Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1228/2015 от 17.02.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2015 г. город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего – судьи Бездетновой А.С.,

при секретаре – Щепотине П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-108/2015 по иску ФИО3 к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о продлении срока постановки на очередь на предоставление жилого помещения из жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма и обязании предоставления жилого помещения из жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты <адрес> о продлении срока постановки на очередь на предоставление жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма и обязании предоставления жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, ранее относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Киреевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 лишена родительских прав, сведения об отце записаны в свидетельство о рождении со слов матери.

Постановлением администрации МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении несовершеннолетнего ФИО3 в детское государственное учреждение» ФИО3 был направлен в детское госучреждение для дальнейшего воспитания и содержания. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в муниципальном учреждении « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Сказка». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ФИО3 воспитывался в Алексинском детском доме.

Постановлением главы администрации <адрес> МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3» за ним закрепили жилую площадь по адресу: <адрес>.

Закрепленное жилое помещение представляет собой 2-х комнатную квартиру, общей площадью 43,8 кв.м., в которой зарегистрированы и проживают 5 человек: истец - ФИО3, мать – ФИО2, сестра – ФИО4, сестра – ФИО5, племянник – ФИО6, 2010 года рождения.

Имущества, принадлежащего ФИО3 на праве собственности он не имеет. Самостоятельно приобрести жилье ввиду отсутствия денежных средств не может. Срок, установленный законом для постановки на учет для предоставления жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма истцом был пропущен по причине того, что он не знал, что может воспользоваться вышеуказанным правом.

На основании вышеизложенного, просил суд продлить срок постановки на очередь на предоставление жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма, обязать Министерство труда и социальной защиты <адрес> предоставить жилое помещение из жилищного фонда <адрес> по договору социального найма.

В судебном заседании истец ФИО3 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Пояснил, что срок, установленный законом для постановки на учет для предоставления жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма был пропущен по причине того, что он не знал, что может воспользоваться вышеуказанным правом.

Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО9 просила в удовлетворении иска ФИО3 отказать, ссылаясь на то, что истец не обращался с вопросом постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им 23 летнего возраста, являясь полностью дееспособным, он самостоятельно мог реализовать свои права, но не сделал этого. В связи с этим, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из представленных документов, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются ФИО7 и ФИО2.

Решением Киреевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 лишена родительских прав, сведения об отце записаны в свидетельство о рождении со слов матери.

Постановлением администрации МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении несовершеннолетнего ФИО3 в детское государственное учреждение» ФИО3 был направлен в детское госучреждение для дальнейшего воспитания и содержания. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в муниципальном учреждении « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Сказка». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ФИО3 воспитывался в Алексинском детском доме.

Постановлением главы администрации <адрес> МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3» за ним закрепили жилую площадь по адресу: <адрес>.

Согласно представленной в материалах дела копии справки, выданной ООО «АлюрСтрой» <адрес>, ФИО3, 1989 года зарегистрирован по адресу: <адрес> имеет следующий состав семьи: мать – ФИО2, 1953 года рождения, сестра – ФИО4, 1982 года рождения, сестра – ФИО5, 1987 года рождения, племянник – ФИО6, 2010 года рождения.

Из справок Управления Росреестра по <адрес> и Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что в отношении ФИО3 отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество.

Давая оценку заявленным требованиям, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 902-ЗТО «О жилищном фонде» предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками на основании решения уполномоченного органа.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Кроме того, судом установлено, и не оспаривалось истицей то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет она за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший 26 лет, утратил и положения ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 ст. 8 названного Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений законодательства, невозможность проживания в занимаемом жилом помещении оценивается на момент возвращения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилое помещение, которое либо было закреплено за ним в установленном порядке, либо в жилое помещение, приобретенное в результате заключения договора социального найма жилого помещения, либо в жилое помещение, находящееся в собственности этого лица по различным основаниям.

При этом существенное значение имеет выяснение вопроса о том, не перестали ли лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате вселения в жилое помещение, находящееся в их владении, быть нуждающимися в жилом помещении.

Из содержания абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ г.) следовало, что лица указанной категории при наличии предусмотренных законом оснований должны были быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства.

Как следует из представленных доказательств, постановлением главы администрации <адрес> МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним ФИО3» за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>

Таким образом, мера социальной поддержки по обеспечению жилой площадью в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов на ФИО3 не распространялась.

В соответствии со статьями 51, 52, 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имели право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, вне очереди.

Согласно пункту 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

ФИО3 являлся дееспособным лицом и мог своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, но не обращался, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу его постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии с действующим до ДД.ММ.ГГГГ законодательством, постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений осуществляли органы местного самоуправления. Однако истец, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу его постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, до достижения им 23-летнего возраста не обращался. Документов, подтверждающих такое обращение, не представлено.

Одновременно по достижении совершеннолетия истец вернулся в закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, проживал в нем, состоял и состоит в настоящее время на регистрационном учете. Непригодным для проживания оно не признано.

В связи с тем, что ФИО3 жилым помещением в установленном порядке был обеспечен, основания для признания невозможности проживания его в занимаемом жилом помещении отсутствуют, доказательств обращения истца в установленном порядке в органы опеки и попечительства для постановки в сводный список для внеочередного получения жилья не имеется, отсутствуют в настоящее время основания и для включения его в соответствующий сводный список для предоставления жилья.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО3 требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь положениями ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска ФИО3 к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о продлении срока постановки на очередь на предоставление жилого помещения из жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма и обязании предоставления жилого помещения из жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд подачей жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий подпись.

Копия верна.

Судья А.С. Бездетнова.

Секретарь

2-1228/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новиков Алексей Владимирович
Ответчики
Министертсво труда и социальной защиты Тульской области
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
18.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.02.2015Передача материалов судье
18.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2015Судебное заседание
11.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2015Дело оформлено
15.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее