Решение по делу № 2-625/2014 ~ М-597/2014 от 10.07.2014

Дело № 2-625/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснощёково                                                                                    12 августа 2014 года

Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сивериной Н.А.,

при секретаре Тарасовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Величкиной Л.И. к Администрации Краснощёковского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Краснощёковскому району о взыскании финансовой помощи в связи с утратой имущества,

установил:

Величкина Л.И. обратилась в суд с указанным иском к Администрации Краснощёковского района, Управлению социальной защиты Краснощёковского района.

В обоснование заявленных требований указала, что на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года возникла чрезвычайная ситуация в результате паводка в мае-июне 2014 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежащей ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находился в зоне затопления. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного дома составлен акт обследования объекта, поврежденного в результате паводка ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Краснощёковского района Алтайского края, подтверждающий степень утраты имущества, без указания суммы ущерба, а также без включения в списки на получение финансовой помощи. С данным актом она не согласна. В результате возникшего паводка было частично утрачено принадлежащее ей имущество первой необходимости: <данные изъяты>.

Истица с учетом уточненных требований просит признать за ней право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в размере 50000 рублей, обязать администрацию Карповского сельсовета Краснощёковского района включить ее в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, взыскать с Управления социальной защиты населения по Краснощёковскому району Алтайского края финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в размере 50000 рублей.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в качестве третьих лиц на стороне ответчиков - Главное Управление МЧС России по Алтайскому краю, Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.

В судебном заседании истица Величкина Л.И. предъявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила требования удовлетворить. В дополнение к указанному в иске показала, что фундамент её жилого дома достаточно высокий, поэтому паводковых вод в доме (выше пола) не было, вода затопила подвал дома. В связи с этим все, принадлежащее ей имущество, находившееся в доме, - холодильник, телевизор, мягкая мебель (диван, кресла), ковры, вся бытовая техника в кухне, одежда, мебель, посуда, чайник, плита и т.д. - уцелели. Перечисленное в иске утраченное в результате паводка имущество находилось в подвале дома и надворных постройках. В наличии у Величкиной Л.И. имелось до паводка 3 водяных насоса, 2 из которых после паводка пришли в нерабочее состояние. Один глубинный водяной насос находится в рабочем состоянии. Кресло, находившееся в летней кухне, было старым, в комплект мягкой мебели, находившейся в доме, не входило. Полагает, что она имеет право на получение финансовой помощи в размере 50000 рублей, т.к. принадлежащее ей имущество утрачено частично, на сумму не менее 50000 рублей.      В связи с паводком она получила единовременную материальную помощь в размере 20000 рублей (10000 рублей из средств федерального бюджета и 10000 рублей из средств бюджета Алтайского края).

Представитель ответчика Администрации Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края Захаров В.В. полагает, что исковые требования Величкиной Л.И. не подлежат удовлетворению, поскольку финансовая помощь в размере 50000 рублей выплачивается пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации лицам в связи с утратой ими в результате паводка имущества первой необходимости, к которому утраченное имущество, перечисленное в иске, не относится. Имущество первой необходимости находилось в жилом доме Величкиной Л.И., куда паводковые воды (выше пола) не проникли, имущество первой необходимости не утрачено. В связи с этим истица не имеет право на получение финансовой помощи в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. На основании изложенного Величкиной Л.И. было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Непосредственно после паводка Величкина ЛД. в связи с затоплением усадьбы её дома и утратой имущества, не относящегося к имуществу первой необходимости, получила единовременную материальную помощь в размере 20000 рублей (10000 рублей из средств федерального бюджета и 10000 рублей из средств бюджета Алтайского края).

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Краснощёковскомму району Медведев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал по тем же основаниям, что и представитель Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края.

Представитель ответчика Администрации Краснощёковского района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, дело было рассмотрено в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика пояснила, что Администрация Краснощёковского района Алтайского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не занимается формированием списков лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Данная обязанность лежит на Администрациях сельсоветов, на территории которых проживают пострадавшие.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что произошедшая в мае-июне 2014 года чрезвычайная ситуация относится к чрезвычайным ситуациям регионального характера. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Алтайского края, в границах муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования. Из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрены ассигнования бюджета Алтайского края в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года. Главным распорядителем бюджетных средств Алтайского края является Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, в связи с чем Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.

         Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, утрачено частично имущество Величкиной Л.И., не относящееся к имуществу первой необходимости, следовательно, она не имеет права     на получение финансовой помощи в размере 50000 рублей, т.к. такая помощь оказывается лицам, частично утратившим имущество первой необходимости.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее КФНКП) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что КФНКП не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет единовременных денежных выплат конкретному гражданину.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Главное Управление МЧС России по Алтайскому края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, изучив поступившие отзывы на исковое заявление, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 18 Федерального закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении".

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Подпункт "г, д" п. 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно ст. 29 Закона Алтайского края от 17.03.1997 года № 15-ЗС, финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством Алтайского края; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.

В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды. К ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 введен режим чрезвычайной ситуации в результате паводка в мае-июне 2014 года для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановление Администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года» утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года (далее- Порядок).

Согласно п.1.1 Порядка предусматриваются следующие единовременные денежные выплаты:

- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека;

- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека;

- выплата единовременного пособия членам семей граждан, умерших (погибших) в результате чрезвычайной ситуации.

В силу п.п. 2.4, 2.5 Порядка, финансовая помощь в связи с утратой имущества

первой необходимости предоставляется: за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека; за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека.

Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Списки граждан формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Данные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются главами администраций городских округов (муниципальных районов) и сельских поселений или их заместителями, руководителями территориальных подразделений Федеральной миграционной службы Российской Федерации, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями, руководителями территориальных подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями.

Межведомственные комиссии организуют составление актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которые подписываются членами комиссии и гражданами, постоянно проживающими в жилых помещениях, попавших в зону затопления, согласовываются с руководителями территориальных подразделений МЧС России, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями, утверждаются руководителями органов местного самоуправления или их заместителями.

Согласно ст. 32 Закона Алтайского края от 17.03.1998 года N 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, списки граждан для выделения средств из резервного фонда формируются на основании решений комиссии органа местного самоуправления, в рассматриваемой ситуации - администрация Карповского сельсовета Краснощековского района Алтайского края.

Таким образом, указанные выплаты предоставляются гражданину при условии, если он постоянно проживал в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратил полностью или частично имущество первой необходимости, обратился с заявлением о включении в списки лиц на оказание финансовой помощи и был включен в указанные списки.

Согласно письма МЧС России от 09.06.2014 года № 43-2578-7, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе, посуду хозяйственную (тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник), приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральную машину, электроутюг, настольную лампу, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, обеденный стол, стол рабочий, стулья, газовую плиту (электроплиту), водонагреватель или котел отопительный (переносную печь).

Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года» Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определено органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на осуществление единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года

За предоставлением денежных выплат граждане обращаются в управления социальной защиты населения по месту жительства с заявлением в письменной форме с указанием вида денежной выплаты, фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя, данных документа, удостоверяющего его личность, реквизитов счета, открытого заявителем в кредитной организации, или указанием о выплате денежных средств наличными в кассе управления социальной защиты населения (данный порядок выплаты допускается только для единовременной материальной помощи) (п. 2.10. Порядка).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <данные изъяты>, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит Величкиной Л.И.

На основании постановления Администрации Краснощёковского района Алтайского края № 383/1 от 29.05.2014, в связи со сложной паводковой обстановкой в Краснощёковском районе Алтайского края, в результате которой оказались подтопленными усадьбы жилых домов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ущерба от его последствий, объявлен режим чрезвычайной ситуации в с.Краснощёково, с.Харлово, с.Маралиха, с.У-Пустынка и с.Карпово, с 29.05.2014 с 23-00.

Администрацией Карповского сельсовета Краснощековского района были подготовлены списки граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка (наводнения) в с. Карпово (с.Карпово Первое и с.Карпово Второе) Краснощековского района Алтайского края.

Актом обследования объекта, поврежденного в результате паводка ДД.ММ.ГГГГ в с.Карпово Второе Краснощёковского района от ДД.ММ.ГГГГ года, комиссией был обследован жилом дом и усадьба дома по адресу: <адрес>.

В результате обследования установлено и зафиксировано в акте следующее:

- в жилом доме имеется трещина угла дома с северо-восточной стороны: от фундамента до крыши;

- в доме водой затоплен только подвал, затоплены картофель 3 центнера, заготовки;

- повреждены надворные постройки : баня, летняя кухня, углярка;

- унесло водой дрова 1 м3, намокли зерноотходы 2 центнера, повреждено кресло, 2 водяных насоса, намокло 9 центнеров сена, цемент 100 кг;

- затоплен огород 8 соток, смыло плодородный слой почвы до гравия.

Из показаний сторон, представленных истицей фотоснимков, указанного акта судом установлено, что во время паводка, в дом вода (выше пола) не затекла за счет достаточной высоты фундамента; вода находилась только в подвале дома, а поэтому имущество первой необходимости, находившееся в доме (холодильник, телевизор, посуда, приборы столовые, кухонные принадлежности, чайник, электроутюг, часы, зеркало, кровать, стол обеденный, стулья, плита для приготовления пищи, стиральная машина, ковры, настилы, диван, кресла, шкафы для одежды и посуды и иное имущество) сохранилось в неизменном виде.

Данные обстоятельства подтверждается и не оспаривается истицей Величкиной Л.И..

Истец, являясь пострадавшей от чрезвычайной ситуации, полагая, что имеет право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате паводка, подала заявление главе администрации Карповского сельсовета Краснощековского района о включении её в списки лиц на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Согласно справки администрации Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края Величкина Л.И. в списки граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости включена не была, в связи с тем, что комиссией не была установлена утрата истцом имущества первой необходимости.

Единовременная материальная помощь в размере 20000 рублей (10000 рублей из средств краевого бюджета и 10000 рублей из средств федерального бюджета) истице была выплачена, что она подтвердила суду.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из анализа представленных доказательств, объяснений истицы, представителей ответчиков, суд приходит к выводу, что имущество первой необходимости, принадлежащее Величкиной Л.И., в результате паводка не было утрачено, факт частичной утраты имущества первой необходимости не нашел своего подтверждения.

Доводы истицыц о том, что из-за подмыва фундамента и стен дома появились трещины на стенах от фундамента до крыши, не имеют юридического значения для данного дела, поскольку осуществление указанного вид выплат (финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости) не зависит от состояния жилого помещения после паводка.

Утраченное в результате чрезвычайной ситуации имущество, принадлежащее Величкиной Л.И., не относится к имуществу первой необходимости, поскольку не составляет минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Факт утраты в результате паводка кресла, находившегося в летней кухне, и 2-х водяных насосов, которые можно было бы отнести к имуществу первой необходимости, суд во внимание не принимает, поскольку истица Величкина Л.И. пояснила, что в наличии до паводка у нее было 3 водяных насоса, 2 из которых (работают на поверхности) в результате паводка утрачены, один (глубинный) находится в рабочем состоянии. В доме имеется мягкая мебель - диван и кресла в хорошем состоянии. Находившееся в летней кухне кресло было старым и не входило в комплект мягкой мебели, имеющейся в доме и не подверженной воздействию паводковыми водами.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным отказ Администрации Карповского сельсовета Краснощёковского района во включении Величкиной Л.И. в списки пострадавших лиц, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, поскольку право на получение такой финансовой помощи у истицы не возникло.

На основании изложенного, суд полагает возможным отказать в удовлетворении исковых требований Величкиной Л.И. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Величкиной Л.И. к Администрации Краснощёковского района Алтайского края, Администрации Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Краснощёковскому району, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерству финансов РФ о признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, об обязании включить в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, взыскании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                      Н.А. Сиверина

Решение в окончательной форме принято «18» августа 2014 года.

2-625/2014 ~ М-597/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Величкина Людмила Ивановна
Ответчики
Главалтайсоцзащита
Управление социальной защиты населения по Краснощёковскому району
Министерство Финансов в лице Управления Федерального казначейства по АК
Другие
Комитет Администрации Алтайского края по финансовой, налоговой и кредитной политике
Администрация Карповского сельсовета
Захаров Виктор Викторович
ГУ МЧС РФ по АК
Администрация Краснощёковского района
Бочарова Ольга Александровна
Суд
Краснощековский районный суд Алтайского края
Судья
Сиверина Н.А.
Дело на странице суда
krasnochekovsky--alt.sudrf.ru
10.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2014Передача материалов судье
10.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.07.2014Предварительное судебное заседание
07.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее