РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата адрес
Головинский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-567/18
по иску фио и фио к фио о взыскании денежных средств ,
УСТАНОВИЛ:
фио и фио обратились в суд с иском, в котором просят взыскать с фио сумма в качестве возмещения причиненных убытков, проценты на сумму долга за пользование чужими денежными средствами в размере сумма, госпошлину в размере сумма. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик не исполняет условия заключенного с истцами предварительного договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, по условиям которого квартира продается за сумму сумма , подписание основного договора купли-продажи должно было произойти до дата, однако дата ответчик прислал истцам уведомление об одностороннем расторжении соглашения об авансе ( предварительного договора) от дата
Представитель истцов фио и фио доверенности фио в судебном заседании поддержал исковые требования, указав, что из-за уклонения ответчика от заключения договора купли-продажи квартиры истцы понесли убытки в размере сумма , так как вынуждены были выставить на продажу свою квартиру и продать новому покупателю за сумму сумма
Ответчик фио в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, своих возражений не представил.
Суд, выслушав представителя истцов, проверив материалы дела, считает исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Согласно ч.3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В соответствии с ч.4 ст. 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Согласно ч.5 ст. 429 ГК РФ в случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В соответствии с п.4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии с ч.6 ст. 429 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Как установлено в судебном заседании из объяснений представителя истца и материалов дела, дата истцы фио и фио и ответчик фио подписали соглашение об авансе, в соответствии с которым фио и фио, именуемые продавцом, и фио, именуемый покупателем, взяли на себя обязательство в течение срока действия соглашения заключить договор купли-продажи жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: адрес, по цене сумма, что подтверждается копией соглашения ( л.д.7-10). Как усматривается из текста соглашения, подписание договора купли-продажи должно было произойти до дата включительно. Пунктом 14 соглашения предусмотрено, что соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до 08.09. дата включительно. Срок действия соглашения может быть пролонгирован по письменному согласию сторон.
дата истцы направили ответчику приглашение подписать основной договор купли-продажи квартиры по адресу: адрес ( л.д.15,16).
дата ответчик прислал истцам уведомление об одностороннем расторжении соглашения об авансе от дата по следующим основаниям:
1) отказ истцов в передаче ответчику права аренды машиноместа на придомовой территории, несмотря на то, что это было оговорено в рекламном объявлении продавца и ранее сторонами была достигнута договоренность об этом;
2) невозможность выполнения п.12 указанного соглашения, а именно: невозможность согласования с продавцом порядка расчетов по сделке, поскольку продавец настаивает на проведении расчётов исключительно в наличной форме, несмотря на то, что ранее была достигнута договоренность по проведению расчётов по сделке в безналичном виде в форме банковского аккредитива;
3) неадекватное поведение представителя продавца ( фио и партнеры»), выражающееся в настаивании на совершении сделки, несмотря на несогласование сторонами условий сделки ( л.д.17).
В судебном заседании представитель истцов не оспаривал того обстоятельства, что соглашение об авансе не предусматривало передачу ответчику одновременно с квартирой прав аренды машиноместа на придомовой территории. Как усматривается из буквального значения пункта 12 соглашения, определенный порядок расчетов по сделке сторонами не определен, поскольку в соглашении указано, что порядок расчетов - по согласованию сторон, достижение между сторонами соглашения по данному вопросу ничем не подтверждается.
При таких обстоятельствах, когда ответчик в надлежащей письменной форме направил уведомление о расторжении соглашения об авансе от дата, в котором указал основания для расторжения, которые материалами дела не опровергаются и которые имеют существенное значение для покупателя квартиры, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика необоснованным уклонением от заключения основного договора, что предусмотрено п.4 ст. 445 ГК РФ в качестве основания для обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении убытков. При этом суд принимает во внимание, что истцы не обратились в суд с требованием о понуждении ответчика к заключению основного договора, напротив, до истечения установленного законом срока для предъявления такого требования реализовали свое право собственников на продажу квартиры иному покупателю, что подтверждается копией договора купли-продажи, заключенного истцами с фио дата ( л.д.11-14).
Таким образом, судом установлено, что в соответствии с ч.6 ст. 429 ГК РФ предусмотренные соглашением об авансе обязательства прекращены, поскольку до окончания срока его действия договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, между сторонами соглашения заключен не был.
Утверждения истца о том, что заключенное между сторонами соглашение об авансе не предусматривает его расторжения в одностороннем порядке не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как п.п.4 п.10 соглашения прямо предусмотрена возможность незаключения сделки купли-продажи в виду обнаружения покупателем фактов и обстоятельств, которые он сочтет существенными для сделки.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено относимых и допустимых доказательств того, что определение цены квартиры в договоре купли-продажи, заключенном дата с фио, в сумме сумма имеет прямую причинно-следственную связь с незаключением основного договора купли-продажи с фио Ссылки представителя истца в подтверждение возникновения убытков на снижение рыночной стоимости продаваемой квартиры не состоятельны, поскольку из представленных истцами данных ( л.д.23-28) продажная стоимость квартиры , указанная в соглашении об авансе от дата и в договоре купли-продажи от дата , во-первых, является договорной, во-вторых, в обоих случаях превышает среднюю рыночную стоимость аналогичного жилья в соответствующий период.
В силу изложенного, принимая во внимание, что истцами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств несения убытков по причине незаключения с ответчиком договора купли-продажи, учитывая, что пунктом 9 соглашения об авансе от 15.08 дата прямо предусмотрены иные последствия незаключения сделки купли-продажи квартиры по вине покупателя, согласно которым аванс остается у продавца, учитывая, что в соответствии со ст. 429 ГК РФ обязательства, вытекающие из соглашения об авансе прекращены в связи с истечением срока его действия, требования об обязании ответчика заключить договор купли-продажи, предусмотренные п.4 ст. 445 ГК РФ и являющиеся основанием для возложения на уклоняющуюся сторону обязанности по возмещению убытков , суд приходит к убеждению, что требования истцов о взыскании убытков в сумме сумма заявлены безосновательно , не соответствуют положениям ст. 12 Ф ГК РФ и подлежат отклонению.
Поскольку требования о взыскании убытков судом отклонены как необоснованные, подлежат отклонению и производные требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами , что по делу со стороны ответчика не установлено. Соответственно, исковые требования в целом как заявленные необоснованно и не основанные на законе подлежат отклонению.
В виду отказа в иске в силу ст. 98 ГПК РФ судебные расходы истцов не могут быть возложены на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь телефон ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ .
░░░░░: