Судья – < Ф.И.О. >1 Дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Якубовской Е.В., Диянова С.П.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
при секретаре <...>
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя < Ф.И.О. >4 по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Каневского районного суда Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >4 обратилась в суд с иском к администрации МО <...> о признании недействительным отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований пояснила, что решением Каневского районного суда от <...> ее родители были лишены родительских прав и истица в период с <...> по <...> находилась во вспомогательной школе интернате <...>, с <...> годы проходила обучение в СПТУ <...> <...>, по окончании которого в <...> г. вернулась на постоянное проживание в <...>. Начиная с <...> года истица неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства администрации <...> с вопросом о включении ее в список лиц относящихся к категории детей оставшихся без попечения родителей, о признании за ней права на обеспечение ее жилым помещением, но ей было отказано. В 2015 году и <...> году истица вновь обратилась в администрацию МО <...> с заявлением о получении жилого помещения в соответствии с ФЗ от <...> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, но ей отказали. На основании изложенного просит суд признать отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, необоснованным и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель < Ф.И.О. >4 по доверенности < Ф.И.О. >5 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Каневского районного суда Краснодарского края от <...> отказано в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >4 к администрации МО <...> об оспаривании недействительным отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель < Ф.И.О. >4 по доверенности < Ф.И.О. >5 выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда. Просит его отменить, и принять новое решение о полном удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу поступили возражения от представителя администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6, который выражает мнение о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав < Ф.И.О. >4 и ее представителя по доверенности < Ф.И.О. >5, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и полагали решение районного суда незаконным и необоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
В судебном заседании установлено, что решением Каневского районного суда от <...> < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >8 лишены родительских прав в отношении < Ф.И.О. >9
Согласно приказу <...> Апшеронского детского дома от <...> < Ф.И.О. >9 вернулась с летних каникул и поставлена на котловое довольствие.
В соответствии с приказом <...> Апшеронского детского дома от <...> < Ф.И.О. >9 выбыла на учебу в СПТУ <...> <...>, снята со всех видов довольствия.
Из представленной справки <...> от <...> школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья <...> Краснодарского края, истица действительно находилась на полном государственном обеспечении в Новокубанской вспомогательной школе интернате с <...> по <...>.
Согласно справке от <...> на счет централизованной бухгалтерии Каневского РОНО за период с <...> года поступили алименты в сумме <...> рублей на содержание в Новокубанском детском доме истицы и ее брата Сергея.
Из письма администрации МО <...> от <...> истице разъяснен порядок обращения с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и перечень необходимых документов. Также разъяснено, что поскольку она не подпадает по указанную категорию, то для получения отказа во включении ее в список ей необходимо обратиться с заявлением и необходимыми документами.
Согласно ответу администрации МО <...> от <...> на запрос суда по ходатайству представителя истицы, от истицы в администрацию МО <...> поступили письменные обращения <...>, <...> и <...> по жилищному вопросу как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Других обращений и заявления с полным пакетом документов ( п.9 ст. 7 Закона КК от <...> <...>-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для включения в список, от истицы не поступало.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети - сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от <...> 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона от <...> № 159-ФЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02,07.2013 N 185-ФЗ).
Из п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона следует, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ст.1 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ, его положения распространяются на детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лиц из их числа возраста 23 лет.
Анализ нормативных актов, регулирующих данные правоотношения в их совокупности, позволяет сделать вывод о том, что социальная поддержка указанной особой категории граждан в виде внеочередного обеспечения жилой площадью, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23-летнего возраста, будет реализована только после предоставления им жилого помещения, и достижение ими указанного возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и не реализованного права на внеочередное предоставление жилья. Соответственно, до достижения 23-летнего возраста дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <...> № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Введенные Федеральным законом от <...> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменения не касаются порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку законодателем закреплена реализация такого права после достижения 23-летнего возраста только при условии обращения за предоставлением мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23- летнего возраста.
Истицей не представлено доказательств ее обращения за предоставлением мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения до достижения ею 23-летнего возраста, то есть до 1992 года.
Судебная коллегия считает, что при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы представителя < Ф.И.О. >4 по доверенности < Ф.И.О. >5 не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы судом и им не дана надлежащая оценка, не представлено.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каневского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя < Ф.И.О. >4 по доверенности < Ф.И.О. >5 – без удовлетворения.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>