2-18/13 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2013 года – Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Власова Р.Г.,
при секретаре Христостомовой Я.П.,
с участием:
Истца-ответчика Алексанова Э.В.,
Представителя ответчика-истца Шиповской Л.В., действующей на основании доверенности серии № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по иску Алексанова Э.В. к Дроздовой Н.Е. о восстановлении межевой границы и устранении препятствий в праве пользования земельным участком путем сноса незаконно возведенного забора и по встречному заявлению Дроздовой Н.Е. к Алексанову Э.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Ставропольскому краю об установлении границ земельного участка, возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, установить границы земельного участка в соответствии с межевым планом,
УСТАНОВИЛ:
Алексанов Э.В.обратился в суд с заявлением к Дроздовой Н.Е. о восстановлении межевой границы и устранении препятствий в праве пользования земельным участком путем сноса незаконно возведенного забора, в котором указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество серии №
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.ст. 1, 7 Закона «О кадастре недвижимости», подтверждением существования земельного участка как индивидуально-определенной вещи с уникальными характеристиками, является государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, описанием местоположения границ, определением площади, а также внесением дополнительных сведений – адреса местоположения), категории и разрешенного использования, кадастровой стоимости.
Границы его земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером № определены, земельный участок поставлен на кадастровый учет в ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю с описанием местоположения границ определением площади.
В соответствии с выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером №, является Дроздова Н.Е., зарегистрировавшая свое право собственности на указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ
В 2007 году, границы земельного участка, принадлежащего истцу, были согласованы с правообладателями смежных земельных участков. Результаты согласования зафиксированы в Акте согласования границ земельного участка. ООО «Терра» составлено землеустроительное дело его земельного участка, которое ДД.ММ.ГГГГ, утверждено начальником территориального отдела № Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю. Специалисты ООО «Терра», измерили земельный участок и вбили по меже колышки, которые с 2007 года по примерно сентябрь 2012 года, находились на своих местах, так как ни истец, ни собственники смежных земельных участков, забор по меже не устанавливали. В сентябре 2012 года ответчик самовольно перенес колышки, установленные на меже вглубь его земельного участка, выдвинув свой забор, на его земельный участок более чем на 1 м и поставил на бетонном основании, который препятствует в пользовании земельным участком.
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках, в соответствии с законодательством.
Из ст. 60 Земельного кодекса РФ следует, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Считает, что ответчик нарушил межевую границу между земельными участками №№ по <адрес>
Ст. 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как следует из ст. 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При таких обстоятельствах, полагает, что действия ответчика Дроздовой Н.Е. подлежат пресечению, а его нарушенное право – защите.
Действиями ответчика истцу причинён моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях, он постоянно находится в стрессовом состоянии, все это доставляло ему нравственные страдания.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, размер компенсации морального вреда причиненного ответчикам оценивает в <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчик обязан возместить понесенные издержки и судебные расходы, которые включают оплату государственной пошлины по получению выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 200 рублей и возврат уплаченной по иску государственной пошлины.
Просил суд обязать Дроздову Н.Е. восстановить межевую границу земельного участка № по <адрес> путем сноса капитального забора, находящегося в границах земельного участка, и переноса забора на межу с земельным участком Дроздовой Н.Е. № по <адрес> <адрес>.
Взыскать с Дроздовой Н.Е. в его пользу компенсацию морального вреда, в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Дроздовой Н.Е. в его пользу судебные расходы и издержки, связанные с рассмотрением дела, а именно, оплату государственной пошлины по получению выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 200 рублей и возврат уплаченной по иску государственной пошлины, в сумме 200 рублей.
Дроздова Н.Е. обратилась в суд со встречным заявлением к Алексанову Э.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Ставропольскому краю об установлении границ земельного участка в соответствии с межевым планом, возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка и признании незаконным решения ФГУ «земельная кадастровая палата» Управления Росреестра по СК об уточнении границ земельного участка, расположенного по <адрес> <адрес>, с кадастровым номером №, в котором указывает что, по мнению истца-ответчика, она возвела забор, огораживающий её участок от участка Алексанова Э.В., более чем на 1 м вглубь земельного участка, принадлежащего Алексанову Э.В. Предусмотренный ст. 304 Гражданского кодекса РФ, способ защиты подлежит применению только тогда, когда соответствующее имущество находится во владении собственника. Часть земельного участка, на которую претендует истец-ответчик, никогда не была в ее владении. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, и принадлежащий ей на праве собственности в границах, обозначенных на местности забором существует с 2001 года (план земельного участка, утвержденный главой администрации Ессентукского сельсовета), его площадь 600 кв. м соответствует площади, указанной в свидетельстве о праве собственности серии № выданном Управлением Федеральной регистрационной службы по СК ДД.ММ.ГГГГ г. Границы принадлежащего ей земельного участка совпадают с границами, сведения о которых содержатся в генеральном плане застройки.
Согласно сведений, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно местоположения границ земельного участка, принадлежащего ответчику Алексанову Э.В., специалистами ООО «Терра» подготовлено землеустроительное дело.
На основании Акта согласования проектных границ земельного участка следует, что правообладатель смежного земельного участка по <адрес> <адрес> надлежащим образом о процедуре согласования границ земельного участка не извещался и в согласовании участия не принимал. Указанный в Акте Афисов Т.А., собственником земельного участка по <адрес> <адрес> никогда не был, а доверенность на представление интересов собственники земельного участка Савченко С.А., Хлебникова Т.А. и Савченко М.Д., ему не выдавали.
Таким образом, Орган кадастрового учета (которым на тот момент являлись ФГУ «Земельная кадастровая палата» Управления Росреестра по Ставропольскому краю) внесли в государственный кадастр недвижимости сведения о границах земельного участка, принадлежащего ответчику Алексанову Э.В. в нарушение п. 4 ст. 69 Земельного кодекса РФ, и п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (согласно которым, при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями).
Как видно из землеустроительного дела, при проведении кадастровых работ специалистами ООО «Терра» не были учтены сведения о земельном участке, содержащиеся в генеральном плане застройки поселения. Как следует из генерального плана, земельные участки на верхней улице (<адрес>), и на нижней улице (<адрес>), располагаются параллельно друг к другу без смещения в какую-либо сторону. А границы земельного участка ответчика-истца, установленные в соответствии с землеустроительным делом, смещены относительно земельных участков по <адрес>.
Таким образом, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером №, Органом кадастрового учета допущена кадастровая ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 28 «Закона о кадастре»).
О кадастровой ошибке свидетельствует и межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> <адрес>.
В заключении кадастрового инженера указано, что по границе н6-н1, между уточняемым земельным участком и земельным участком, с кадастровым номером № (принадлежащим ответчику Алексанову Э.В.), выявлено пересечение границ.
С учетом изложенного, причиной наложения границ земельных участков является кадастровая ошибка, которая заключается в том, что при межевании земельного участка с кадастровым номером №, участок смещен на земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ответчику-истцу.
Ч. 4 ст. 28 закона «О кадастре» устанавливает, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона О кадастре недвижимости заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Однако на спорный земельный участок с кадастровым номером № право собственности было зарегистрировано за Алексановым Э.В.
В п. 52 постановления Пленумов Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», содержится разъяснение о том, что поскольку при оспаривании зарегистрированного права суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно п. 2 указанного постановления от 29.04.2010 г., к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка и рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости (п. 68 указанного постановления). Вместе с тем установление границ земельных участков решением суда при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположения границ земельного участка ответчика возможно после исключения из ГКН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. В связи с чем, для восстановления своих нарушенных прав, истец заявляет требования о признании незаконным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» Управления Росреестра по СК об уточнении границ земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером № и возложении на ФГБУ «Федеральная Кадастровая Палата Росреестра» филиал по СК обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ указанного земельного участка, признать их декларированными, а площадь земельного участка, подлежащей уточнению.
Просила суд признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» Управления реестра по Ставропольскому краю об уточнении границ земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №.
Возложить на ФГБУ «Федеральная Кадастровая Палата Росреестра» филиал по Ставропольскому краю обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ указанного земельного участка, признать их декларированными, а площадь земельного участка, подлежащей уточнению.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес> в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании стороны достигли мирового соглашения, согласно которому:
Алексанов Э.В. отказывается от исковых требований к Дроздовой Н.Е. о восстановлении межевой границы и устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса забора.
Признает встречные исковые требования Дроздовой Н.Е. об установлении смежной границы между земельными участками.
Стороны договорились установить границы земельных участков, расположенных в станице Ессентукской, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 558 кв. м, и по <адрес> с кадастровым номером № площадью 578 кв. м. Граница между указанными участками, протяженностью 30.29 м проходит от точки 3 до точки 6 через точки 4 и 5, согласно приведенных ниже координат.
Геоданные:
N |
Длина, м |
Угол, (Град, мин) |
X, (м) |
Y,(м) |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Мировое соглашение (определение суда о его утверждении) является основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении межевой границы между земельными участками, расположенными в <адрес> <адрес> с кадастровым номером № площадью 558 кв. м, и по <адрес>, с кадастровым номером № площадью 578 кв. м.
Правовые последствия заключения мирового соглашения сторонам ясны и понятны.
Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.
Судебные расходы, понесенные сторонами в рамках настоящего спора, относятся на ту сторону, которая их понесла, и не подлежат возмещению за счет какой-либо из них.
После утверждения настоящего мирового соглашения производство по делу подлежит прекращению.
Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.
Условия мирового соглашения занесены в протокол судебного заседания и подписаны сторонами. Разъяснены последствия утверждения мирового соглашения, порядок и условие прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Суд считает, что условия мирового соглашения не противоречат закону, не нарушают прав и законных интересов других лиц, поэтому их возможно утвердить.
Руководствуясь ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Утвердить мировое соглашение, заключенное между истцом-ответчиком Алексановым Э.В. и представителем ответчика-истца Шиповской Л.В., согласно которому:
Алексанов Э.В. отказывается от исковых требований к Дроздовой Н.Е. о восстановлении межевой границы и устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса забора.
Алексанов Э.В. признает встречные исковые требования Дроздовой Н.Е. об установлении смежной границы между земельными участками.
Стороны договорились установить границы земельных участков, расположенных в станице <адрес> <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 558 кв. м, и по <адрес> с кадастровым номером №, площадью 578 кв. м. Граница между указанными участками протяженностью 30.29 м проходит от точки 3 до точки 6 через точки 4 и 5, согласно приведенных ниже координат.
Геоданные:
|
Определение является основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении межевой границы между земельными участками, расположенными в <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 558 кв. м, и по <адрес> с кадастровым номером № площадью 578 кв. м.
. |
Судебные расходы, понесенные сторонами в рамках настоящего спора, относятся на ту сторону, которая их понесла, и не подлежат возмещению за счет какой-либо из них.
Прекратить производство по делу по иску Алексанова Э.В. к Дроздовой Н.Е. о восстановлении межевой границы и устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса незаконно возведенного забора и встречное исковое заявление Дроздовой Н.Е. к Шиповской Л.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Ставропольскому краю о признании незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» Управления реестра по <адрес> об уточнении границ земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №
Возложить на ФГБУ «Федеральная Кадастровая Палата Росреестра» филиал по Ставропольскому краю обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ указанного земельного участка, признать их декларированными, а площадь земельного участка, подлежащей уточнению.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес> в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.
Определение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пятнадцати дней.
СУДЬЯ: