Дело № 2-1279/29-2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ11 февраля 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Равпук А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной А. А.вны к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Никитина А.А. обратились в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что она является собственником жилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение получила в дар в ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> ААА, которая приобрела жилье в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ названный дом признан непригодным для проживания в соответствии с распоряжением Главы самоуправления г.Петрозаводска № от ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с распоряжением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ истица является малоимущей и нуждается в жилье, другого жилья не имеет. С учетом изложенного, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Петрозаводска.
При рассмотрении дела истица Никитина А.А. исковые требования поддержала по основаниям, уточнив, что просит предоставить жилое помещение по норме представления, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Указывает, что в указанном в иске жилом помещении проживать невозможно, так как это опасно, ранее проживала в нем только в летнее время, в связи с отсутствием средств для съема иного жилого помещения.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ранее представленном суду отзыве выразили несогласие с иском, указав, что в настоящее время имеется ведомственная программа комитета жилищно-коммунального хозяйства о переселении граждан из аварийного жилищного фонда, срок реализации которой ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение будет предоставлено Никитиной Е.А. в рамках реализации ведомственной программы в соответствии со ст.ст. 85, 86, 89 ЖК РФ. Кроме того, не решен вопрос по праву собственности на жилое помещение в квартире № дома № по <адрес>, зарегистрированное за Никитиной Е.А. В рамках реализации ВП с собственниками жилых помещений аварийных домов заключаются договора мены жилых помещений, в результате которых новые жилые помещения в построенных домах передаются в собственность граждан, а квартиры в аварийных домах в собственность Администрации ПГО. В дальнейшем в рамках реализации ФЗ № 185 и ВП аварийные дома подлежат сносу и свободные земельные участки, на которых располагались вышеуказанные дома, подлежат застройке. В данном споре при вынесении положительного решения суда Никитина Е.А. остается собственником комнаты в квартире и может ею распоряжаться в дальнейшем, кроме того, она в соответствии с ЗК РФ пропорционально занимаемой доли имеет право и на земельный участок. Просят в иске отказать.
Заслушав истицу, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Согласно п/п 1 п.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В ст.86 ЖК РФ указано, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Кроме того, в силу ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежит Никитиной А.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. По данным <данные изъяты> в нем зарегистрирована только истица, с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Главы самоуправления города Петрозаводска № от ДД.ММ.ГГГГ дом № по <адрес> признан непригодным для проживания. Распоряжением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
О невозможности проживания в указанном жилом помещении дал показания свидетель ВВВ, являющийся супругом истицы, указавший, что в летнее время были вынуждены жить в таком жилом помещении, однако проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья.
По сведениям ответчика, истица принята на учет по улучшению жилищных условий, состоит в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Как указывает истица, неоднократные обращения с ее стороны в Администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой предоставить иное жилое помещение для проживания, результата не принесли.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» истица и <данные изъяты> не имеют иных жилых помещений на каком-либо праве.
Таким образом, суд принимает решение об обязании Администрации Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди Никитиной А.А. на состав семьи из 1 человека на условиях социального найма жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Доводы ответчика в отзыве не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п.п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома и срока отселения граждан является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в рассматриваемом случае, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, помещение, в котором зарегистрирована истица не может быть отнесено к категории жилых, так как оно не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам. С учетом изложенного, истица имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, и реализация данного права истицы не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока отселения и иных, приведенных ответчиком оснований.
Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика о том, что с истицей не решен вопрос по праву собственности на жилое помещение, указанное в иске, так как названное обстоятельство не может служить основанием для отказа истице в иске.
В силу ст.98 ГПК РФ суд истице возмещает за счет ответчика расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди Никитиной А. А.вне на состав семьи из 1 человека на условиях социального найма жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Никитиной А. А.вны расходы по государственной пошлине <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 16.02.2015.