Решение по делу № 2-248/2014 (2-1359/2013;) ~ М-1005/2013 от 21.10.2013

Дело № 2-248/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Березовка                      «07» ноября 2014 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                     Яловка С.Г.,

при секретаре                                 Аболенцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» к Цыганов В.В. о разделе земельных участков и образовании из них новых земельных участков,

установил:

КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (далее КРУДОР), ссылаясь на положения ст.ст. 11.2, 32 ЗК РФ обратилось в суд с исковым заявлением к Цыганов В.В. о разделе принадлежащих ему на праве собственности трех земельных участков с кадастровыми номерами , ссылаясь на то, что долгосрочной целевой программой «Дороги Красноярья» на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от <дата> № 628-п, предусмотрена реконструкция автомобильной дороги «Красноярск-Железногорск» (далее - Программа). КРУДОР является исполнителем программных мероприятий - получателем бюджетных средств с функцией государственного заказчика, в том числе на выполнение работ по оформлению землеустроительной документации и правоустанавливающих документов на земельные участки на участке ПК85-ПК115 (км. 13+750 км.16+590,73), предусмотренных титульным списком, утвержденным заместителем министра транспорта Красноярского края.

В соответствии с актом выбора и обследования земельного участка для реконструкции, утвержденного постановлением администрации <адрес> Красноярского края от <дата> и проектной документацией «Реконструкция автомобильной дороги Красноярск-Железногорск» на участке ПК85-ПК115 в <адрес> Красноярского края, получившей положительное заключение государственной экспертизы от <дата> для реконструкции автомобильной дороги Красноярск-Железногорск необходимы не целые земельные участки, принадлежащие ответчику, а их части, в связи с чем, КРУДОР обратилось к ответчику о согласовании межевого плана на раздел земельных участков и с предложением о регистрации права собственности на образованные участки. Ответ от ответчика получен не был.

Ответчик Цыганов В.В., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Красноярского края, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Березовский отдел, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

От представителя Правительства поступило заявление, в котором он просил исковые требования КРУДОР удовлетворить.

От ответчика Цыганов В.В. каких-либо заявлений не поступало.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца Волконицкая Е.М. (доверенность от <дата> № 81) исковые требования поддержала в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В ст. 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (п. 1 ст. 209 ГК РФ) как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п. 6 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Основания и порядок изъятия земельных участков для государственных нужд определены ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ.

Как следует из п./п. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения, в том числе, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.

В соответствии с п. 2 ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В силу п. 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Пунктом 2 ст. 279 ГК РФ определено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 282 ГК РФ если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Таким образом, к отношениям, возникающим по поводу изъятия земельных участков для государственных нужд (в том числе и по поводу образования земельных участков путем раздела), подлежат применению нормы законодательства, предусматривающие возможность изъятия земельного участка для государственных нужд в случае, если об этом уполномоченным органом принято соответствующее решение, и при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд возможно лишь на основании решения суда, принятого по иску о выкупе земельного участка.

Поскольку размер, местоположение и границы земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, являются существенными условиями выкупа такого земельного участка, то при отсутствии соответствующего решения уполномоченного органа, указанного в п. 2 ст.279 ГК РФ, об изъятии участка, обеспечивающего защиту законных интересов собственника земельного участка, либо соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа не имеется правовых оснований для удовлетворения иска об образовании земельного участка, подлежащего выкупу.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).

Согласно п. 4 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.Пункт 7 ст. 22 ЗК РФ предусматривает, что земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

Поскольку п. 7 ст. 22 ЗК РФ определено, что в этих случаях земли предоставляются на условиях аренды, то есть не безвозмездно, собственники участков получают возможность обсуждать как условия компенсации за предоставление участка либо его части в пользование для государственных или муниципальных нужд, так и условия использования участка и приведения его в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возмещения убытков, причиненных при проведении работ; выполнения необходимых работ по рекультивации земельного участка.

При этом п. 7 ст. 22 ЗК РФ не предусматривает обязанности собственника земельного участка заключить договор аренды участка, следовательно, вопрос о передаче участка в аренду другому лицу, основан на волеизъявлении собственника земельного участка.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Правительства Красноярского края от 18.10.2011 года № 628-п утверждена долгосрочная целевая программа «Дороги Красноярья» на 2012-2016 годы, согласно п. 3 которого, получателем бюджетных средств с функцией государственного заказчика по выполнению мероприятий по пунктам 1-4 подраздела 2.6 «Система программных мероприятий» является КРУДОР.

Согласно приложения к п. 3.1.1. подраздела 2.6 программы «Стистема программных мероприятий» в перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них включена реконструкция автомобильной дороги Красноярск-Железногорск протяженностью 23,79 км/пог.м.

Постановлением администрации <адрес> Красноярского края от <дата> утвержден акт выбора и обследования земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, км. 13+750 16+590,73 автодороги Красноярск-Железногорск для реконструкции существующей дороги общей площадью 23 420 кв.м., в том числе: постоянный отвод - 15 800,0 кв.м., временный отвод – 3 510,0 кв.м., временный отвод для переустройства кабелей связи – 4 110,0 кв.м.

Пунктом 2.2. данного постановления КГБУ «Управление автомобильных дорог Красноярского края», правопреемником которого является КРУДОР, поручено разработать проектную документацию на строительство объекта с последующим ее согласованием и утверждением в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что Цыганов В.В. является собственником следующих земельных участков: 1) с кадастровым номером , площадью 4 425 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: Красноярский край, <адрес>, 13-й км. автодороги Красноярск-Железногорск, контур пашни № 200; 2) с кадастровым номером , площадью 5 575 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: Красноярский край, <адрес>, 13-й км. автодороги Красноярск-Железногорск, контур пашни № 200; 3) с кадастровым номером площадью 16 280 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: Красноярский край, <адрес>, 13-й км. автодороги Красноярск-Железногорск, контур пашни (выписка из ЕГРП от <дата> № 01/292/2013-720, №01/292/2013-719, № 01/292/2013-716).

Как установлено судом из пояснения представителя истца и материалов дела (межевые планы земельных участков, кадастровые паспорта) КРУДОР без согласия собственника Цыганов В.В. в границах каждого из его земельных участков сформировал и поставил на кадастровый учет по пять земельных участок, на которые и просит суд разделить земельные участки ответчика:

из земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от <дата> образовать земельные участки: , площадью 3 004 кв.м., , площадью 571 кв.м., , площадью 273 кв.м., , площадью 448 кв.м., , площадью 129 кв.м.;

из земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от <дата> образовать земельные участки: , площадью 495 кв.м., , площадью 4 493 кв.м., , площадью 177 кв.м., , площадью 322 кв.м., , площадью 88 кв.м.;

из земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от <дата> образовать земельные участки: 197:ЗУ1, площадью 15 927 кв.м., 197:ЗУ2, площадью 34 кв.м., 197:ЗУ3, площадью 125 кв.м., 197:ЗУ4, площадью 78 кв.м., 197:ЗУ5, площадью 112 кв.м.

Из пояснений представителя КРУДОР установлено, что на трех земельных участках, принадлежащих Цыганов В.В., предполагается выполнение работ, связанных с реконструкцией автодороги «Красноярск-Железногорск». При этом для проведения реконструкции дороги требуются не вся площадь участков, а лишь ее часть. Часть площади участков, необходимая для расширения дороги (земельные участки: , площадью 448 кв.м.; , площадью 322 кв.м.; 197:ЗУ4, площадью 78 кв.м.), подлежит изъятию для государственных нужд путем выкупа, а часть площади участков ответчика, необходимую для прокладки кабеля (земельные участки: , площадью 129 кв.м.; , площадью 88 кв.м.; 197:ЗУ2, площадью 34 кв.м.) и временной полосы отвода (земельные участки: , площадью 273 кв.м.; , площадью 177 кв.м.; 197:ЗУ5, площадью 112 кв.м.) КРУДОР планирует взять у Цыганов В.В. в аренду на период реконструкции дороги, после чего вернуть собственнику в рекультивированном виде. Земельные участки , площадью 3 004 кв.м., , площадью 571 кв.м., , площадью 495 кв.м., площадью 4 493 кв.м., 197:ЗУ1, площадью 15 927 кв.м., 197:ЗУ3, площадью 125 кв.м. остаются в собственности ответчика. Раздел земельных участков производится таким образом, что между земельными участками, которые КРУДОР планирует взять в аренду, будут располагаться земельные участки ответчика площадью , площадью 3 004 кв.м., , площадью 571 кв.м., 495 кв.м., 125 кв.м.

Также представитель истца пояснил, что решение об изъятии земельных участков для государственных нужд компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не принималось. Данное решение планируется принять после раздела земельных участков ответчика на части. Решение о необходимости заключения договора аренды земельных участков для государственных нужд компетентным органом также не принималось. С предложением заключить договора аренды земельных участков КРУДОР к ответчику не обращался.

Доказательств обратного суду не представлено. Также в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств обоснованности раздела земельных участков ответчика в конкретных границах и площадях.

При таких обстоятельствах исковые требования КРУДОР об образовании земельных участков путем раздела принадлежащих ответчику земельных участков удовлетворению не подлежат, как неоснованные на вышеуказанных нормах действующего законодательства, подлежащих применению к отношениям участников спора, поскольку действующим законодательством не предусмотрено принудительное заключение договора аренды земельного участка и принудительное образование земельных участков путем раздела существующего земельного участка для этой цели, равно как и не предусмотрено образование земельных участков при отсутствии решения компетентного органа об изъятии земельного участка для государственных нужд, обеспечивающего защиту законных интересов собственника земельного участка, либо соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа.

В связи с отказом в удовлетворении иска принятые судом меры по обеспечению иска (определение от 25.10.2013 года) подлежат отмене на основании ст. 144 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 144, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» к Цыганов В.В. о разделе земельных участков и образовании из них новых земельных участков отказать.

Принятые определением судьи Березовского районного суда Красноярского края от <дата> меры по обеспечению иска в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Березовский отдел, регистрировать возникновение, ограничение (обременение), переход права собственности, на земельные участки с кадастровыми номерами: ; запрета филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю до вступления в законную силу решения суда по гражданскому делу по иску краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» к Цыганов В.В. о разделе земельных участков и образовании из них новых земельный участков снимать с кадастрового учета и вносить в государственный кадастр недвижимости любые изменения относительно земельных участков с кадастровыми номерами: , в том числе, по аннулированию, исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья:     С.Г. Яловка

2-248/2014 (2-1359/2013;) ~ М-1005/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КГКУ "Управление автомобильных дорог по Крас.краю "
Ответчики
Цыганов Владимир Валерьевич
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Яловка С.Г.
Дело на странице суда
berez--krk.sudrf.ru
21.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2013Передача материалов судье
25.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2013Подготовка дела (собеседование)
19.02.2014Подготовка дела (собеседование)
19.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2014Судебное заседание
30.06.2014Судебное заседание
23.07.2014Судебное заседание
24.09.2014Судебное заседание
23.10.2014Судебное заседание
07.11.2014Судебное заседание
13.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2015Дело оформлено
31.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее