Дело № 2-5203/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шариповой Г.М.,
при секретаре Зариповой К.М.,
с участием старшего помощника прокурора Советского <адрес> Республики Башкортостан Поздняковой Г.Ш., соистца Копыловой Н.Ю., представителя ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан - Полиенко Л.Ю. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского <адрес> Республики Башкортостан, действующего в интересах Копыловой Н.Ю., к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурора Советского <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Копыловой Н.Ю. с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского <адрес> по обращению Копыловой Н.Ю. проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения. Установлено, что мать Копыловой Н.Ю.- Морозова В.А., 1982 года рождения, - умерла, отец - записан со слов матери. Копылова Н.Ю. в 2016 году окончила Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа села Николаевка муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. Распоряжением главы администрации Советского <адрес> ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Копылова Н.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Вместе с тем, Копылова Н.Ю. с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенных обстоятельств, с учетом уточненных исковых требований истец просит обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить Копыловой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте <адрес> и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Старший помощник прокурора Советского <адрес> Республики Башкортостан Позднякова Г.Ш., соистец Копылова Н.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просят удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан Полиенко Л.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, считая их необоснованными.
Представитель Администрации Советского <адрес> ГО <адрес> Республики Башкортостан, представитель Правительства Республики Башкортостан, представитель Министерства финансов Республики Башкортостан, представитель Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом требований статьи 154 названного Закона - сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с ДД.ММ.ГГГГ права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма расширены основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», упразднено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона, распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.
Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из пункта 4 данной статьи следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом ст.1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС администрации <адрес> Республики Башкортостан, Копылова Н.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является Копылова В.А., в графе «отец» стоит прочерк.
Согласно свидетельству о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС <адрес> записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан, Морозова (Копылова) В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ Герасина В.И. назначена опекуном Копыловой Н.Ю.
Согласно справке о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП ЕРКЦ ГО <адрес> Республики Башкортостан, Копылова Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы администрации Советского <адрес> ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Копылова Н.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГПБОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж по основной профессиональной образовательной программе, следует, что Копылова Н.Ю. обучается на втором курсе оной формы обучения по программе «Подготовка квалифицированных рабочих и служащих в ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж по основной профессиональной образовательной программе». Начало обучения с ДД.ММ.ГГГГ, окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что Копылова Н.Ю. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой Территориального участка <адрес> ГУП БТИ Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ч.4 ст.49 ЖК РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 и п.5 ст. 19 Федеральном законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом из законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Копылова Н.Ю. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Копылова Н.Ю. жилым помещением не обеспечена.
Иное жилье, а также субсидии или социальные выплаты Копыловой Н.Ю. не выделялись, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления Копыловой Н.Ю. жилого помещения, а также доказательства, подтверждающие ее статус, отсутствие недвижимого имущества на территории ГО <адрес>, в котором она имеет возможность проживать, постановку ее на специальный учет.
Само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (с изм. и доп., вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ) к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии с Законом РБ №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, поскольку Копылова Н.Ю. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ЖК РФ.
На основании изложенного, суд возлагает обязанность на Администрацию городского округа <адрес> РБ предоставить Копыловой Н.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан N 44/10 ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 12/22 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточных для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа <адрес> РБ».
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Советского <адрес> Республики Башкортостан, действующего в интересах Копыловой Н.Ю., к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить Копыловой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилищного помещения сроком на 5 лет в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по норме предоставления.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.М. Шарипова