УИД 77RS0004-02-2022-003536-10
Решение
именем Российской Федерации
14 июля 2022 года Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Черныш Е.М., при секретаре фиоМ.-С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3912/2021 по иску Казанцевой Тамары Валерьевны к Жосану Александру Георгиевичу, ПАО «Сбербанк России» о разделе совместных долгов,
установил:
Истец Казанцева Т.В. обратился в суд с иском к Жосан А.Г., ПАО «Сбербанк России» о разделе долгов бывших супругов, исковые требования мотивированы тем, что стороны состояли в зарегистрированном браке, на основании решения мирового судьи судебного участка №81 адрес брак между сторонами расторгнут 11.02.2022.в период брака на имя истца были оформлены кредитные договора №№ 93714676 от 25.09.2019, F0GERC20S18011605652 от 18.01.2018, 0910-Р-1752766200, указанные договора были оформлены на семейные нужды. Просила признать задолженность по кредитным договорам, заключенным между истцом и ПАО «Сбербанк России» общим долгом супругов, разделить остаток задолженности по ½ доли за каждым.
Представитель истца по доверенности Буренкова Э.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик ПАО «Сбербанк России» представителя не направил, извещен судом надлежащим образом.
В судебное заседание ответчик Жосан А.Г. явился, против удовлетворения иска возражал.
Суд, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представленных сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае сторона ответчика, не освобожденная в силу закона доказывать свои возражения, не является по вызовам в суд, проявляет тем самым процессуальную пассивность при разрешении настоящего гражданского дела, и суд вправе обосновать свои выводы объяснениями и представленными истцом доказательствами.
Согласно части 1, 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.
Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.). Настоящее правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное.
Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе, и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
На основании статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Пунктами 1 и 3 статьи 38 СК РФ установлено, что раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов.
При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.
При разделе имущества учитываются также общие долги супругов (пункт 3 статьи 39 СК РФ) и право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.
В соответствии со статьей 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
В соответствии с п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998г. №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным ст. ст. 38, 39 СК РФ и ст. 254 ГК РФ. Стоимость имущества, подлежащего разделу, определяется на время рассмотрения дела. В состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов, имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела, либо находящееся у третьих лиц. При разделе имущества учитываются также общие долги супругов (п. 3 ст. 39 СК РФ) и право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, стороны состояли в зарегистрированном браке с 08.02.2014 года, решением мирового судьи судебного участка № 81 адрес от 11.02.2022 брак между сторонами был расторгнут.
Брачный договор между сторонами не заключался, что никем из сторон не отрицается, в силу чего они имеют равные права на все имущество, нажитое ими в период совместной жизни в браке.
В судебном заседании установлено, что в период брака супруги (Истец) заключили кредитные договора №№ 93714676 от 25.09.2019 на сумму сумма, - задолженность сумма, F0GERC20S18011605652 от 18.01.2018 на сумму сумма, - задолженность сумма, 0910-Р-1752766200 на сумму сумма, - задолженность – сумма
Одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих ключевое значение и подлежащих установлению при рассмотрении дел о признании кредита общим долгом супругов, является использование заемных денежных средств на нужды семьи. Доказательствами такого использования могут являться, в частности совпадение по периоду времени заключения договора и приобретения определенного имущества в общую совместную собственность супругов.
Законом допускается существование у каждого из супругов собственных обязательств. Вместе с тем, в случае заключения одним из супругов договора займа или совершения иной сделки, связанной с возникновением долга, такой долг может быть признан общим лишь при наличии обстоятельств, вытекающих из п.2 ст.45 СК РФ, т.е. он должен возникнуть по инициативе обоих супругов и в интересах семьи, либо являться обязательством одного из супругов, по которому все полученное было использовано на нужды семьи.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные требования о признании долговых обязательств по кредитным договорам №№ 93714676 от 25.09.2019 на сумму сумма, - задолженность сумма, F0GERC20S18011605652 от 18.01.2018 на сумму сумма, - задолженность сумма, 0910-Р-1752766200 на сумму сумма, - задолженность – сумма, общими долговыми совместно нажитыми обязательствами супругов и определении доли бывших супругов в общем долге по 1/2 доли за каждым, суд приходит к выводу о доказанности истцом того факта, что полученные им денежные средства были использованы на нужды семьи, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Учитывая тот факт, что кредитные договора были заключены сторонами в период брака и доказательств, того что денежные средства были использованы истцом по своему усмотрению в своих личных интересах ответчиком не представлено, суд считает, что указанные требования истца о признании кредитных обязательств совместно нажитыми обязательствами супругов, и определении в общем долге долей сторон по 1/2 доли за каждым, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, разрешая требование истца о разделе суммы задолженности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Исходя из положений указанных норм закона, а также ст.ст. 309, 310 ГК РФ, ответственность из договорного обязательства несет лицо, выступающее в качестве стороны обязательства.
В данном случае должником по кредитному договору выступает только сам заемщик (истец). В свою очередь, признание долга по кредитным договорам общим долгом супругов и раздел его между супругами означает право супруга, погасившего долг, потребовать от второго супруга возмещения ему определенной судом доли.
В силу п. 1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст.325 ГК РФ должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
Как указывает сам истец в настоящее время заключенные кредитные договора являются действующими.
Анализируя изложенное выше у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о разделе суммы задолженности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать обязательства по кредитным договорам № 93714676 от 25.09.2019 года, № FoGERC20S18011605652 от 18.01.2018 года, № 0910-Р-1752766200, заключенным между ПАО «Сбербанк России» и Казанцевой Тамарой Валерьевной, общим долгом Жосана Александра Георгиевича и Казанцевой Тамарой Валерьевной в равных долях.
В удовлетворении остальной части иска к ПАО «Сбербанк России» о разделе суммы задолженности отказать
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления судом Решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Гагаринского районного суда адрес.
решение изготовлено в окончательной форме 21.07.2022 года
Судья Е.М. Черныш