№2-6607/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Галашовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неронен Н. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истица с решением ответчика не согласна, просит обязать его включить в стаж лечебной работы в льготном порядке исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» и ГБУЗ РК «Детская республиканская больница».
В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель по ордеру Григорьева Т.А. требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на иск, в которых поддержали требования истицы, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в установлении досрочной пенсии в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа. Согласно решению ответчика стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона составляет 28 лет 07 месяцев 03 дня, что меньше требуемого стажа – 30 лет.
В специальный стаж работы истице в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) не учтены спорные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, медицинской сестры-анестезиста в анестезиологическом отделении стационара, нахождение на курсах повышения квалификации, поскольку, поскольку учет данных периодов не предусмотрен Правилами №516, «анестезиологическое отделение не предусмотрено Перечнями №№464, 1066, 781. Также спорный период работы истицы в 2016 году не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Список №665).
В соответствии с пп.«н» п.1 и п.3 Списка №665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №464);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список и Правила №1066);
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее – Правила №516);
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления таких периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (далее – Список и Правила №781).
Согласно обозначенным выше Спискам право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 31.10.1999 имеет средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, где год работы засчитывается в специальный стаж работы как год и 6 месяцев (Список №464).
В судебном заседании установлено, что истица имеет специальность – сестринское дело (диплом Петрозаводского медицинского училища от ДД.ММ.ГГГГ №).
В спорные периоды, включая отпуск по беременности и родам, истица работала в Республиканской больнице (ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в ГБУЗ РК «Детская республиканская больница».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица, являясь медицинской сестрой отделения интенсивной терапии и реанимации, находилась в отпуске по беременности и родам. Периоды работы истицы учтены ответчиком в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев), а спорный период отпуска – в календарном.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособия по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 №13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии с п.5 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно информационному письму Минтруда России и ПФР от 04.11.2002 №7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку отпуск по беременности и родам был предоставлен истице в период работы медицинской сестрой отделения хирургического профиля больницы, данный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении (год работы как год и шесть месяцев).
В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица являлась медицинской сестрой-анестезистом анестезиологического отделения стационара ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова». Как следует из трудовой книжки истицы с ДД.ММ.ГГГГ анестезиологическое отделение переименовано на отделение анестезиологии-реанимации.
Как установлено в судебном заседании, подтверждено пояснениями работодателя истицы в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев входит работа в отделении анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры-анестезиста. Несмотря на отсутствие в Перечне наименования отделения – «анестезиологическое отделение», характер и условия работы в должности медицинской сестры-анестезиста анестезиологического отделения соответствует характеру и условиям работы в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Идентичность характера и условий работы в анестезиологическом отделении подтверждается положением об анестезиологическом отделении Республиканской больницы от 05.03.1991 и Положением об отделении анестезиологии-реанимации Республиканской больницы им.В.А. Баранова от 06.06.2005, принятых на основании Приказа Минздрава СССР от 11.06.1986 №841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» (вместе с Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, Штатными нормативами медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений).
В дальнейшем наименование анестезиологического отделения было приведено в соответствие с требованиями Постановления Правительствав РФ от 29.10.2002 №782 и переименовано в отделение анестезиологии-реанимации, о чем издан приказ главного врача от 28.07.2003 №91/л «О переименовании анестезиологического отделения».
Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истицей работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых она работала и т.п). При этом, установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Учитывая изложенное, установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Также, в соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (действ. до 02.02.2012), повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора
Согласно ст.ст.69, 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является периодом трудовой деятельности. На период обучения за истицей сохранялось рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы.
В связи с изложенным, поскольку обозначенный период приравнивается к работе, с учетом характера выполняемой истицей работы до и после направления на курсы повышения квалификации (медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации №1), он подлежит учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в том же порядке, что и работа (в льготном исчислении).
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтен ответчиком по причине отсутствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Между тем, данный период работы также в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации на 1 ставку (без неоплачиваемых периодов) подтверждается справкой ГБУЗ РК «ДРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой о заработной плате истицы (помесячно), а также представленными работодателем по установленной форме (СПВ-2) сведениями о страховом стаже застрахованного лица.
Принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточность, с учетом включения оспариваемых периодов, у истицы специального стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии, требование истицы в части назначения пенсии с даты обращения к ответчику также подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Неронен Н. В. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном порядке исчисления (работа в течение года как год и шесть месяцев) периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Неронен Н. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. ЧернобайМотивированное решение изготовлено 28.10.2017.