Дело № 11-110/2011 г. Мировой АИ
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Савельевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске
По апелляционной жалобе Военного комиссариата Амурской области
Дело по иску Елистратова В.Ф. к Военному комиссариату Амурской области о взыскании недоплаченной пенсии,
У с т а н о в и л :
Елистратов В.Ф. обратился в суд с данным иском, указав, что с *** г. является пенсионером Министерства обороны РФ, на момент выхода на пенсию по выслуге лет имел воинское звание «***
Истец считает, что за период с *** по *** ему недоплачена пенсия, сумма которой с учетом роста индекса потребительских цен составляет *** рубля *** копейка.
Доводы о недоплате пенсии связывает с невыполнением ответчиком требований п. 2 ст. 12 закона «О статусе военнослужащих» от ***, согласно которой оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.
По мнению истца, несмотря на то, что его должность не являлась первичной, исходя из принципа единства системы обеспечения военнослужащих, в расчете его пенсии не могли применяться размеры оклада по воинскому званию ниже низшего предела, установленного для первичных воинских должностей.
Истец требует взыскать с ответчика недоплаченную пенсию - *** рубля *** копейкупо представленному расчету. Применение индекса роста потребительских цен обосновывает требованием о возмещении убытков, причиненных несвоевременной выплатой пенсии, уменьшением покупательской способности денежных средств.
Ответчик иск не признал. Указывал, что в силу действующего законодательства при расчете пенсии военнослужащих учитываются размеры окладов по воинской должности, устанавливаемые Правительством РФ, к компетенции Военного комиссариата установление размеров окладов. Не относится. Должность истца не являлась первичной воинской должностью.
Решением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик требует отменить решение мирового судьи как необоснованное, ссылаясь на ранее заявленные возражения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции стороны в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, истец получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то есть, исходя из денежного довольствия военнослужащих. На момент увольнения на пенсию - в 1991 г. истец имел воинское звание «старший прапорщик».
Согласно ст. 43 ст. 14 указанного Закона для исчисления пенсии учитываются, в том числе - оклад по воинской должности. Размер пенсии определяется в процентном отношении от денежного довольствия. Порядок исчисления пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Закона от *** ***, пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего закона ( к этим лицам относится истец), подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, одновременно с его увеличением.
Статьей 43 указанного Закона в редакции, действовавшей до ***, устанавливалось, что денежное довольствие для исчисления пенсии, не превышающей 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 %.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона «О статусе военнослужащих» от ***, ***, вступившего в силу и действовавшему в период нахождения истца на пенсии, оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.
Указанная правовая норма действовала до ***, то есть до опубликования Закона *** от ***, которому была придана обратная сила.
Постановлением Верховного Совета РФ от *** *** «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» Правительству Российской Федерации предписывалось : представить в месячный срок в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих"; привести действующие нормативные акты в соответствие с указанным Законом и обеспечить их выполнение.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от *** *** были установлены размеры должностных окладов военнослужащих и окладов по воинским званиям военнослужащих.
Последующими постановлениями Правительства Российской Федерации от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** *** и от *** *** ранее установленные оклады по воинской должности (должностные оклады) и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих, повышались с ***, с ***, с ***, с ***, с *** соответственно в 1,8; 1,9; 1,4;1,3; и 1,54 раза.
Постановления Правительства РФ *** от *** и *** от *** были признаны недействительными ( незаконными) решением Верховного Суда РФ от *** в части несоответствия размера повышения окладов по первичным воинским должностям и званиям требованиям абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Основанием для признания постановлений незаконными явилось то, что примененные коэффициенты увеличения окладов по должности и званию не обеспечивали соблюдение минимального размера окладов по первичным воинским должностям.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» ( в редакции, действовавшей со дня опубликования Закона до ***) размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Оклад денежного содержания военнослужащих повышается Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона *** положения части 2 ст. 12 данного закона вступили в силу с ***, а абзац 3 п. 2 ст. 12 в части повышения оклада денежного содержания вступал в силу в течение *** г. по решению Правительства РФ.
Таким образом, в соответствии с новым законом «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации было обязано в течение *** года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного п. 2 ст. 12 данного Закона.
Законом «О статусе военнослужащих» *** фактически предусматривалась возможность отсрочки до *** увеличения минимальных окладов по должности и званию по первичным воинским должностям, исчисляемых кратно действующему минимальному размеру оплаты труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В указанной части Федеральный закон *** от *** не мог распостраняться на истца, поскольку истец уволился на пенсию до издания данного закона, в период исполнения Закона « О статусе военнослужащих» *** от ***, не предусматривающего каких-либо отсрочек в его исполнении, и устанавливающего предельный минимум размеров окладов по должности и званию по первичным воинским должностям.
Ответчик не оспаривал доводы истца о том, что в период, указанный в иске, оклад по званию истца для расчета пенсии определялся без учета принципов, установленных в ч. 2 ст. 12 Закона от ***, ***, то есть ниже низших пределов, установленных данной нормой права. Эти доводы подтверждаются расчетами пенсии.
Суд учитывает, что гарантированный минимум оклада по званию был законодательно установлен только для первичных воинских должностей. В то же время, суд считает, что, исходя из единства системы денежного довольствия военнослужащих, денежное довольствие лиц, воинские должности которых не являлись первичными, не могло быть меньшим, чем денежное довольствие, установленное для военнослужащих, занимающих первичные воинские должности. Следовательно, в период, указанный истцом, не могли применяться размеры оклада по воинской должности ниже низшего предела, установленного законодательством для военнослужащих, занимающих первичные воинские должности.
Какие-либо нормативные акты, предусматривающие повышение окладов военнослужащих до уровня, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Закона «О статусе военнослужащих» от *** *** в период, указанный истцом, не были приняты. Само по себе это не означало отсутствие у истца права на получение пенсии в размере, гарантированном законодательством.
Расчет недоплаченной пенсии произведен истцом правильно, с учетом ограничений размера пенсии, действовавших в период до ***.
В силу ст. 2 Закона «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (действовавшего в период, за который истец требует применить индексацию) и ст. 15 ГК РФ требование истца о взыскании недоплаченных сумм с учетом роста индекса потребительских цен обосновано. По вине ответчика, не исполнявшего требования Федерального Закона, истцу были причинены убытки: уменьшение покупательской способности денежных средств в связи с ростом индекса потребительских цен.
В этой связи суд учитывает, что согласно ч. 2 ст. 58 Закона от *** *** сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При рассмотрении спора мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Оснований к удовлетворению апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Амурской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, обжалованию в кассационном порядке не подлежит, может быть обжаловано в порядке надзора в течение шести месяцев.
Судья