Дело № 2-1833/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суворова Д.Д.,
при секретаре судебного заседания Исрепиловой Л.Р.,
с участием:
истца Ерошкиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2017 года в помещении Предгорного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Ерошкиной И. Г. к администрации Винсадского сельсовета <адрес> о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
установил:
Ерошкина И.Г. обратилась в Предгорный районный суд с исковым заявлением к администрации Винсадского сельсовета <адрес> о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ, между Ерошкиной И.Г. и Воротынцевой М.Г. был заключен договор купли-продажи, согласно которого истец приобрела в собственность домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.
Истец указывает, что указанное домовладение принадлежало Воротынцевой М. Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, Воротынцевой М. Г. принадлежит земельный участок площадью №м., что так же подтверждается справкой Администрации Винсадского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор был исполнен сторонами, имущество передано от продавца к покупателю.
В своем исковом заявлении истец указывает, что она со своим супругом Ерошкиным В.В. с детьми вселились в указанное домовладение и с этого момента стали проживать в нем. Правомерность заключения договора никем не оспорена.
Взаимные обязательства, вытекающие из договора купли-продажи жилого помещения стороны исполнили надлежащим образом. Волеизъявление Воротынцевой М.Г. на отчуждение принадлежащего ей дома соответствовало ее действительным намерениям.
Ерошкина И.Г. указывает, что ею и её супругом была внесена вся сумма за домовладение в размере №, что подтверждается распиской Воротынцевой М. Г. в получении денежной суммы от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Воротынцева М.Г. выдала истцу нотариально удостоверенную доверенность на право оформления указанного домовладения.
Согласно указанной доверенности истец имела широкие полномочия вплоть до продажи по своему усмотрению указанную выше недвижимость.
В связи с тем, что они заселились в указанное домовладение и стали проживать в нем имея на руках договор купли-продажи, истец считала себя собственником указанного домовладения.
Примерно через год истцу стало известно о том, что Воротынцева М.Г. умерла, и дальнейшее оформление указанного домовладения стало невозможно.
По мнению Ерошкиной И.Г. действующим законодательством не предусмотрен срок в течение которого стороны договора должны обратиться в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за государственной регистрацией договора и перехода права собственности.
Истец считает, что поскольку договор купли-продажи жилого дома был совершен в надлежащей форме, фактически был исполнен, то данный договор купли продажи следует считать заключенным.
Истец указывает, что после заключения договора купли-продажи, она вступила в пользование недвижимостью как собственник, то есть оплачивает коммунальные платежи, содержит данную недвижимость в надлежащем состоянии, производит как текущий ремонт, так и капитальный, несет полное бремя по уходу за данной недвижимостью и земельным участком содержит его в полном порядке.
В настоящее время истец владеет и пользуется домовладением и земельным участком открыто, как собственник, оплачивает все коммунальные платежи, налоги за землю, что подтверждается квитанциями об оплате приложенными к данному заявлению.
Ерошкина И.Г. также указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году, она купила у Воротынцевой М.Г. указанное домовладение и земельный участок, оплатила предусмотренную их договоренностью денежную сумму, таким образом, она исполнила заключенную сделку купли-продажи.
В силу ст. ст. 131, 551 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество его возникновение переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Однако, несмотря на то, что договор купли-продажи между Ерошкиной И.Г. и Воротынцевой М.Г. был исполнен регистрация перехода к истцу права собственности на недвижимость до настоящего времени не произведена, поскольку как указанно выше Воротынцева М.Г. умерла, не успев оформить на неё указанный дом и земельный участок.
В настоящее время возникла необходимость оформить указанное домовладение и земельный участок по существующему на сегодняшний день законодательству, однако не представляется возможным в отсутствии Воротынцевой М.Г.
Истец указывает, что согласно техническому паспорту, выданному Предгорным отделом Пятигорского филиала ГУП СК «<адрес>имущество-«БКИ» от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь домовладения составляет №., инвентаризационная стоимость в ценах на дату составления паспорта составляет № из чего исходит цена иска.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданному филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка площадью №., составляет №, из чего так же исходит цена иска.
Согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
В настоящее время невозможно в полной мере реализовать право собственности в отношении принадлежащего истцу недвижимого имущества
Обратившись в суд, истец просит признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью №м., и земельный участок площадью №.м., кадастровый № расположенные по адресу: <адрес>.
Истец Ерошкина И.Г. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Винсадского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Ранее представила отзыв на исковое заявление, из содержания которого усматривается просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив доводы истца, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Винсадского сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, Воротынцевой М.Г. выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на землю, площадью № расположенную по адресу: <адрес>, для личного подсобного хозяйства /л.д. 12/.
Из справки администрации Винсадского сельсовета <адрес> №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на основании данных похозяйственной книги № лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ год, также следует, что земельный участок площадью №м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в собственность Воротынцевой М.Г. на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 20/.
Как следует из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, Воротынцевой М.Г. принадлежит домовладение, находящееся в <адрес>, № /л.д. 18/.
ДД.ММ.ГГГГ между Воротынцевой М.Г. и Ерошкиной И.Г. заключен договор купли-продажи домовладения общей площадью №.м., в том числе жилой площадью №.м., расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 13/.
Из п. 6 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение продано за №. Факт передачи указанных денежных средств подтверждается собственноручной распиской Воротынцевой М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 36/.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст. 551 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, следует, что в государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из гражданского дела следует, договор купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома по адресу: <адрес>, заключенный между Воротынцевой М.Г. и Ерошкиной И.Г. в установленном порядке в Регистрационной службе не регистрировался.
Как видно из указанного договора купли-продажи, в нем не содержатся условия продажи земельного участка площадью №м., расположенного по адресу: <адрес> /л.д. 13/.
Как установлено в судебном заседании, сторона по договору купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ – Воротынцева М.Г. умерла, поэтому достоверно установить факт заключения указанного договора купли-продажи домовладения, не представляется возможным.
Доказательств уклонения Воротынцевой М.Г. при жизни от регистрации данного объекта недвижимости, суду не представлено.
В судебном заседании Ерошкина И.Г. указывала, что в домовладении Воротынцевой М.Г. она зарегистрировалась сразу после вселения.
Из домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> видно, что истец Ерошкина И.Г. зарегистрирована в указанном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 15-17/.
Данное обстоятельство также подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией Винсадского сельсовета <адрес> на основании похозяйственной книги №, лицевой счет № /л.д. 19/.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Согласно п. п. 16, 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу ст. ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательской давности, с момента такой регистрации (течение срока приобретательской давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (ч. 4 ст. 234 ГК РФ).
С учетом вышеизложенных норм права и доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу, что срок приобретательной давности на момент обращения Ерошкиной И.Г. с данным иском не наступил.
Положения ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляют принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Надлежащих доказательств, подтверждающих факт возникновения у Ерошкиной И.Г. права собственности на спорные объекты недвижимости (жилой дом, земельный участок) на основании договора купли-продажи, суду не представлено, как и не представлено доказательств возникновения у истца права собственности по иным, предусмотренным гражданским законодательствам основаниям.
При таких обстоятельствах, исковое заявление Ерошкиной И.Г. о признании за ней права собственности на жилой дом общей площадью № кв.м. и земельный участок площадью №м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ №░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ №.░., ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░