№ 5-16/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2016 года |
село Шебалино |
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Басаргиной С.М.,
УСТАНОВИЛ:
В суд повторно поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Басаргиной С.М.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 26.1, ч.2 ст.28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в частности, выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, которое также указывается в протоколе об административном правонарушении.
Часть 2 ст.12.24 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения (далее также - ПДД) или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Как следует из ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вместе с тем недостатки в протоколе <адрес> от <ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Басаргиной С.М. (далее – Протокол об АП), заключающиеся в том, что в нем в нарушение положений абз. 7 п. 36 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее - Регламент), дополнения не оговорены и не заверены подписью составившего его должностного лица, в Протоколе об АП не указан вид ДТП, не устранены.
Последний недостаток не позволяет определить правовую позицию лица, составившего протокол об административном правонарушении, установить причинно-следственную связь между совершенными нарушениями ПДД и причинением вреда здоровью потерпевшего.
Согласно Протоколу по делу об АП Басаргиной С.М. вменяется то, что <ДАТА> около 18 часов 40 минут на <адрес> в <адрес>, она, управляя автомобилем марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <Номер изъят>, в нарушение пунктов 1.3, 1.5, 9.1, 9.7 ПДД, дорожного знака 5.15.1 выехала на полосу встречного движения, нарушил, что повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью ФИО3
В соответствии с частями 1, 2 ст.25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо …, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
В силу ст.28.2 КоАП РФ применительно к данному делу при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4). В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении судьи Верховного Суда Республики Алтай Черткова С.Н. от 19 мая 2016 года по делу № 12-29/2016, исходя из положений п.1.2 ПДД, статей 25.2 частей 1 и 2, 28.2 частей 3 и 6 КоАП РФ, потерпевший должен в обязательном порядке быть уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Решение вопроса о возможности его составления и проведения иных процессуальных действий в отсутствие потерпевшего ставится в зависимость от выполнения органом (должностным лицом) требований действующего законодательства, направленных на обеспечение соблюдения прав лиц (направление извещений с уведомлением по имеющимся адресам, повесток о вызове для дачи объяснений, принятие мер к установлению местонахождения лица). В таких случаях к материалам дела должны быть приложены документы, свидетельствующие о принятии органом (должностным лицом) всех мер по розыску и уведомлению указанных лиц.
При этом, в представленных в суд материалах отсутствуют сведения об извещении потерпевшего ФИО3 о времени и месте составления Протокола об АП.
С учетом того, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности, доказательством и подлежит проверке и оценке, то допущенная неполнота нарушает право на защиту, противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, не позволяет проверить обоснованность предъявленного обвинения в части его формулировки и объема, сделать окончательные выводы по поводу квалификации действий и принять правильное решение по делу.
Кроме того, статья 28.1.1 КоАП РФ устанавливает, что в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 данного Кодекса, немедленно после выявления совершения административного правонарушения составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (части 1, 2). Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 данного Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч.2). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.4). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:
1) действия должностных лиц, указанных в части 3 статьи 28.1.1 данного Кодекса, в том порядке, в каком они производились;
2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
4) другие существенные для данного дела обстоятельства (ч.5).
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра (ч.6).
При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.7). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч.8). Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения (ч.9).
Аналогичное требование содержится и в п. 214 Регламента.
Часть 2 ст.25.7 КоАП РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 данного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Представленный дополнительно протокол осмотра места совершения административного правонарушения не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.
В частности, он составлен от <ДАТА> инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Онгудайский» ФИО5 единолично, в отсутствие двух понятых, водителей, без применения видеозаписи.
В имеющейся в материалах дела схеме ДТП не указаны действия должностных лиц, состояние и качество дорожного полотна, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение, заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра, записи о разъяснении лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, сведения о вручении копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения, другие существенные для данного дела обстоятельства.
Пункт 215 Регламента предусматривает составление схемы места совершения административного правонарушения при отсутствии признаков административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного схема ДТП в настоящем деле не может заменить протокол осмотра места совершения административного правонарушения.
Протокол осмотра места совершения административного правонарушения и зафиксированные в нем обстоятельства имеют существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения данного дела.
Осмотр места совершения административного правонарушения является незаменимым действием, его несвоевременное или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную картину места происшествия, в том числе указать, в частности, момент возникновения опасности, исходные данные для назначения и проведения автотехнических экспертиз для установления у водителя технической возможности избежать ДТП, причинной связи между его действиями и наступившими последствиями.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке в рассмотрению дела судья, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, п.4 ч.1 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол <адрес> от <ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, и другие материалы отношении Басаргиной С.М. в Отдел ГИБДД МО МВД России «Онгудайский».
Судья |
Э.Д. Унутов |