Дело № 12-79/2018 | |
РЕШЕНИЕ | |
28 июня 2018 года | г. Няндома |
Судья Няндомского районного суда Архангельской области Арбузова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Леваневского, д. 41 А, жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (далее МБОУ) «Средняя школа № 3 города Няндома» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Палицына А.А. №-И/5 от 28 апреля 2018 года о назначении административного наказания,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Палицына А.А. №-И/5 от 28 апреля 2018 года МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома»- директор Тарасенко Т.И. подала жалобу об его отмене.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, представители МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» и государственной инспекции труда в суд не явились.
Исследовав доводы жалобы, отзыв на нее и материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда в МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» в числе прочих были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выразившиеся в допуске работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а именно:
Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Частью 6 ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельности, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее – Правила).
Пунктом 1 данных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (далее – Перечень).
Согласно п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В соответствии с п. 4 Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
Согласно п. 5, 6 Правил, освидетельствование работника проводится не реже одного раза в пять лет. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются виды деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.
Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
В нарушение вышеуказанных требований закона учителя начальных классов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и воспитатель ФИО8 были допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
По итогам проверки уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в отношении МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и вынесено обжалуемое постановление.
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний образует состав правонарушения по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поэтому деяние МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» было правильно квалифицировано по указанной норме.
Сделанные в обжалуемом постановлении выводы о наличии выявленного нарушения в жалобе не оспариваются и полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследованиях всех обстоятельств в их совокупности.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно надлежащим образом не организовало свою деятельность для недопущения нарушения норм трудового законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о принятии МБОУ «Средняя школа № 3» всех зависящих от него мер по соблюдению трудовых прав работников, а также доказательств объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы в той части, что обязательное психиатрическое освидетельствование работники проходят согласно плану-графику поэтапного прохождения работниками муниципальных образовательных организаций, принятому на заседании рабочей группы министерства образования и науки Архангельской области, являются несостоятельными, поскольку согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии вины МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и данный факт в жалобе не оспаривается.
Совершенное правонарушение не является малозначительным в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является гарантия трудовых прав и свобод граждан, благоприятные и безопасные условия труда, права и интересы работников.
Кроме того, нарушение, выразившееся в допуске лиц, не прошедших обязательное психиатрическое освидетельствование, по своей природе не может быть признано малозначительным.
С учетом формального характера совершенного правонарушения, его существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей.
В то же время, обжалуемое постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Санкция ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать общественно опасный характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обжалуемым постановлением МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей, то есть в минимальном размере.
В то же время, в силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей назначено МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» без учета указанных требований.
В постановлении о назначении административного наказания указано, что обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, учтены при назначении наказания.
Вместе с тем, какие именно обстоятельства учтены в качестве смягчающих и отягчающих административную ответственность, в постановлении не указано, что позволяет сделать вывод о том, что при назначении наказания должностное лицо исходило из отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что допущенные нарушения МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» устранены до вынесения постановления о назначении административного наказания – 18 апреля 2018 года ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 получили решение врачебной комиссии по проведению обязательного психиатрического освидетельствования, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является смягчающим административную ответственность обстоятельством и признается таковым судьей апелляционной инстанцией.
Ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» не привлекалось, что также признаю обстоятельством, смягчающим ответственность.
Кроме того, при назначении наказания должностное лицо не учло, что МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» является бюджетным учреждением, осуществляющим социально-значимые задачи на некоммерческой основе.
Указанные обстоятельства являются исключительными, поэтому с учетом положений ст. 1.7, ч.ч. 3.3, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, прихожу к выводу о возможности снижения размера назначенного МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» административного штрафа менее минимального предела до 55 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вновь определенный размер административного наказания адекватен общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных МБОУ «Средняя школа № 3» действий, направлен на предупреждение совершения им новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к требованиям законодательства о труде и правам работников.
В остальной части обжалуемое постановление остается без изменений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Палицына А.А. №-И/5 от 28 апреля 2018 года изменить.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 и ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ признать смягчающими административную ответственность МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» обстоятельствами добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, и совершение административного правонарушения впервые.
Снизить размер назначенного МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома» административного штрафа до 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальном обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Няндомский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Арбузова Т.В.