Судья Кашкаров С.В. дело № 33 – 11134/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи Лободенко К.В.,
при секретаре Ядришниковой А.Г.,
с участием прокурора Баранова А.С.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО г.-к. Анапа по доверенности Орищенко А.С. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 28 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анапский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Солдатова В.В. к администрации МО г.-к. Анапа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 07.08.2013г. в жилищный отдел администрации МО г.-к. Анапа подано заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, относящихся к данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями Солдатова В.В., <...>.р.
03.09.2013г. на основании приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края Солдатов В.В. включен в указанный список.
Обязанность по предоставлению Солдатову В.В. жилого помещения на территории МО г.-к. Анапа возлагается на администрацию МО г.-к. Анапа.
Однако, администрацией МО г.-к. Анапа указанная обязанность не выполнена, до настоящего времени жилое помещение Солдатову В.В. не предоставлено, что нарушает его жилищные права и законные интересы, в связи с чем, прокурор обратился в суд с требованием о возложении на администрацию МО г.-к. Анапа обязанности однократно предоставить Солдатову В.В., <...>.р. изолированное, пригодное для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории МО г.-к. Анапа.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 28 января 2015 года исковые требования Анапского межрайонного прокурора в интересах Солдатова В.В. удовлетворены, на администрацию МО г.-к. Анапа возложена обязанность однократно предоставить Солдатову В.В., <...> г.р. изолированное, пригодное для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории МО г.-к. Анапа.
С указанным решением суда не согласился представитель администрации МО г.-к. Анапа Орищенко А.С. и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований Анапского межрайонного прокурора отказать.
Свои доводы мотивирует тем, что обжалуемое решение суда заведомо неисполнимо ввиду отсутствия у органов местного самоуправления полномочий по формированию списка детей-сирот и движению очередности, а также финансированию приобретения жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Баранова А.С., полагавшего решение законным и обоснованным, Солдатова В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, 07.08.2013г. Солдатов В.В., <...> г.р., обратился в жилищный отдел администрации МО г.-к. Анапа с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, относящихся к данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Солдатов В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
03.09.2013г. на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края Солдатов В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, относящихся к данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Однако, до настоящего времени Солдатову В.В. жилое помещение в нарушение требований действующего законодательства не предоставлено, что нарушает его жилищные права и законные интересы.
Так, на основании ст. 4 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Положениями ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, либо возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-0-П установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления образований Краснодарского края (в том числе МО г.-к. Анапа) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению к настоящему Закону, в том числе предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Краснодарского края от 03.06.2009г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (в ред. Закона Краснодарского края от 01.03.2013г. № 2665-КЗ) также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
С учетом указанных правовых актов у администрации МО г.-к. Анапа возникла обязанность по предоставлению Солдатову В.В. жилого помещения на территории МО город-курорт Анапа.
Однако, судом установлено, что предоставленные в соответствии с законом администрации МО г.-к. Анапа полномочия и бюджетные средства для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем, реализуются ненадлежащим образом, поскольку в 2014 году муниципалитету были предоставлены субвенции из краевого бюджета в размере <...> рублей для приобретения <...> квартир в рамках государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани».
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Анапского межрайонного прокурора следует признать законным и обоснованным.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы об отсутствии в бюджете МО г.-к. Анапа денежных средств являются несостоятельными, поскольку реализация установленных законом гарантий прав граждан на жилое помещение, должна осуществлять вне зависимости от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств.
Иные доводы жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения, поскольку суд первой инстанции действовал в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 28 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации МО г.-к. Анапа - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: