Дело № 2-912/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующей судьи Такушиновой О.М.,
при секретаре Романько А.Г.,
с участием представителя истца Кашуриной М.Н. – Бекетова А.А., действующего по доверенности № от 31.10.2014г.,
представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края – Сластеновой С.В., действующей по доверенности № от 09.01.2014г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кашуриной М. Н. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края о перерасчете размера пенсии, обязании произвести доплату пенсии согласно перерасчету,
установил:
Кашурина М. Н. обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением (в последующем уточненным) к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края о перерасчете размера выплачиваемой ей пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что она зарегистрирована в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> на основании заявления о регистрации от 14.03.2002, лицензии на право нотариальной деятельности № от 20.06.1997, выданной Управлением юстиции администрации <адрес>, и приказа о назначении на должность нотариуса №08/к от дата в качестве плательщика страховых взносов с присвоением регистрационного номера в Пенсионном Фонде Российской Федерации 036-033-099-619.
С дата ей установлена трудовая пенсия по старости в размере 6574 (шесть тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля 37 копеек.
При этом в подсчет страхового стажа и размера пенсии не включен период ее трудовой деятельности с дата по дата и полученный ей в этот период доход в качестве среднемесячной заработной платы.
Не согласившись с данным решением, Кашурина М.Н. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края с обращением о включении в страховой стаж периода деятельности в 2001 году и полученного в этот период заработка.
Письмом Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края от дата № в удовлетворении требований ей было отказано.
Посчитав данное решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края незаконным и необоснованным, существенно нарушающим ее права на получение пенсии по старости обратилась в суд с соответствующим иском, обосновав свои требования следующим.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
Исходя из положений статей 14, 29.1, 30 Федерального закона от дата №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» существенное значение для расчета размера трудовой пенсии по старости имеет отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (ЗР/ЗП), которое учитывается в размере не свыше 1,2.
Исходя из положений пункта 3 статьи 30 Закона о пенсиях, Кашуриной М.Н. при подсчете расчетного размера трудовой пенсии был выбран вариант определения среднемесячного заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из того, что ответчиком в подсчет страхового стажа и размера пенсии не включен период трудовой деятельности Кашуриной М.Н. с дата по дата и полученный ей в этот период доход в качестве среднемесячной заработной платы, указанный коэффициент получился существенно ниже, чем максимально предусмотренный (1,2).
В спорный период Кашурина М.Н. являлась нотариусом, занимающимся частной практикой, и уплачивала единый социальный налог, платежи по которому перечислялись налоговыми органами в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Исходя из положений действующего на момент назначения пенсии законодательства Российской Федерации, в подтверждение уплаты единого социального налога за период с дата по дата и размера полученного в данном периоде дохода (заработка) Межрайонной ИФНС России № по <адрес> предоставлена надлежащим образом заверенная копия налоговой декларации об уплате единого социального налога за 2001 год, из которой следует, что налоговая база составляет 542227 рублей, а сумма единого социального налога, подлежащего уплате – 54122 рубля.
Единый социальный налог за 2001 год был уплачен ей в полном объеме.
Учитывая изложенное, ее заработок в период с дата по 31.12.2001, который должен быть использован при расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (ЗР/ЗП), составляет 542227 рублей.
Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период 2000-2001 годы согласно соответствующим постановлениям Правительства Российской Федерации равна 1494 рубля 50 копеек.
Таким образом, ее коэффициент, имеющий существенное значение для определения размера пенсии по старости, в соответствии с закрепленной Законом о пенсиях формуле (ЗР/ЗП) составляет 30,2 ((542227 рублей/12 месяцев)/1 494,5 рублей), что почти в 30 раз превышает максимально установленный – 1,2.
Исходя из этого, и размер подлежащий выплате ей пенсии по старости должен составлять существенно большую сумму, нежели, чем установленный.
В соответствии с предоставленной нотариально заверенной копией письма Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> от дата № сумма уплаченного единого социального налога за период с дата по дата по неизвестным ей причинам составила 43695 рублей. Сведения о сумме дохода за 2001 год в указанном письме отсутствуют.
Как ей стало известно из письма Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края от дата № при решении вопроса о назначении пенсии по старости и расчете ее размера был сделан дополнительный запрос в Межрайонную ИФНС России № по <адрес>.
Письмом от дата № 08-07/023861ДСП указанная налоговая инспекция сообщила, что у нее задолженность по уплате единого социального налога по состоянию на дата отсутствует.
Иных документов об уплате единого социального налога, позволяющих исключить данное несоответствие, Межрайонная инспекция ФНС № по <адрес> мне не предоставила.
Таким образом, полагает, что у Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края имеются все необходимые документы, подтверждающие наличие у нее страхового стажа в период с дата по 31.12.2001г. и получение ею в указанный период заработка в размере 542227 рублей, а также уплату единого социального налога с данной суммы в полном объеме.
Несмотря на это, в расчет не был принят весь период деятельности с дата по 31.12.2001г.
С учетом изложенного, просит суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> включить в страховой стаж период ее деятельности с 14.01.2001г. по 31.12.2001г. и произвести расчет пенсии по старости, исходя из дохода (заработной платы) за 2000-2001 годы: - январь 2000 г. – 279 рублей 35 копеек; - февраль 2000 г. – 354 рубля 68 копеек; - март 2000 г. – 588 рублей 51 копейка; - апрель 2000 г. – 166 рублей 98 копеек; - май 2000 г. – 382 рубля 44 копеек; - июнь 2000 г. – 512 рублей 98 копеек; - июль 2000 г. – 373 рубля 98 копеек; - август 2000 г. – 426 рублей 04 копеек; - сентябрь 2000 г. – 371 рубль 98 копеек; - октябрь 2000 г. – 358 рублей 98 копеек; - ноябрь 2000 г. – 477 рублей 98 копеек; - декабрь 2000 г. – 451 рубль 98 копеек; - в 2001 году – из расчета 45185 рублей 58 копеек ежемесячно. Расчет произвести, начиная с момента ее назначения, то есть с дата и обязать Управление произвести доплату пенсии за прошедший с момента назначения пенсии период, исходя из произведенного перерасчета.
Истец Кашурина М.Н., извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассматривать в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности Бекетова А.А.. Заявленные ею исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Кашуриной М.Н. по доверенности Бекетов А.А. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края Сластенова С.В. просила вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС № по <адрес>, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не известил.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
Из материалов дела следует, что Кашурина М. Н. (ИНН 263401370840), зарегистрирована в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> на основании заявления о регистрации от 14.03.2002г., лицензии на право нотариальной деятельности № от 20.06.1997г., выданной Управлением юстиции администрации <адрес>, и приказа о назначении на должность нотариуса №08/к от 15.01.2001г. в качестве плательщика страховых взносов с присвоением регистрационного номера в Пенсионном Фонде Российской Федерации 036-033-099-619.
дата Кашуриной М.Н. установлена трудовая пенсия по старости в размере 6574 рубля 37 копеек.
Как следует из письма Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края от 31.10.2014г. № 03-08/478, в связи с имеющимися расхождениями в находящихся в распоряжении Управления документах, период трудовой деятельности Кашуриной М.Н. с 14.01.2001г. по 31.12.2001г. в подсчет страхового стажа не включен, как не учтен и полученный в этом периоде доход.
Судом установлено, что Кашурина М.Н. с 14.01.2001г. являлась нотариусом по Ставропольскому городскому нотариальному округу, занимающимся частной практикой, что подтверждается лицензией на право нотариальной деятельности № от 20.06.1997г., выданной Управлением юстиции администрации <адрес>, и приказом о назначении на должность нотариуса №08/к от 15.01.2001.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 01.01.2001г. введен единый социальный налог, а так же функции контроля исчисления, уплаты и взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в Пенсионный Фонд Российской Федерации были возложены на налоговые органы.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 235 НК РФ (в редакции, действующей в период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г.) плательщиками единого социального налога, в частности, признавались нотариусы, Кашурина М.Н. в 2001 году уплачивала единый социальный налог.
Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. № 555, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении данных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно Правилам, уплата единого социального налога (взноса) за период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. подтверждается документами территориальных налоговых органов.
Как следует из материалов дела, в документах, имеющихся в распоряжении Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края, имеется представленная Межрайонной ИФНС № по <адрес> копия налоговой декларации Кашуриной М.Н. по налогу на доходы физических лиц и копия налоговой декларации Кашуриной М.Н. по единому социальному налогу (взносу) за 2001 год.
В налоговой декларации об уплате единого социального налога за 2001 год налоговая база составляет 542227 рублей, а сумма единого социального налога, подлежащего уплате – 54122 рубля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ (в редакции, действующей в период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г.) налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ (в том числе и нотариусов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Аналогичные сведения о размере дохода Кашуриной М.Н. за 2001 год содержатся в декларации по налогу на доходы физических лиц.
Таким образом, представленными декларациями подтверждается тот факт, что Кашуриной М.Н. в период с 14.01.2001г. (с момента назначения на должность нотариуса) по 31.12.2001г. был получен доход в размере 542227 рублей.
Согласно представленному Кашуриной М.Н. в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края ответа Межрайонной ИФНС № по <адрес> от дата № уплата страховых взносов путем уплаты единого социального налога произведена не в полном объеме, а именно в размере 43695 рублей вместо 54122 рублей. Из данного ответа следует, что налоговая инспекция не располагает сведениями о перечислении в Пенсионный Фонд Российской Федерации платежей от 17.07.2001г., от 03.09.2001г. и от 30.11.2001г..
Вместе с тем, согласно письма Межрайонной ИФНС № по <адрес> от 02.09.2014г. № 08-07/023861ДСП, направленного в адрес Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> края, по состоянию на 31.12.2001г. задолженности по уплате единого социального налога у Кашуриной М.Н. не имеется.
Как следует из Приказа МНС России от 29.12.2000г. №БГ-3-07/466, в связи с введением в действие с дата единого социального налога (взноса) на налоговые органы Федеральным законом от дата №118-ФЗ возложен контроль за уплатой единого социального налога (взноса), а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, проведение всех мероприятий налогового контроля.
С учетом указанных нормативных положений только налоговая инспекция вправе давать заключение об уплате единого социального налога в полном объеме.
Как было указано, из письма Межрайонной ИФНС № по <адрес> от 02.09.2014г. № 08-07/023861ДСП следует, что у Кашуриной М.Н. задолженности по уплате единого социального налога по состоянию на 31.12.2001г. не имеется, следовательно, данный налог и, в свою очередь, страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации были уплачены ею в полном объеме.
Данный вывод сделан судом, исходя из совокупности представленных по делу доказательств.
По мнению суда, отсутствие в представленном налоговой инспекцией письме от 22.07.2014г сведений о сумме перечислений в Пенсионный Фонд Российской Федерации платежами от 17.07.2001г., от 03.09.2001г. и от 30.11.2001г., не может являться основанием для вывода о неполной уплате Кашуриной М.Н. сумм единого социального налога. Отсутствие у налогового органа указанных сведений само по себе не означает отсутствие факта таких платежей. Тем более, что по сведениям, представленным самой налоговой инспекцией, уполномоченной на осуществление контроля за полнотой уплаты единого социального налога, данный налог уплачен Кашуриной М.Н. в полном объеме.
Исходя из положений статей 14, 29.1, 30 Федерального закона от дата №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» существенное значение для расчета размера трудовой пенсии по старости имеет отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период (ЗР/ЗП).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о пенсиях указанное отношение (коэффициент) учитывается в размере не свыше 1,2.
Исходя из положений данной нормы, Кашуриной М.Н. при подсчете расчетного размера трудовой пенсии был выбран вариант определения ее среднемесячного заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Сведения о доходах Кашуриной М.Н. за 2000 год имеются в распоряжении Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в полном объеме.
Суд делает вывод о том, что согласно материалам дела доход Кашуриной М.Н. в период с 14.01.2001г по 31.12.2001г., составляет 542227 рублей или 45185 рублей 58 копеек в месяц и единый социальный налог был уплачен ей исходя из указанной суммы дохода в полном объеме.
Принимая во внимание, что ответчиком неправомерно в подсчет страхового стажа и размера пенсии Кашуриной М.Н. не был включен период ее трудовой деятельности с 14.01.2001г. по 31.12.2001г. и полученный ею в этот период доход в размере 542227 рублей, что является нарушением пенсионных прав истицы, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.
Также подлежат удовлетворению исковые требования Кашуриной М.Н. о производстве перерасчета размера выплачиваемой ей пенсии по старости с момента назначения, то есть с 18.07.2014г., так как при установлении размера пенсии учитывался доход за 2001 год, который фактически и был получен истицей в данный период, а также с него уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации путем уплаты единого социального налога.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кашуриной М. Н. - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> включить в страховой стаж Кашуриной М. Н. период ее деятельности с 14.01.2001г. по дата и произвести расчет пенсии по старости, исходя из следующего ее дохода (заработной платы) за 2000-2001 годы:
- январь 2000 г. – 279 рублей 35 копеек;
- февраль 2000 г. – 354 рубля 68 копеек;
- март 2000 г. – 588 рублей 51 копейка;
- апрель 2000 г. – 166 рублей 98 копеек;
- май 2000 г. – 382 рубля 44 копеек;
- июнь 2000 г. – 512 рублей 98 копеек;
- июль 2000 г. – 373 рубля 98 копеек;
- август 2000 г. – 426 рублей 04 копеек;
- сентябрь 2000 г. – 371 рубль 98 копеек;
- октябрь 2000 г. – 358 рублей 98 копеек;
- ноябрь 2000 г. – 477 рублей 98 копеек;
- декабрь 2000 г. – 451 рубль 98 копеек;
- в 2001 году – из расчета 45185 рублей 58 копеек ежемесячно.
Произвести перерасчет размера выплачиваемой Кашуриной М. Н. пенсии по старости, начиная с момента ее назначения, то есть с дата года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> произвести Кашуриной М. Н. доплату пенсии за период, прошедший с момента назначения ей пенсии по старости, исходя из произведенного перерасчета.
Мотивированное решение составлено дата.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья подпись О.М. Такушинова
Копия верна:
Судья О.М. Такушинова