РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2019 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Леонтьева Л.Л., представителя ответчика МУП «Вихоревское городское хозяйство» - Шерпака В.Г., действующего на основании прав по должности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревское городское хозяйство», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, администрация Вихоревского городского поселения, об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности - организовать проведение оценки уязвимости эксплуатируемых транспортных средств, представить её результаты на утверждение, представить план объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности установлено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «Вихоревское городское хозяйство» включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1183850010904, ИНН 3805732651. Основным видом деятельности МУП «Вихоревское городское хозяйство» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
МУП «Вихоревское городское хозяйство» выдана лицензия *** от **.**.**** на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Администрацией Вихоревского городского поселения переданы МУП «Вихоревское городское хозяйство» по договору безвозмездного пользования *** от **.**.**** транспортные средства для оказания транспортных услуг населению в границах Вихоревского муниципального образования, в том числе: автобус ПАЗ 32053, ПАЗ-32054 (идентификационный номер: ***), ПАЗ-32054 (идентификационный номер: ***), ПАЗ-32054 (год изготовления <данные изъяты>), ПАЗ-32053 (<данные изъяты> года выпуска).
Между администрацией Вихоревского городского поселения и МУП «Вихоревское городское хозяйство» на системной основе заключаются договоры безвозмездного пользования сроком не более 3 месяцев. В настоящее время действует договор безвозмездного пользования от **.**.****.
МУП «Вихоревское городское хозяйство» осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и допущенных к перевозкам более 8 человек. На предприятии имеется диспетчерский пункт для осуществления контроля за движением автобусов.
В соответствии приказом Федерального дорожного агентства от 17.07.2018 №2112 «О присвоении категорий транспортным средствам», транспортным средствам МУП «Вихоревское городское хозяйство» присвоены категории и они включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Пункт 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавших угрозу наступления таких последствий.
Обеспечение транспортной безопасности, согласно п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», предполагает реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства и возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При этом в соответствии с п.п. 7, 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); субъектом транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст. 6, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию, которое представляет собой отнесение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Статья 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» устанавливает, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Пунктом 6 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 №924, возлагает на субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязанность обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме; представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (п.п. 5, 6).
В нарушение требований указанного выше действующего законодательства, до настоящего момента обязанность проведения оценки уязвимости транспортных средств: ПАЗ 32053, ПАЗ-32054 (идентификационный номер: Х1М3205Н090002918), ПАЗ-32054 (идентификационный номер: Х7М3205Н090002915), ПАЗ-32054 (год изготовления 2010), ПАЗ-32053 (2012 года выпуска), государственный номер Х412УН, а также обязанность по разработке и утверждению плана объекта транспортной инфраструктуры МУП «Вихоревское городское хозяйство» не исполнены.
Кроме того, в рамках проверки установлено, что ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры приказом директора МУП «Вихоревское городское хозяйство» от **.**.**** *** назначены: Фиалко А.А.; Баранов А.С.; Тарасов С.А.; Моргунов В.Н.; Московских А.А.; Сакив А.В.; Попов Г.М.; Плотников М.П.; Шатилов В.Г..
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
В соответствии с п. 6 требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны, в том числе, обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства (п.п. 12).
В нарушение указанных выше требований Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924 МУП «Вихоревское городское хозяйство» не обеспечил подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». В ходе анализа представленных МУП «Вихоревское городское хозяйство» документов, из указанных в приказе директора МУП «Вихоревское городское хозяйство» №12 от 03.12.2018, обучение прошел лишь директор МУП «Вихоревское городское хозяйство» Шерпак В.Г. Непринятие МУП «Вихоревское городское хозяйство» своевременных мер по представлению в Федеральное дорожное агентство результатов оценки уязвимости транспортного средства, а также непринятие мер по обеспечению подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, нарушает права неопределенного круга лиц - пассажиров указанного выше транспортного средства - на безопасность и защиту от актов незаконного вмешательства, а также интересы Российской Федерации на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса.
Просит суд обязать МУП «Вихоревское городское хозяйство»:
- в срок не позднее **.**.**** организовать проведение оценки уязвимости следующих эксплуатируемых транспортных средств и представить ее результаты на утверждение в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ: ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер *** ПАЗ 32054, идентификационный номер ***;
- представить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости транспортных средств ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***;ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***, в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства;
- в срок не позднее **.**.**** обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Леонтьев Л.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчик - МУП «Вихоревское городское хозяйство» в лице директора Шерпака В.Г., действующего на основании прав по должности, в полном объеме признал исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревское городское хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, а именно:
- об обязании МУП «Вихоревское городское хозяйство» в срок не позднее **.**.**** организовать проведение оценки уязвимости следующих эксплуатируемых транспортных средств и представить ее результаты на утверждение в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ: ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***;
- об обязании МУП «Вихоревское городское хозяйство» представить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости транспортных средств ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***, в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства;
- об обязании МУП «Вихоревское городское хозяйство» в срок не позднее **.**.**** обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Вихоревского городского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации Вихоревского городского поселения.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Леонтьева Л.Л., представителя ответчика МУП «Вихоревское городское хозяйство» - Шерпака В.Г., действующего на основании прав по должности, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Леонтьева Л.Л., представителя ответчика МУП «Вихоревское городское хозяйство» - Шерпака В.Г., действующего на основании прав по должности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Ответчик - МУП «Вихоревское городское хозяйство» в лице директора Шерпака В.Г., действующего на основании прав по должности, реализуя свое процессуальное право, в полном объеме признал исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревское городское хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, а именно:
- об обязании МУП «Вихоревское городское хозяйство» в срок не позднее **.**.**** организовать проведение оценки уязвимости следующих эксплуатируемых транспортных средств и представить ее результаты на утверждение в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ: ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***;
- об обязании МУП «Вихоревское городское хозяйство» представить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости транспортных средств ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***, в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства;
- об обязании МУП «Вихоревское городское хозяйство» в срок не позднее **.**.**** обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, о чем имеется ее подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик МУП «Вихоревское городское хозяйство» в лице директора Шерпака В.Г., действующего на основании прав по должности, в полном объеме признал исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревское городское хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности - организовать проведение оценки уязвимости эксплуатируемых транспортных средств, представить её результаты на утверждение, представить план объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять от ответчика - МУП «Вихоревское городское хозяйство» в лице директора Шерпака В.Г., действующей на основании прав по должности, признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МУП «Вихоревское городское хозяйство» в срок не позднее **.**.**** организовать проведение оценки уязвимости следующих эксплуатируемых транспортных средств и представить ее результаты на утверждение в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ: ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***.
Обязать МУП «Вихоревское городское хозяйство» представить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости транспортных средств ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32053, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***; ПАЗ 32054, идентификационный номер ***, в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства.
Обязать МУП «Вихоревское городское хозяйство» в срок не позднее **.**.**** обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева