Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-278/2016 ~ М-197/2016 от 19.02.2016

    Дело

      Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    с.Ивановка                                                                                                         «11» апреля 2016 г.

    Ивановский районный суд Амурской области, в составе:

    председательствующего судьи                                                                        Баженовой Е.В.

    при секретаре                                                                                                    Томилиной С.В.

        рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Ивановка гражданское дело по исковому заявлению Богодухова В.Н. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по Ивановскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании судебных расходов,

    У С Т А Н О В И Л:

        Богодухов В.Н. обратился в Ивановский районный суд Амурской области с иском к Государственному казённому учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по Ивановскому району (далее ГКУ АО – УСЗН по Ивановскому району), в котором просил возложить на ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району обязанность по осуществлению ему выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 03 июня 2014 г., за период с 01.04.2015 г. по 31.12.2015 г. в размере <***> руб., и взыскать с ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району расходы, понесенные им по оплате государственной пошлины в размере <***> руб., обосновывая свои исковые требования следующим.

        03.06.2014 года между ним, Богодуховой А.А. и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» заключен кредитный договор , на сумму <***> руб. на приобретение жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес>.

    В соответствии с условиями реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, Правительство Амурской области своим постановлением от 27.01.2010 N 19 утвердило долгосрочную целевую программу «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы». Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.

        Согласно указанной программы обеспечение мероприятий по предоставлению социальных выплат на возмещение части затрат по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и возмещение затрат по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, осуществляется министерством социальной защиты населения области. Выплата компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсаций расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится государственными бюджетными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам.

    В соответствии с указанным постановлением ГКУ АО – УСЗН по Ивановскому району должно предоставлять ему компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору от 03 июня 2014 г. Однако с апреля 2015 года и по декабрь (включительно) 2015 года указанная компенсация ему ответчиком не производится, в связи, с чем образовалась задолженность по компенсации в общей сумме <***> руб.

        Полагает, что невыплата компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору является нарушением его прав.

    В возражениях на иск (входящий от 01.03.2016 г.), ответчик – ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, в лице начальника Кондратьевой Т.П. действующей на основании прав по должности и Устава, указал на то, что считают заявленные истцом требования незаконными и необоснованными и просят в их удовлетворении отказать.

        Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 г. № 20. Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 г. № 617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 г. № 617) – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. № 446.

    Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

    В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

    Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

    К публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

    Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298 – ФЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «публичные нормативные социальные выплаты гражданам».

    Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.

    Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

    Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерствам социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

    Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

    В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013-2014 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

    Кроме того, поскольку предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, полагают, что в случае удовлетворения судом заявленных исковых требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

    В 2015 году на выплаты компенсаций предусмотрено 40000,00 тыс. руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки.

        Истец Богодухов В.Н. согласно поступившей телефонограммы просил рассмотреть гражданское дело по его иску без его участия в судебном заседании в связи с занятостью на работе. На исковых требованиях настаивал в полном объеме.

        От ответчика - ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, в лице начальника Кондратьевой Т.П., поступило заявление (входящий от 18.03.2016 г.), с просьбой провести судебное заседание по настоящему гражданскому делу без участия их представителя в виду занятости по работе.

        Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Богодухова А.А., выступающая на стороне истца; Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство Финансов Амурской области, Правительство Амурской области выступающие на стороне ответчика, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, для участия в судебном заседании не явились, сведений о причинах не явки суду не предоставили, как и изложенного в письменном виде мнения относительно заявленных исковых требований, об отложении рассмотрения дела не просили.

        Суд, руководствуясь ч.3-5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие сторон, Богодуховой А.А. и представителей третьих лиц: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, и Правительства Амурской области.

        Изучив доводы искового заявления, приняв во внимание письменный отзыв ответчика на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        Как следует из материалов дела 03 июня 2014 года между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» с одной стороны и Богодуховым В.Н. и Богодуховой А.А. с другой стороны был заключен кредитный договор по условиям которого созаемщикам был предоставлен кредит в сумме <***> руб. на приобретение жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес>.

    24 июля 2014 года Богодухов В.Н. обратился в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району с заявлением о компенсации ему социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области за счёт средств областного бюджета, как молодой семье.

        Решением ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району № 4 от 29.07.2014 года, Богодуховым В.Н. и А.А. предоставлена социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями по кредитному договору (договору займа) от 03.06.2014 г. .

    Впоследствии в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району от созаемщика Богодуховой А.А. поступило заявление об отказе в пользу Богодухова В.Н. от социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.

    С апреля 2015 г. до настоящего времени выплаты Богодухову В.Н. не осуществляются.

    Согласно справке ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району от 10.02.2016 г. , сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом, за период с апреля 2015 г. по декабрь 2015 г. составляет: <***> руб.

    Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

        Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в 2014 году, в рамках государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446. Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

        В разделе 3 подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области" указано, что с 1 января 2015 года завершается реализация мероприятий, связанных с предоставлением государственной поддержки гражданам, получившим кредиты (займы) на приобретение жилья. В связи с этим средства областного бюджета будут направляться гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до 1 января 2015 года были приняты соответствующие решения, в рамках следующих мероприятий: выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации.

    В ходе судебного разбирательства установлено, не оспорено ответчиком, и подтверждено справкой о сумме задолженности, что решение о предоставлении Богодухову В.Н. социальных выплат было принято 29.07.2014 г., следовательно, истец соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

        Материалами дела также подтверждается, что в период с апреля 2015 года по декабрь 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанной подпрограммы, истцу не осуществлялась. При этом Богодухов В.Н. в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

        Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тыс. рублей.

        По информации, предоставленной ответчиком данные финансовые средства освоены в полном объеме.

        Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, устанавливающее условия и порядок предоставления указанных социальных выплат, утверждалось Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями).

        Данное постановление с 01.01.2015 г. утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. № 784.

    Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. № 784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, в том числе от 23 января 2012 г. № 20, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

    Поскольку как следует из материалов дела решение о предоставлении Богодухову В.Н. социальных выплат было принято 29.07.2014 г., то есть до 01.01.2015 г., то выплата ему должна производиться в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20.

        В соответствии с п. 1 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20, данный нормативный документ устанавливает условия, и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области.

        Согласно пункту 5 Положения компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом или займом. Размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц. Социальная выплата на компенсацию расходов по уплате процентов, начисленных по просроченной ссудной задолженности, не производится. Месяц, в котором допущена просроченная задолженность по уплате процентов, исключается из расчетов. Социальная выплата предоставляется только по одному кредитному договору.

        Исходя из пунктов 6 и 8 Положения, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

        ГКУ УСЗН рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям № 4, № 5 к настоящему Положению.

        В случае если вместе с заявлением предоставлены все необходимые документы, решение принимается в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления, в случае если не представлены все необходимые документы, решение принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в ГКУ УСЗН документов, запрошенных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с п.7 настоящего Положения.

        Согласно пункту 10 Положения предоставление социальной выплаты молодым семья производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

        Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.

        В соответствии с п.12 Положения расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.

        Однако, в связи с тем, что истец обратился с соответствующим иском за защитой своего права в суд, то его право на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору подлежит реализации в судебном порядке.

        Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ст.ст. 1, 7, 17, 39).

    В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч. 1ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

    Исходя из описания выше приведенной программы и подпрограммы, запланированные ими программные мероприятие направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

    Как отмечено в государственной программе Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», и подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

    Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная программная и подпрограммная государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

    Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-0 и др.).

    Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

    Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

    Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

    При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

    Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

    Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

    Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

    Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

    Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Богодухов В.Н. в установленном порядке приобрел статус участника программы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

    Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

    С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Богодухова В.Н. и возложить на ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району обязанность осуществить ему выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 03 июня 2014 года, за период с апреля 2015 года по декабрь 2015 года включительно, в сумме <***> руб., за счет средств областного бюджета.

        Данный вывод суда (в части указания вида бюджета) судом основан на том, что в соответствии с положениями указанной подпрограммы, предоставление мер социальной поддержки, о которых идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты молодым семья производятся территориальными управлениями социальной защиты населения, за счет средств областного бюджета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.

    Чеком ордером Благовещенского отделения № 8636 филиал № 136 ОАО «Сбербанк России» от 18.02.2016 г. подтверждается несение истцом судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <***> руб., которая подлежит возмещению с ответчика.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

            Р Е Ш И Л:

                    Исковые требования Богодухова В.Н., - удовлетворить.

            Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по Ивановскому району обязанность осуществить Богодухову В.Н. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 03 июня 2014 года, за период с 01 апреля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. включительно, в сумме <***> руб. <***> коп., за счет средств областного бюджета.

    Взыскать с Государственного казенного учреждения - Управление социальной защиты населения по Ивановскому району в пользу Богодухова В.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <***> руб.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья:                                                                                                                               Е.В. Баженова

    В окончательной форме решение принято 15 апреля 2016 года.

2-278/2016 ~ М-197/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богодухов Вадим Николаевич
Ответчики
ГКУ УСЗН по Ивановскому району
Другие
Правительство Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Баженова Евгения Владимировна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
19.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2016Передача материалов судье
20.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2016Судебное заседание
15.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее