Дело № 2-3089/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 19 июня 2018 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Короле А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енчиной ОВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска, Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год и 2016 год и принять решение о возврате уплаченных страховых взносов, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Енчина О.В. обратилась в суд с иском Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска (далее - УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска), Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о возложении обязанности произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 35465,84 рублей и за 2016 год в размере 742,92 рублей, принять решение о возврате уплаченных страховых взносов и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (с учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 42).
В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве ИП, применяющего упрощенную систему налогообложения. Являлась плательщиком страховых взносов, не производящим выплат физическим лицам. Размер страховых взносов за 2014-2016 годы превысил предельную величину, установленную п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предприниматель исчислил подлежащие уплате страховые взносы в размере предельной величины. Считает, что излишне уплаченные страховые взносы с доходов свыше 300000 рублей в размере 1% рассчитываются с учетом расходов и подлежат перерасчету и дальнейшему возврату. По итогу 2014 года переплата по страховым взносам составила 35465,84 рублей, по итогам 2016 года в размере 742,92 рублей, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд РФ были исчислены и уплачены исходя из общего размере дохода без учета понесенных расходов. Полагает, что с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска обязано вернуть ей излишне уплаченные страховые взносы за 2014 и 2016 годы. При обращении к ответчику с заявление о возврате был получен отказ.
Истец Енчина О.В. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме.
Представители ответчиков УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска - Лежанина С.В. и ОПФР по Челябинской области - Харитонкина Ю.Б. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражали в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившегося в судебное заседание.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Енчина О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ Енчина О.В. снята с учета в налоговом органе, что подтверждается уведомлением, выпиской из ЕГРИП.
Согласно налоговым декларациям за 2014 год доход, учитываемый при исчислении налоговой базы, составил 3592858 рублей, за 2016 год доход, учитываемый при исчислении налоговой базы, составил 1562862 рублей.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Енчина О.В. являлась страхователем по пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ вышеперечисленная категория страхователей уплачивала соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, страховые взносы начисляются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 указанного закона в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частями 2 и 8 статьи 16 названного закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Статья 346.15 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30 ноября 2016 года, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно сведениям УФНС по Челябинской области, сумма полученного дохода истцом за расчетный период 2014 год составила 3846584 рублей, т.е. более 300000 рублей, следовательно, размер страховых взносов Енчиной О.В. на обязательное пенсионное страхование, подлежащий уплате за 2014 год был определен на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 14 ФЗ № 212 и составил за 2014 год 35465,84 рублей. Енчиной О.В. суммы страховых взносов, исчисленные в размере 1% от суммы дохода за 2014 год, были уплачены в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований о возврате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование истец ссылался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30 ноября 2016 года, которое не содержит каких-либо оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, в связи с чем, сформулированная в нем правовая позиция, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в силу части 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации и части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть со 2 декабря 2016 года.
Относительно лиц, не являющихся участниками конституционного судопроизводства, но в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет пересмотр основанных на данных нормативных положениях обязательств, а также судебных актов только в тех случаях, когда они либо не вступили в законную силу, либо вступили в законную силу, но не исполнены или исполнены частично (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года № 4-0, от 05 февраля 2004 года № 78-0, от 27 мая 2004 года № 211-0, от 12 мая 2006 года № 135-0, от 01 июня 2010 года № 783-0-0, от 25 января 2012 года № 178-0-0).
Поскольку обязанность истца по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год исполнена Енчиной О.В. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов не имеется.
Разрешая требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2016 год в размере 742,92 рублей, суд исходит из следующего.
Согласно сведениям УФНС по Челябинской области, сумма полученного дохода истцом за расчетный период 2016 год составила 74292 рублей.
Как следует из представленного отзыва ответчика УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска и заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), Енчина О.В. с заявлением о возврате излишне уплаченного дополнительного взноса за 2016 год в УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска не обращалась.
Согласно пояснениям представителя ответчика ОПФР по Челябинской области в рассмотрение заявления Енчиной О.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) данная сумма также не входила. Кроме того, за Енчиной О.В. по страховым взносам в фиксированном размере по страховой части числилась задолженность на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1325,22 рублей, при уплате в 2017 году страховых взносов в размере 742,92 рублей, данная сумма пошла на погашение задолженности. В настоящее время за Енчиной О.В. числится задолженность по страховым взносам в фиксированном размере по страховой части в размере 582,30 рублей (1325,22 рублей – 742,92 рублей), по пеням в фиксированном размере по страховой части в размере 1533,01 рублей.
Возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов регулируется положениями ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, а также ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ от 03 июля 2016 года.
В силу ч. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах, возврат не может быть осуществлен, поскольку в силу п.3 ст.21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год и 2016 год и принять решение о возврате уплаченных страховых взносов.
Поскольку исковые требования истца не подлежат удовлетворению, не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Енчиной ОВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Челябинска, Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год и 2016 год и принять решение о возврате уплаченных страховых взносов, взыскании судебных расходов – отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
27.06.2018
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: А.А. Король
Решение вступило в законную силу «___»_________2018г.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: