на неверном понимании закона, поскольку ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ не содержит предписаний указывающих на то, что срок рассмотрения заявления приостанавливается с момента соответствующих разъяснений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении на ответчика обязанности назначить, произвести перерасчет и выплату пенсии.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии ФИО1.

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском обязанность назначить, произвести перерасчет и выплату пенсии по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                        Т.А. Дворцова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ года

2-7918/2017 ~ М-5475/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тринадцатко Олег Викторович
Ответчики
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
Судья
Дворцова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
p-kamchatsky--kam.sudrf.ru
19.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2017Передача материалов судье
24.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2017Предварительное судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
06.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018Дело оформлено
30.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее