Решение по делу № 12-194/2017 от 31.07.2017

                                               Дело 12-194/2017

            РЕШЕНИЕ

18 сентября 2017 г.                                                                              г. Керчь

    Судья Керченского городского суда Республики Крым Кит М.В., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Камыш-Бурунский Железорудный комбинат» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

АО «КБ ЖРК» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просило признать его незаконным и отменить. В обоснование своих доводов АО «КБ ЖРК» указало, что в постановлении о назначении административного наказания обществу вменяется сброс сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива Азовского моря в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты; у Общества отсутствует программа производственного контроля, вместо нее представлено Положение о производственном контроле, разработанное с нарушением действующих норм, не предусматривает проведение контроля за охраной водных ресурсов; отчет о результатах производственного контроля не предоставлен в уполномоченный орган; в представленных планах мероприятий по охране окружающей среды на 2016-2017гг. отсутствуют пункты о получении решения о праве пользования водным объектом (акваторией Камыш-Бурунской бухты Керченского пролива Азовского моря), о разработке, утверждении и соблюдении нормативов допустимого сброса, о получении разрешения на сброс, о разработке оценки воздействия на окружающую среду к проекту «Реконструкция отводящего канала от села Приозерное в лагуну прибрежной полосы Черного моря»; АО «КБ ЖРК» не ведется анализ сточной и природной воды, сбрасываемых из отводного канала, учет сбрасываемых вод не ведется. Общество с указанным не согласно.

АО «КБ ЖРК» является организацией, в отношении которой проводится процедура банкротства, в связи с чем, деятельность предприятия регулируется положениями и ограничениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N127-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ). Общество не осуществляет производственную деятельность, соответственно и не осуществляет сброс сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива из обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов. В результате деятельности АО «КБ ЖРК» не образуются дренажные воды. На территории АО «КБ ЖРК» отсутствуют дренажные сооружения. При отсутствии дренажной системы не могут образовываться дренажные воды. Сброс сточных вод в обводной канал осуществляет ГУП РК «Вода Крыма» с Орджоникидзевских канализационных очистных сооружений, что подтверждается письмом ГУП РК «Вода Крыма» от 05.02.2015    , письмом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ . При проведении проверки административным органом взятие проб и образцов в целях их количественного химического анализа не производилось. Считает, что материалами дела не доказано наличие в действиях АО «КБ ЖРК» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Общество просило постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «КБ ЖРК» отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель АО «КБ ЖРК» Бурсайлова В.С. жалобу поддержала и просила удовлетворить ее в полном объеме.

Главный специалист-эксперт отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худякова Г.А., представляющая интересы по доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, поддержала поданные письменные возражения по делу, указала, что наказание назначено в пределах санкции статьи. Считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю, исследовав письменные доказательства, считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать.

Часть четвертая статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.

В силу частей 1,2,3 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Как следует из материалов дела, в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> (далее – Управление) поступило письмо Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» требований природоохранного законодательства при осуществлении работ по расчистке обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища и изъятию грунта в районе, примыкающему к обводному каналу с приложением Справки по результатам участия в проверке исполнения требований природоохранного законодательства в части законности осуществления работ по изъятию грунта при расчистке отводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища и его складирования на прилегающую территорию <адрес> проводимой Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении АО «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» (далее - АО «КБ ЖРК») Главного специалиста отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственного инспектора ФИО4 (далее - Справка).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> ФИО1 АО «КБ ЖРК» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ за то, что общество осуществляло сброс сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива Азовского моря в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты; у Общества отсутствовала программа производственного контроля, вместо нее было представлено Положение о производственном контроле, разработанное с нарушением действующих норм, которое не предусматривает проведение контроля за охраной водных ресурсов; общество отчет о результатах производственного контроля не предоставило в уполномоченный орган; в представленных планах мероприятий по охране окружающей среды на 2016-2017гг. отсутствуют пункты о получении решения о праве пользования водным объектом (акваторией Камыш-Бурунской бухты Керченского пролива Азовского моря), о разработке, утверждении и соблюдении нормативов допустимого сброса, о получении разрешения на сброс, о разработке оценки воздействия на окружающую среду к проекту «Реконструкция отводящего канала от села Приозерное в лагуну прибрежной полосы Черного моря»; АО «КБ ЖРК» не ведется анализ сточной и природной воды, сбрасываемых из отводного канала, учет сбрасываемых вод не ведется.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Обводной канал принадлежит АО «КБ ЖРК» на основании Выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый .

Эксплуатация отводного канала КБ ЖРК, связанная со сбросом сточных вод в Камыш-Бурунскую бухту Азовского моря, производится без учета их влияния на состояние водного объекта, без утверждённого проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, разрешения на сброс, чем нарушены нормы пункта 1 статьи 60 «Водного кодекса Российской Федерации», пунктов 1,3,4 статьи 23, статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Программа производственного экологического контроля у общества отсутствует.

Контролирующему органу представлено «Положение о производственном экологическом контроле АО КБ «ЖРК» утверждённое конкурсным управляющим ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ

Как указал представитель Росприроднадзора разработано оно с нарушением действующих норм, не предусматривает проведения контроля за охраной водных ресурсов, чем нарушены нормы пунктов 1-6 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля не предоставляется в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, чем нарушены нормы статьи 43, пункта 7 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 1, 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации.

АО «КБ ЖРК» представлены «План мероприятий по охране окружающей 2016 год», «Отчёт о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды на 2016 год», «План мероприятий по охране окружающей среды на 2017 год», в которых отсутствуют пункты о получении решения о праве пользования иным объектом (акваторией Камыш-Бурунской бухты Керченского пролива - Азовского моря) о разработке, утверждении и соблюдении нормативов допустимого сброса (НДС), о получении разрешения на сброс, о разработке оценки воздействия на окружающую среду к проекту «Реконструкция отводящего канала от села Приозерное в лагуну прибрежной полосы Черного моря», чем нарушены нормы статьи 55 «Водного кодекса Российской Федерации», статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пунктом 13 «Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2016 год», «Отчёта о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды на 2016 год», «Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2017 год» предусмотрено вести производственный контроль (анализы сточной и природной воды), однако результаты анализов качества сточных вод, сбрасываемых из отводного канала КБ ЖРК в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива Азовского моря с 2016 года до настоящего времени отсутствуют. Учёт количества сбрасываемых из отводного канала в Камыш- Бурунскую бухту Керченского пролива сточных вод и загрязняющих веществ, а также учёт количества сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых в отводной канал другими субъектами хозяйственной деятельности не ведётся. Нарушены нормы пункта 2 статьи 55, пункта 6 статьи 56, пунктов 1, 6 статьи 60 ВК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2007 №311, Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объкты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);

2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155- ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»: вредное вещество - вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде, водным биологическим ресурсам и другим природным ресурсам внутренних морских вод и территориального моря, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации; сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс вредных веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

В обводной канал поступают дождевые, инфильтрационные и талые воды из Верхне-Чурбашского и Нижне-Чурбашского хвостохранилищ, золо- шлакоотвала структурного подразделения «Камыш-Бурунская ТЭЦ» ООО «КрымТЭЦ», избыточные воды из оз. Чурбашского, сточные воды Орджоникидзевских канализационных очистных сооружений, которые в дальнейшем сбрасываются в Камыш-Бурунскую бухту Керченского пролива Азовского моря. АО «КБ ЖРК», как собственник канала, не осуществляет должным образом контроль за качеством и объемами сброса сточных вод в рыбохозяйственный водоем - Керченский пролив Азовского моря.

ДД.ММ.ГГГГ для подтверждения/опровержения факта нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации в части загрязнения Керченского пролива Азовского моря на территории Республики Крым, руководствуясь приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рейдовой проверки» представителями отдела надзора на море Восточного региона Управления совместно со специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» было проведено рейдовое обследование очистных сооружений «Орджоникидзевские» ГУП РК «Вода Крыма» и обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища. По итогам рейдового мероприятия составлен Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ , приложением которому имеется план-схема отбора проб специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО». Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб природной воды по всей длине обводного канала (л.д.45-52).

Концентрации загрязняющих веществ в пробе - точка соединения канала с Керченским проливом Азовского моря, превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, утвержденные Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ АО «КБ ЖРК» подтверждается Письмом Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с приложением, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , Актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, экспертными заключениями , от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, материалами дела подтверждается событие и состав вменяемого Обществу административного правонарушения.

Выводы должностного лица о наличии события и состава административного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, обоснованность привлечения АО «КБ ЖРК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ сомнений у суда не вызывает.

Наказание АО «КБ ЖРК» назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения.

Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении жалобы Акционерного общества «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Акционерного общества «Камыш-Бурунский железорудный комбинат» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения

              Судья –                                                    Кит М.В.

12-194/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Камыш-Бурунский Железорудный комбинат"
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Кит Марина Викторовна
Статьи

КоАП: ст. 8.13 ч.4

Дело на странице суда
kerch--krm.sudrf.ru
31.07.2017Материалы переданы в производство судье
05.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
23.10.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.12.2017Вступило в законную силу
27.12.2017Дело оформлено
22.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее