Мотивированное решение по делу № 3а-0908/2018 от 26.01.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

13 апреля  2018 г.                                                                                                 г.Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,

при секретаре Зотовой Д.Д.,    

с участием прокурора Слободина С.А.,  

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3а-908/2018 по административному исковому заявлению Угланова Андрея Ивановича,  Гаркуши Тимофея Дмитриевича, Гаркуши Дементия Дмитриевича, Саргсяна Самвела Фрунзеевича, Пушилина Александра Юрьевича,  Калошина Виктора Алексеевича,   Калошиной Наталии Алексеевна,   Вериховой Ольги Владимировны,   Шестопалова Андрея Алексеевича,  Назарова Романа Игоревича,  Магановой Фании Иршатовны,  Александровой Елены Владимировны,  Ромпель Андрея Владимировича,  Сюбаева Нурислама Зинатуловича,  Ходаковской (Петрухиной) Дианы Александровны, Билибина Павла Владимировича,  Хелльмих Кристины, Неверова Ильдара Алиевича,  Неверовой Татьяны Андреевны,  Кузнецовой (Ахломовой) Валерии Николаевны к Правительству Москвы о признании недействующим пункта  1560 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП, с 1 января 2018 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», 67,  а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. 786-ПП внесены изменения в постановление  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». Нормативный правовой акт опубликован 1 декабря  2015 г. в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», 61,  а также размещен 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

В результате внесенных изменений приложение 1  к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 3 постановления  Правительства от 26 ноября 2015 г. 786-ПП данное постановление  Правительства Москвы  вступает в силу с 1 января 2016 г.

Пунктом 5706 приложения 1 «Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» включено здание  с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2.

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. 789-ПП  внесены изменения в постановление  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года 700-ПП «Об определении перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», 72,  а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления  Правительства от 29 ноября 2016 г. 789-ПП  данное постановление  вступает в силу с 1 января 2017 г.

Пунктом  1457 приложения 1 «Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»  включено здание с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2.

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП внесены изменения в постановление  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года 700-ПП. Нормативный правовой акт  размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и  опубликован в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» за 69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления  Правительства от 28 ноября 2017 г. 911-ПП данное постановление  вступает в силу с 1 января 2018 г.

Пунктом 1560 приложения 1 «Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»  включено здание с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2.

При таких обстоятельствах спорное здание  с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2, включено:

- в пункт 5706 приложения 1 к   постановлению  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. 786-ПП, который применяется с 1 января 2016 года;

- в пункт 1457 приложения 1  к   постановлению  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП, в  редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. 789-ПП, который применяется с 1 января 2017 года;  

- в пункт  1560 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП,  в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП, который применяется с  1 января 2018 года.

Угланов А.И., Гаркуша Т.Д., Гаркуша Д.Д., Саргсян С.Ф., Пушилин А.Ю., Калошин В.А.,  Калошина Н.А.,  Верихова О.В.,  Шестопалов А.А., Назаров Р.И., Маганова Ф.И., Александрова Е.В., Ромпель А.В., Сюбаев Н.З.,  Ходаковская (Петрухина) Д.А., Билибин П.В., Хелльмих К., Неверов И.А., Неверова Т.А.,  Кузнецова (Ахломова) В.Н. в лице представителей Угланова А.И., Забраловой Е.Ю., Поповой Е.В.  обратились  в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просят  признать недействующими:

- пункт 5706  приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. 786-ПП, с 1 января 2016 года;

- пункт 1457  приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. 789-ПП, с 1 января 2017 года;

- пункт 1560 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП, с 1 января 2018 года.

Требования мотивированы тем, что  в оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП включено нежилое здание  с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2. Указанное нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными  статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года 64 «О налоге на имущество организаций» и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку спорное нежилое здания является многофункциональным комплексом, состоящим из двух самостоятельных отдельно стоящих зданий: торгово-офисного здания и жилого дома. Принадлежащие административные истцам нежилые помещения фактически расположены в отдельно стоящем здании  жилом доме,  используются для  проживания физических лиц. Жилой дом, в котором расположены принадлежащие административным истцам нежилые помещения, не является административно-деловым и торговым  центом и фактически не  используется под размещение офисов, объектов торговли, общественного питания. Кроме того, здание с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 не является объектом гражданского оборота, поскольку права собственности на него не зарегистрированы, вид разрешенного использования здания не установлен. Данное  нежилое здание   с кадастровым номером 77:01:0001080:1027  расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001080:64, вид разрешенного использования которого не  предусматривает   возможность размещения   на   нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового облуживания. Вследствие этого включение спорного нежилого здания в оспариваемые  пункты приложения 1 к  постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП является незаконным,  нарушающим права и законные интересы  административных  истцов.

Определением Московского городского суда от 13 апреля 2018 г. прекращено производство по административному делу 3а-908/2018 по административному исковому заявлению Угланова А.И., Гаркуши Т.Д., Гаркуши Д.Д., Саргсяна С.Ф., Пушилина А.Ю., Калошина В.А.,  Калошиной Н.А.,  Вериховой О.В.,  Шестопалова А.А., Назарова Р.И., Магановой Ф.И., Александровой Е.В., Ромпель А.В., Сюбаева Н.З.,  Ходаковской (Петрухиной) Д.А., Билибина П.В., Хелльмих К., Неверова И.А., Неверовой Т.А.,  Кузнецовой (Ахломовой) В.Н.  в части административного искового заявления к Правительству Москвы о признании недействующими  пункта 5706  приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. 786-ПП,  и  пункта 1457  приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. 789-ПП,  на основании  пункта 2 части 1 статьи 194  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку имеется вступившее в законную силу  11 июля 2017 г. решение Московского городского суда от 6 июня 2017 г., принятое  по административному делу 3а-574/2017  о том же предмете.

Таким образом, предметом  рассмотрения настоящего административного дела является административное исковое заявление Угланова А.И., Гаркуши Т.Д., Гаркуши Д.Д., Саргсяна С.Ф., Пушилина А.Ю., Калошина В.А.,  Калошиной Н.А.,  Вериховой О.В.,  Шестопалова А.А., Назарова Р.И., Магановой Ф.И., Александровой Е.В., Ромпель А.В., Сюбаева Н.З.,  Ходаковской (Петрухиной) Д.А., Билибина П.В., Хелльмих К., Неверова И.А., Неверовой Т.А.,  Кузнецовой (Ахломовой) В.Н. о признании недействующим пункта  1560 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП, с 1 января 2018 года.

В судебном заседании представитель административных истцов Угланова А.И., Гаркуши Т.Д., Гаркуши Д.Д., Саргсяна С.Ф., Пушилина А.Ю., Калошина В.А.,  Калошиной Н.А.,  Вериховой О.В.,  Шестопалова А.А., Назарова Р.И., Магановой Ф.И., Александровой Е.В., Ромпель А.В., Сюбаева Н.З.,  Ходаковской (Петрухиной) Д.А., Билибина П.В., Хелльмих К., Неверова И.А., Неверовой Т.А.,  Кузнецовой (Ахломовой) В.Н.   адвокат Попова Е.В. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительном административном исковом заявлении и письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы  Федотов П.С., действующий по доверенности и имеющий   высшее юридическое образование, административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Суду  пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта  соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в оспариваемый пункт Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г.  64 «О налоге на имущество организаций» и  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по двум критериям: спорное здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; спорное здание и помещения в нем фактически  используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.  Государственной инспекцией  по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены  мероприятия по обследованию  спорного нежилого здания, по результатам которых составлен акт обследования от 17  сентября 2014 г.  за 9013518, согласно которому здание и нежилые помещения в нем фактически на 52,75%  общей площади здания используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Указанное также подтверждается сведениями технической документации на здание, фотографиями, приложенными к акту обследования. Доказательств обращения административных истцов в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением  о проведении повторных мероприятий по фактическому обследованию здания, суду не предоставлено. Таким образом, акт обследования от 17  сентября 2014 г.  за 9013518 соответствует Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. 257-ПП. Административными истцами не предоставлены доказательства, объективно свидетельствующие об ином фактическом использовании здания. На основании изложенного спорное здание правомерно включено в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта  юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;  форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;  процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года 700-ПП, в  редакции постановления  Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП,  усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на  установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций  на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.

Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административных истцов, административные истцы не оспаривают соблюдение Правительством Москвы  порядка  принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие,  порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.

При таких обстоятельствах и на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. 65 «О Правительстве Москвы», суд приходит к выводу, что оспариваемый  в части нормативный правовой акт  принят  Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации  полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2018 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт  соответствует  требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. 25 «О правовых актах города Москвы», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц  признаются, в том числе здание, строение, сооружение, помещение. При этом в силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Положения  подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года 64 «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта)  налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

 2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении  нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них,  которые отвечают хотя бы одному из  следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования  в целях делового, административного или коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение)  фактически используется  в целях  делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается  административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как  кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

Как усматривается из материалов дела, административным истцам  принадлежат на праве собственности нежилые  помещения, расположенные по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2, в частности: Угланову А.И. принадлежит нежилое помещение площадью 142,5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2248; Ходаковской (Петрухиной) Д.А. принадлежит нежилое помещение площадью 168,7 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2283; Калошиной Н.А. и Калошину В.А. принадлежат на праве общей долевой собственности по ½ доле в праве за каждым нежилое помещение площадью 168,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2251 и нежилое помещение площадью 203,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2247; Неверову И.А. принадлежат нежилые помещения площадью 23,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2288, площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2286, площадью 152,5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2249, площадью 112,6 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2285; Магановой Ф.И. принадлежит нежилое помещение площадью 236,5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001090:3282; Александровой Е.В. принадлежит нежилое помещение площадью 178,5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2284; Билибину П.В. принадлежит нежилое помещение площадью 171,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001090:3283; Ромпель А.В. принадлежит нежилое помещение площадью 152,6 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2270; Назарову Р.И. принадлежит нежилое помещение площадью 150,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2289; Вериховой О.В. принадлежит нежилое помещение площадью 171,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2268; Шестопалову А.А. принадлежит нежилое помещение площадью 150,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2264; Саргсяну С.Ф. принадлежит нежилое помещение площадью 153,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2265; Пушилину А.Ю. принадлежит нежилое помещение площадью 200,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2271; Хелльмих К. принадлежат нежилые помещения площадью 156,3 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2269 и площадью 157,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2266; Кузнецовой (Ахломовой) В.Н. принадлежит нежилое помещение площадью 155,5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2256; Неверовой Т.А.  принадлежит нежилое помещение площадью 181,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2254; Гаркуше Д.Д. и Гаркуше Т.Д.  принадлежат на праве общей долевой собственности по ½ доле в праве за каждым нежилое помещение площадью 293,4  кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001080:2253; Сюбаеву Н.З.  принадлежит нежилое помещение площадью 359,1  кв.м. с условным кадастровым номером 77-77-11/146/2010-814, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, техническими паспортами на объекты недвижимости.

Необходимо отметить, что все  принадлежащие административным истцам объекты недвижимого имущества являются нежилыми помещениями и значатся расположенными по адресу единого объекта недвижимости   нежилого здания общей площадью 68105,2 кв.м. с  кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2. 

Согласно разрешению Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 29 июня  2007 г. RU77158000-000081,  сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении здания, письменному ответу Городского бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации от 25 октября 2017 г.,  экспликации и поэтажному плану,  спорное здание общей площадью 68105,2 кв.м. с  кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2, введено в эксплуатацию в 2007 году, поставлено на государственный кадастровый учет  22 мая 2012 года, имеет назначение: «нежилое здание», на здание имеется техническая документация, адрес здания утвержден распоряжением Префекта Центрального административного округа города Москвы от 29 июня 2007 г. 3642-р. Спорное нежилое здание является единым объектом недвижимости  многофункциональным комплексом, в составе которого здание «Апартамент-отеля» общей площадью 5560,4 кв.м. и торгово-офисная часть здания с подземной автостоянкой общей площадью 62512,3 кв.м.  

При таких обстоятельствах и с силу статьей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации нежилое  здание с  кадастровым номером 77:01:0001080:1027 является недвижимым имуществом, вследствие этого являются несостоятельными доводы административных истцов и их представителей о том, что спорное нежилое здание не является объектом гражданских прав.

Доводы административных истцов о том, что их нежилые помещения находятся в здании  жилого дома («Апартамент-отеля»), которое фактически является  самостоятельным объектом недвижимости и обособлено  от  торгово-офисной  части здания с подземной автостоянкой, не подлежат правовой оценке в рамках настоящего административного дела об оспаривании нормативного правового акта. На момент рассмотрения дела судом здание «Апартамент-отеля» не выделено из многофункционального комплекса и не поставлено на государственный кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Спорное нежилое здание общей площадью 68105,2 кв.м. с  кадастровым номером 77:01:0001080:1027 расположено на земельном участке с  кадастровым номером 77:01:0001080:64 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, владение 2. Распоряжением  Департамента  земельных ресурсов города Москвы от 9 октября 2012 г. 6229 в отношении данного земельного участка установлен следующий вид разрешенного использования: «объекты   размещения офисных помещений (1.2.7); объекты размещения организаций розничной торговли производственными, непроизводственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (1.2.6); участки размещения жилищно-коммунальных объектов  объекты размещения помещений и технических устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок (1.2.3)» (л.д.148 том 1). Кроме того, судом установлено, что 2 октября 2017 г. между Департаментом городского имущества города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью «Неглинная Галерея» заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора за М-01-051320, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 12287 кв.м.  с  кадастровым номером 77:01:0001080:64 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, владение 2, для целей эксплуатации  помещений в здании административного, гостиничного, торгового и гаражного назначения в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка. 12 января 2018 г. между Департаментом городского имущества города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью «МОСКАПСТРОЙ-ТН» заключено соглашение о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 2 октября 2017 г. М-01-051320, по условиям которого общество с ограниченной ответственностью «МОСКАПСТРОЙ-ТН» выступает в качестве арендатора 2 указанного земельного участка и вправе его использовать для  целей эксплуатации  помещений в здании административного, гостиничного, торгового и гаражного назначения в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка (л.д.161-214 том 1).

При таких обстоятельствах на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта и по настоящее время  спорное нежилое здание расположено на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого являются: «объекты   размещения офисных помещений (1.2.7); объекты размещения организаций розничной торговли производственными, непроизводственными группами товаров (1.2.5)». При этом фактическое использование земельного участка для  целей эксплуатации  помещений в здании административного, гостиничного, торгового и гаражного назначения соответствует установленному в отношении него виду разрешенного использования.

Приведенные обстоятельства  в соответствии с пунктом 3  статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации,  пунктом   1  статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года 64 «О налоге на имущество организаций» являются самостоятельным  основанием для признания спорного нежилого здания административно-деловым центром и включения его в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость  на 2018 год.

Нашли свое подтверждение предоставленными суду доказательствами и доводы административного ответчика о том, что в юридически значимый период спорное здание и нежилые помещения в нем фактически используются в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В качестве доказательства, подтверждающего фактическое использование спорного здания в юридически значимый период под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,  суду предоставлен акт обследования фактического использования здания от 17  сентября 2014 г.  за 9013518, составленный инспекторами Государственной инспекцией  по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно данному акту доступ на объект не был обеспечен. По сведениям технической документации на здание, а также внешних признаков здания и фотографий, приобщенных к акту обследования, государственные инспекторы пришли к выводу, что под размещение офисов используются помещения площадью 10880,9 кв.м., что составляет 15,97 % общей площади здания; под размещение объектов торговли  используются помещения площадью 23637,4 кв.м., что составляет  34,69 % общей площади здания;  под размещение объектов общественного питания используются помещения площадью 491,7 кв.м., что составляет 0,72% общей площади здания;  под размещение объектов бытового обслуживания используются помещения площадью 936,1 кв.м., что составляет 1,37 % общей площади здания; под размещение гаражей используются  помещения площадью 19495,9 кв.м., что составляет 28,62 % общей площади здания; под прочие используются помещения площадью 12693,4 кв.м., что составляет 18,63 % общей площади здания. С учетом изложенного, инспекторы Государственной инспекцией  по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы пришли к заключению, что  здание  и нежилые помещения в нем фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. 

Оценивая указанный акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений  от  17  сентября 2014 г.  за 9013518 в совокупности с другими доказательствами по делу, суд считает данный акт обследования действительным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям пунктов  3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. 257-ПП.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.  Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от  25 апреля 2012 г. 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.

Пунктами 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что  в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания,  а также фотосъемка  информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.  По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.

С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности.

Вывод Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания подтверждается сведениями технической документации на спорное здание. Как указывалось выше, спорное нежилое здание является многофункциональным комплексом, в составе которого имеется торгово-офисная часть здания с подземной автостоянкой общей площадью 62512,3 кв.м. Согласно экспликации и поэтажному плану часть помещений здания имеют назначение: «торговые», «учрежденческие», «бытовое обслуживание», при этом  площадь торговых  помещений составляет 23637,4 кв.м., что соответствует 34,69 % общей площади здания;  площадь помещений бытового обслуживания - 936,1 кв.м., что составляет 1,37 % общей площади здания;  площадь учрежденческих помещений  10880,9 кв.м., что составляет 15,97 % общей площади здания;  площадь помещений общественного питания  491,7 кв.м., что составляет 0,72 % общей площади здания. Указанные обстоятельства подтверждаются также приложенной к акту обследования  фототаблицей, на фотографиях изображены схема помещений торгового центра «Неглинная плаза», торговые ряды, офисные помещения и фасад здания. 

Таким образом, в  юридически значимый период спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 использовалось одновременно в целях делового, административного и коммерческого назначения, поскольку свыше 20 процентов  общей площади здания фактически использовалось и по данным технической документации предназначено для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Указанное обстоятельство  в соответствии с пунктом 3  статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации,  пунктом   2  статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года 64 «О налоге на имущество организаций» является самостоятельным  основанием для признания спорного нежилого здания административно-деловым центром и включения его в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год.

Необходимо отметить, что данному акту обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений  от  17  сентября 2014 г.  за 9013518 уже дана правовая оценка вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 6 июня 2017 г.  по административному делу 3а-574/2017  о том же предмете. Указанный акт обследования признан законным.

При таких обстоятельствах спорное нежилое здание в юридически значимый период использовалось одновременно в целях делового, административного и коммерческого назначения и соответствовало критериям, установленным статьёй 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации,  статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. 64 «О налоге на имущество организаций». Следовательно, отнесение Правительством Москвы  нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 по адресу: г.Москва, Трубная площадь, дом 2,  к числу объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и  его включение в пункт 1560 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП, является законным и  соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и  статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. 64 «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый в части нормативный  правовой акт соответствует  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь  пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административным истцам в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Отказать в  удовлетворении административного искового заявления Угланова Андрея Ивановича,  Гаркуши Тимофея Дмитриевича, Гаркуши Дементия Дмитриевича, Саргсяна Самвела Фрунзеевича, Пушилина Александра Юрьевича,  Калошина Виктора Алексеевича,  Калошиной Наталии Алексеевна,  Вериховой Ольги Владимировны,  Шестопалова Андрея Алексеевича,  Назарова Романа Игоревича,  Магановой Фании Иршатовны,  Александровой Елены Владимировны,  Ромпель Андрея Владимировича,  Сюбаева Нурислама Зинатуловича,  Ходаковской (Петрухиной) Дианы Александровны, Билибина Павла Владимировича,  Хелльмих Кристины, Неверова Ильдара Алиевича,  Неверовой Татьяны Андреевны,  Кузнецовой (Ахломовой) Валерии Николаевны к Правительству Москвы о признании недействующим пункта  1560 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. 911-ПП, с 1 января 2018 года.

Решение суда  может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.

 

 

Судья Московского

городского суда                                    подпись                                   Н.Ю. Севастьянова 

 

Мотивированное решение суда изготовлено 18 апреля 2018 года.

12

 

18.04.2018
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее