Судья – Попова В.В. Дело № 33 - 28336/2021
№ 2 - 4136/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2021 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Бондаренко М.В.,
судей Роговой С.В., Малахай Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Леоновой Н.В.,
с участием прокурора Ибрагимовой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Е.Л. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 09 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бондаренко М.В., учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о чем имеются соответствующие подтверждения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара, действуя в интересах Блинникова В.Н. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд: признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в несвоевременном необеспечении Блинникова В.Н. рекомендованным по жизненным показаниям лекарственными препаратами инсулина, обязав принять меры к своевременному обеспечению такими препаратами.
В обоснование иска прокурором указано на то, что по результатам проведенной проверки по вопросу нарушения права Блинникова В.Н. на льготное обеспечение рекомендованными по жизненным показаниям лекарственными препаратами выявлено, что он не был обеспечен инсулином в течение 3 дней в марте 2020 г., в течение 14 дней в июне 2020 г. Таким образом, ответчик не выполнил возложенные на него обязанности по обеспечению необходимыми препаратами, чем нарушил право Блинникова В.Н. на бесплатную медицинскую помощь.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 июня 2021 года исковые требования прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Бобылева Е.Л. просит решение суда отменить. Считает, что суд первой инстанции не учел, что министерством предпринимаются все необходимые меры для обеспечения пациента инсулином короткого и инсулином длительного действия в количествах, рассчитанных на проведение лечения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Блинников В.Н., <Дата ...> года рождения находится под наблюдением профильных специалистов ОА1Ш ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара», является льготником территориального уровня ответственности, имеет право на лекарственное обеспечение за счет средств краевого бюджета, что в судебном заседании лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Профильным специалистом ОАПП ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г.Краснодара» Блинникову В.Н. рекомендовано проведение инсулинотерапии инсулинами короткого и средней продолжительности действия.
В 2020 г. ГБУЗ «Городская поликлиника № 15 г. Краснодара» Блинникову В.Н. выписано 8 рецептов: 4 на лекарственный препарат Хумалог 100 ME в количестве 2,0 уп., Левемир ФлексПен 100 ЕД в количестве 5,8 уп., тест-полоски Сателлит экспресс тест-полоска № 50 количестве 3 уп., Биосулин Р 100МЕ в количестве 2,6 уп. и Ринсулин Р 100ME в количестве 2,0 уп.
При этом, <Дата ...> Блинников В.Н. обеспечен инсулином ультракороткого действия под торговым наименованием «Ринсулин» для проведения терапии в течение 66 дней, <Дата ...> - препаратом под торговым наименованием «Актрапид» для проведения терапии в течение 66 дней. Инсулином длительного действия под торговым наименованием «Левемир» обеспечен <Дата ...> и <Дата ...> на 104 дня терапии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что у Блинникова В.Н. имеется заболевание - <...>, в связи с чем, он нуждается в обеспечении лекарственными препаратами и средствами диагностики. Невыполнение министерством здравоохранения Краснодарского края возложенных на него обязанностей по обеспечению Блинникова В.Н. необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав больного на бесплатную медицинскую помощь.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Судом установлено, что из имеющегося в материалах дела отчета по обслуживанию рецептов Блинникова В.Н. усматривается, что рецепт, выданный <Дата ...> (на тест-полоски Сателлит экспресс № 50 в количестве 2 уп.), был предъявлен в аптеку <Дата ...>, медицинские изделия по нему отпущены только <Дата ...>, рецепт от <Дата ...> (на препарат Левемир ФлексПен 100ЕД р-р для п/к введения картриджи в шприц-ручках ФлексПен Змл № 5 в количестве 1,4 уп.), предъявленный в аптечную сеть <Дата ...> обслужен фактически лишь <Дата ...>.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что обеспечение Блинникова В.Н. по рецептам от <Дата ...> и от <Дата ...> лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, нуждаемость в лечении которыми для поддержания жизнедеятельности подтверждена материалами дела, произведено с нарушением установленного срока, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика в выполнении возложенной на него в силу закона обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и влечет нарушение права Блинникова В.Н. на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Пунктами 10,14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ № 890) закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
<...> отнесен к данному перечню, как заболевание, при котором все лекарственные средства, средства диагностики предоставляются бесплатно.
В силу п.4 постановления Правительства РФ № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Законом Краснодарского края от 21.12.2018 г № 3929-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» определено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 1.1, п. 1.9 Положения о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 г. № 742, министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере здравоохранения.
В соответствии с указанным положением на Министерство здравоохранения Краснодарского края возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.
Из указанных нормативных актов следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования иска подлежат удовлетворению, поскольку Министерством здравоохранения не выполняется возложенные на него обязанности по обеспечению Блинникова В.Н. бесплатными необходимыми лекарственными препаратами.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия, находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании, имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
При этом апелляционная жалоба воспроизводит правовую позицию, приведенную в возражениях на исковое заявление, проверенную судом первой инстанции в полном объеме и получившую мотивированную оценку в порядке ст. 67 ГПК РФ в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Е.Л. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Председательствующий: Бондаренко М.В.
Судьи: Рогова С.В.
Малахай Г.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.08.2021г.