Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд) по делу № 12-3273/2023 от 03.08.2023

 12-3273/23  УИД 77MS0077-01-2023-001570-45

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2023 года                                                                г. Москва

 

Судья Савеловского районного суда г. Москвы Арсеньева М.Н., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Савеловской межрайонной прокуратуры г. Москвы Калгина М.А. определение мирового судьи судебного участка 78 района Сокол г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка 77 района Сокол г. Москвы, от 14.04.2023 о возврате дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Семиной С.В., привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

Определением мирового судьи от 14.04.2023 дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Семиной С.В., привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, возвращено заместителю Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы для надлежащего оформления.

В протесте, поданном в Савеловский районный суд г. Москвы, заявитель просит отменить указанное определение, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье по доводам, изложенным в протесте.

Старший помощник Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы Евтушенко Е.С. в судебное заседание явилась, просила протест удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение мировому судьей.

Выслушав старшего помощника Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы, изучив доводы протеста, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 04.04.2023 в отношении Семиной Светланы Владимировны заместителем Савеловского межрайонного прокурора города Москвы возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ и вынесено
соответствующее постановление.

12.04.2023 материалы дела поступили на рассмотрение мировому судье.

В силу ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела судом выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган либо должностному лицу, которыми эти материалы дела оформлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном
правонарушении указываются, в частности, событие административного
правонарушения, время и место его совершения, статья КоАП РФ, предусматривающая  административную ответственность за данное административное правонарушение, и иные необходимые для рассмотрения дела по существу сведения, а также объяснения физического лица, в отношении которого составлен административный материал.

По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 28.2 КоАП РФ под неправильным составлением протокола об административном правонарушении и оформлением других материалов дела, которые могут повлечь возвращение дела в орган или должностному лицу, составившим протокол, следует понимать очевидные грубые нарушения требований закона при их составлении, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела. При этом одним из основных и непременных условий законности протокола об административном правонарушении является полнота отраженных в нем сведений, перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, о месте, времени и событии правонарушения, а также о лице, его совершившем.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005  5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с учетом изменений, внесенных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 45), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно
ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. В том же случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно,
судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность указанного лица в совершении административного правонарушения. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственную причастность к совершению действий, т.е. объективной стороны деяния, что имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и привлечения виновного к административной ответственности.

Мировой судья пришел к выводу о том, что постановление прокурора с материалами дела подлежат возврату,  так как постановление не содержит данных, перечисленных в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных значимых для данного дела сведений, а именно:

-  не установлена объективная сторона правонарушения, т.к. материалы дела не содержат документальных подтверждений факта нахождения привлекаемого лица в трудовых отношениях с ГБУ «Жилищник района Сокол» по состоянию на дату вмененного правонарушения и списка сотрудников учреждения по состоянию на 01.01.2023;

-  не установлена субъективная сторона правонарушения с учетом отсутствия в материалах дела письменных объяснений привлекаемого лица по факту вмененного правонарушения и иных доказательств наличия умысла на отказ в трудоустройстве инвалидов.

Кроме того, не подтверждено соблюдение процедуры проведения проверки ГБУ «Жилищник района Сокол», т.к. в материалах дела отсутствуют документальные полномочия лица, участвовавшего в проведении проверки прокуратуры от имени учреждения.

Вместе с тем вопреки выводам мирового судьи материалы дела содержат надлежащим образом заверенную копию приказа (распоряжения)  837 л/с от 16.08.2021 о приеме Семиной С.В. на работу.

 Кроме того, в материалах дела имеется копия трудового договора  80 от 16.08.2021 с Семиной С.В., п. 1.3 которого содержит положение о том, что трудовой договор заключается на неопределенный срок.

Одновременно с этим материалы дела содержат копию списка сотрудников ГБУ «Жилищник района Сокол» на 31.03.2023, из которого следует, что Семина С.В. с 16.08.2021 занимает должность начальника отдела персонала и охраны труда.

Также в материалах дела содержатся письменные объяснения Семиной С.В. в том объеме, в котором она полагала необходимым изложить свои доводы.

Вывод суда об отсутствии в материалах дела доказательств наличия у Семиной С.В. умысла на отказ в трудоустройстве инвалидов является преждевременным, так как оценка доказательств и установление достоверности, допустимости, относимости, а в совокупности достаточности для установления  обстоятельств дела, осуществляется в ходе рассмотрения дела по существу, после их исследования в установленной законом процедуре.

Кроме того, обжалуемое определение содержит доводы о том, что соблюдение процедуры проведения проверки ГБУ г. Москвы «Жилищник района Сокол» не подтверждено в связи с отсутствием в материалах дела документальных полномочий лица, участвовавшего в проведении проверки прокуратуры от имени учреждения, тогда как данное обстоятельство также свидетельствует об оценке судом процедуры проведения проверочных мероприятий и может быть восполнено в судебном заседании.

Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 19.10.2021  2131-О отметил, что наделение федеральным законодателем протокола об административном правонарушении особым процессуальным статусом в производстве по делам об административных правонарушениях не свидетельствует о придании ему преимущественного доказательственного значения для установления наличия или отсутствия события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; указанные данные могут устанавливаться не только этим протоколом, но и иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).

Соответственно, если присущие протоколу об административном правонарушении недостатки являются несущественными и могут быть восполнены судьей, членами коллегиального органа, должностным лицом, осуществляющими производство по делу об административном правонарушении, посредством оценки всех имеющихся доказательств на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 КоАП Российской Федерации), не исключается рассмотрение дела об административном правонарушении по существу и принятие по его результатам постановления о назначении административного наказания.

Из изложенного следует, что обстоятельства, установленные оспариваемым определением, не являются невосполнимыми недостатками, препятствующими рассмотрению дела и установлению юридически значимых его обстоятельств, указанные недостатки могут быть устранены при рассмотрении дела мировым судьей по существу, соответственно оснований для возвращения постановления с материалами дела прокурору у суда не имелось.

На основании изложенного, определение мирового судьи от 14.04.2023 о возврате дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Семиной С.В., привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка 77 района Сокол г. Москвы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение мирового судьи судебного участка 78 района Сокол г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка 77 района Сокол г. Москвы, от 14.04.2023 о возврате дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Семиной С.В., привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, - отменить, возвратить дело мировому судье судебного участка 77 района Сокол г. Москвы на новое рассмотрение.

 

 

Судья                                                                                              М.Н. Арсеньева

 

12-3273/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменить постановление (решение), дело вернуть на новое рассмотрение
Ответчики
Семина С.В.
Суд
Савёловский районный суд
Судья
Арсеньева М.Н.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
24.08.2023
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее