УИД 77RS0009-02-2023-011893-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Е.А., при секретаре фио
С участием представителя административного истца фио, представителя административного ответчика фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1409/2023 по иску фио к адрес Котловка адрес, ОВК адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес об оспаривании действий и решений
Установил
Административный истец обратился в суд с административным иском к адрес Котловка адрес, ОВК адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес об оспаривании действий и решений.
Требования мотивированны тем, что административный истец состоит на воинском учете в объединенном военном комиссариате адрес. 02.10.2023 года призывная комиссия в отношении истца приняла решение о призыве на военную службу и под подпись вручили повестку для отправки к месту прохождения военной службы на 17.10.2023 года. Решение призывной комиссии от 02.10.2023 года административный истец считает незаконным. Оспариваемое решение нарушает право на полное, всестороннее, объективное медицинское освидетельствование и право на освобождение от призыва на военную службу. При принятии призывной комиссией решения нарушен порядок его принятия, установленный действующим законодательством Российской Федерации. При прохождении медицинского освидетельствования в рамках осеннего призыва граждан на военную службу 2023 года истец сообщал врачам-специалистам следующие жалобы на состояние здоровья: слабость мышц рук, ощущение «мурашек» (парестезии), болевой синдром. В подтверждение слов предоставил врачам-специалистам следующие медицинские документы: заключение стимуляционной электромиографии; осмотр невролога от 12.05.2023 года - Диагноз: G56.8 - Другие мононевропатии верхней конечности. Предварительный. Компрессионная невропатия наружного кожного нерва правого предплечья на уровне локтевого сустава. Данное заболевание предусмотрено пунктом «В» статьи 26 Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", в соответствии с которым должна быть определена категория годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе», и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и он должен быть освобождён от призыва на военную службу. Направление на медицинское обследование в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения для уточнения диагноза в нарушение приведённых норм действующего законодательства выдано не было. Это указывает на незаконность решения призывной комиссией о призыве на военную службу. Не согласившись с данным решением призывной комиссии, 10.10.2023 года обратился в призывную комиссию адрес с жалобой об отмене решения призывной комиссии адрес. 31.10.2023 года призывной комиссией адрес (протокол № 13 от 31 принято решение об оставлении решения призывной комиссии адрес (адрес горал Москвы от 04.10.2023 о призыве на военную службу без изменения, жалобы без удовлетворения. С решением призывной комиссии адрес от 31.10.2023 истец не согласен, считает его незаконным. Оспариваемое решение нарушает право на освобождение от призыва на военную службу. При принятии призывной комиссией решения нарушен порядок его принятия, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
Административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 02.10.2023 года о призыве на военную службу. Признать незаконными бездействия призывной комиссии адрес в части не выдачи: а) направления на обязательные диагностические исследования; б) направления на дополнительное медицинское обследование для подтверждения имеющихся жалоб на состояние здоровья. Признать незаконными действия объединенного военного комиссариата адрес (ОВК адрес) адрес по организации и проведению призыва на военную службу без направления на дополнительное медицинское обследование для подтверждения имеющихся жалоб на состояние здоровья и без направления на обязательные диагностические исследования. Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 31.10.2023 года об оставлении решения призывной комиссии адрес от 04.10.2023 без изменения, жалобы без удовлетворения. Признать незаконными бездействия призывной комиссии адрес в части: а) не проведения контрольного медицинского освидетельствования; б) не выдачи направления на дополнительное медицинское обследование для подтверждения диагноза заболевания.
Административный истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя фио, который настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административных ответчиков фио в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является одной из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации и может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву.
В соответствии с подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
В силу положений ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктами 1 и 5 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (ч. 1 ст. 28 названного Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела призывник фио, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес с 2015 года.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565), под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. 15 вышеуказанного Положения, медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
В п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе говорится, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Как следует из личного дела призывника, решением призывной комиссии адрес 17.11.2016 г. административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 2020 года в связи с обучением в образовательной организации высшего профессионального образования.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего профессионального образования, - в период освоения образовательных программ, но не выше сроков получения высшего профессионального образования, установленных федеральными государственными стандартами.
В соответствии с абзацем 9 п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.
Исключающие обстоятельства, предусмотренные абзацами 12 - 14 п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», у административного истца отсутствуют.
Административный истец был отчислен за академическую неуспеваемость (то есть по инициативе образовательной организации) в 2018 году, ввиду чего, право на отсрочку от призыва на военную службу утратил.
В соответствии с п.п «г» ст. 50 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении положения о воинском учете», граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в 2- недельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности.
Административный истец не являлся в Военный комиссариат адрес с 2016 года, об утрате права на отсрочку в 2018 году не сообщал, законных оснований для освобождения от призывных мероприятий не имел, фактически уклоняясь от мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Как следует из материалов личного дела призывника с 2018 года истец находился в розыске как гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
04.10.2023 при проведении медицинского освидетельствования, административному итцу была установлена категория годности «А-3» - годен к военной службе без ограничений.
С момента постановки на воинский учет, истец неоднократно проходил медицинскую комиссию, а именно 19.01.2015 г. ,05.07.2016 г., 17.11.2016 г., 04.10.2023 г.. При этом, истец не предъявлял жалоб на состояние здоровья, медицинский документов, дающих право на освобождение от призыва на военную службу не представлял.
Призывная комиссия по адрес, решения о направлении на дополнительное медицинское обследование не выносила, в связи с отсутствием необходимости в этом, так как медицинской комиссии по адрес удалось достоверно установить категорию годности к военной службе истца.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Как следует из материалов административного дела, административный истец, не согласившись с решением Призывной комиссии по адрес, обжаловал данное решение в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации - в Призывную комиссию адрес.
При проведении контрольного медицинского освидетельствования, Призывная комиссия адрес также не выявила у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву, и установила категорию годности А - 3 - годен к военной службе без ограничений.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в период прохождения медицинского освидетельствования и на момент вынесения в отношении административного истца медицинского заключения об определении категории его годности к военной службе, сомнений в диагнозе не возникло и направление на дополнительное медицинское обследование не требовалось; порядок принятия оспариваемого решения соблюден, оспариваемые решения соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, нарушения прав, свобод и законных интересов истца не установлено.
Со стороны административного истца не было представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении подлежащих защите в судебном порядке его прав, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что оспариваемое административным истцом решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом сведений о состоянии его здоровья.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. Указанной совокупности в ходе судебного разбирательства не установлено.
С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся по делу доказательства, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований фио к адрес Котловка адрес, ОВК адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес об оспаривании действий и решений - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зюзинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: