Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5639/2017 ~ М-4999/2017 от 29.05.2017

2-5639/2018

.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Борисове О.В.,

с участием представителя истца Прокурора г. Белогорска Александровой Ю.А., представителя ответчика Шалминой Я.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Белогорска, действующего в интересах Зубковской Л. А. к Министерству здравоохранения Амурской области о понуждении к обеспечению лекарственными средствами,

установил:

Прокурор г. Белогорска, действующий в интересах Зубковской Л.А., обратился в суд с данным иском, указав, что в прокуратуру г. Белогорска обратилась Зубковская Л.А. с заявлением о предоставлении ей лекарственного препарата «***». По результатам прокурорской проверки установлено, что Зубковская Л.А. является инвалидом *** группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. На основании рецептов № 306371 от 5 апреля 2017 года, № 311232 от 18 мая 2017 года Зубковская Л.А. имеет право на получение лекарственного препарата «***». Однако на момент обращения указанное лекарственное средство Зубковской Л.А. не предоставлено, по причине его отсутствия на аптечном складе, рецепты были поставлены на отсроченное обеспечение. Необеспечение Зубковской Л.А. лекарственными препаратами, необходимыми ей для лечения, ведет к нарушению ее конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.

Прокурор просит обязать Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Зубковскую Л.А. лекарственным препаратом «***» в соответствии с рецептами № 306371 от 5 апреля 2017 года, № 311232 от 18 мая 2017 года, в общем количестве 4 упаковки.

В судебном заседании представитель прокурора г. Белогорска на иске настаивал по изложенным в нем доводам.

Представитель Министерства здравоохранения Амурской области иск не признала. Пояснила, что Зубковская Л.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствие с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Для обеспечения льготников лекарственными препаратами министерством здравоохранения Амурской области на основании персонифицированных заявок, полученных от медицинских организаций на конкретного гражданина закупаются лекарственные препараты в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» проводится процедура закупа. Согласно заявке ГАУЗ АО «Белогорская больница», сформированной на I полугодие 2017 года в соответствии с приказом министерства здравоохранения области от 06 сентября 2016 года №935 лекарственный препарат «***» не вошел, поскольку заявка была сформирована до 20 сентября 2017 года. Справка о консультации Хабаровского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургии глаза» им. Академика С.Н. Федорова Минздрава России Зубковской Л.A. выдана 10 октября 2016 года. Согласно реестру отпущенных рецептов за период с января по май 2017 года Зубковская Л.А. получила лекарственных препаратов на сумму 33 064,35 рублей.

Представитель третьего лица - ОАО «Амурфармация» в письменном отзыве указала, что 11 января 2017 года ОАО «Амурфармация» заключило государственный контракт №40 с Министерством здравоохранения Амурской области на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных средств и изделиями медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. В рамках исполнения государственных контрактов ОАО «Амурфармация» в 2017 году производит обеспечение граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи», при этом поставка лекарственных средств на аптечный склад производится несколькими поставщиками. ОАО «Амурфармация» в рамках заключенных государственных контрактов производит только приемку лекарственных средств от поставщиков и согласно предоставленной разнарядки Министерством здравоохранения Амурской области, составленной в разрезе районов и городов, распределяет полученные лекарственные средства по аптечным учреждениям в объемах, указанных в разнарядках. Аптечные учреждения ОАО «Амурфармация» производят отпуск лекарственных средств согласно выписанных рецептов врачами, имеющими право выписки льготных рецептов и включенных в регистр врачей. В случае отсутствия лекарственного средства в аптечном учреждении на дату обращения больного с рецептом, работник аптечного учреждения ставит данный рецепт на отсроченное обеспечение (вносит запись в журнал отсроченного обеспечения), при этом рецепт остается на руках у больного, а также подает заявку на отсутствующее лекарственное средство в аппарат управления ОАО «Амурфармация». По факту обеспечения Зубковской Л.А. лекарственным препаратом – «***» 145 мг №30 таб., может сообщить, что Зубковская Л.А. обращалась в ЦРА №7 г. Белогорска с льготными рецептами за №№: 306371 от 5 апреля 2017 года на получение лекарственного средства «***» 145 мг №30 таб. в количестве 1 упаковки. На момент обращения указанного лекарственного средства не было, рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение, что подтверждается журналом отсроченного обеспечения от 5 апреля 2017 года; №311232 от 18 мая 2017 года на получение лекарственного средства «***» 145 мг №30 таб. в количестве 3 упаковок. На момент обращения указанного лекарственного средства не было, рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение, что подтверждается журналом отсроченного обеспечения от 18 мая 2017 года. Информация по имеющим рецептам, стоящим на отсроченное обеспечение была направлена в адрес Министерства здравоохранения Амурской области 4 мая 2017 года, 19 мая 2017 года. В связи с тем, что указанный препарат никогда не закупался Министерством здравоохранения Амурской области и в настоящее время поступлений данного препарата нет, указанные рецепты не обеспечены.

Представитель третьего лица – ГАУЗ АО «Белогорская больница» в письменном отзыве указала, что в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Зубковская Л.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В целях обеспечения льготников лекарственными препаратами министерством здравоохранения Амурской области на каждое полугодие формируется заявка на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированное лечебное питание для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (в соответствии с приказом министерства здравоохранения от 06 сентября 2016 года № 935). 10 октября 2016 года Зубковской Л.А. выдана справка о консультации Хабаровского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургии глаза» им. Академика С.Н. Федорова. В заявку ГАУЗ АО «Белогорская больница» на I полугодие 2017 года лекарственный препарат «***» не вошел, так как заявка была сформирована до 20 сентября 2017 года. После обращения Зубковской Л.А. в ГАУЗ АО «Белогорская больница» в адрес Министерства здравоохранения Амурской области была направлена дополнительная заявка на лекарственные препараты для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на набор социальных услуг. Согласно ответу Министерства здравоохранения Амурской области, данная заявка будет включена в свод дополнительных заявок на 2017 год и будет рассмотрена при наличии дополненных финансовых средств.

Истец Зубковская Л.А., представители третьих лиц – ГАУЗ АО «Белогорская больница», ООО «Амурформация», будучи извещенными о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с частью 5 статьи 37 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.

В силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.02.2007 г. N 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).

Приложением N 1 к перечню N 890 гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний, в том числе «неработающим инвалидам II группы»

Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.

Аналогичная норма установлена постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 28 апреля 2008 года «О порядке лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории области, страдающих социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, детей первых трех лет жизни, а также граждан, лекарственные препараты для медицинского применения которым рекомендованы решением контрольно-экспертной комиссии по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан при министерстве здравоохранения Амурской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты для медицинского применения отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно».

Судом установлено, что Зубковская Л.А. является инвалидом II группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 № 3214670 от 15 августа 2005 года. Инвалидность установлена бессрочно.

Согласно выписке из истории болезни № 261703 Зубковской Л.А. и справки о консультации от 10 октября 2016 года, выданных Хабаровским филиалом ФГБУ «МНТК «Микрохирургии глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, Зубковской Л.А. рекомендована терапия, в состав которой входит ежедневный прием лекарственного средства «***» 145 мг.

Зубковской Л.А. терапевтом ГАУЗ АО «Белогорская больница» 5 апреля 2017 года выписан рецепт № 306371 на получение бесплатно лекарства «***» 145 мг №30 таб. в количестве 1 упаковки, 18 мая 2017 года выписан рецепт № 311232 на получение бесплатно лекарства «***» 145 мг №30 таб. в количестве 3 упаковок, при обращении лекарства выданы не были и поставлены на отсроченное обслуживание, что подтверждается Журналом отсроченного обеспечения от 5 апреля 2017 года, 18 мая 2017 года.

Из пояснений ответчика, представителя третьего лица – ГАУЗ АО «Белогорская больница» следует, что, в заявке ГАУЗ АО «Белогорская больница», сформированной на I полугодие 2017 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения области от 06 сентября 2016 года №935 лекарственный препарат «***» не вошел, поскольку справка о консультации Хабаровского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургии глаза» им. Академика С.Н. Федорова Минздрава России Зубковской Л.A. выдана 10 октября 2016 года, заявка была сформирована до 20 сентября 2016 года.

Из довода представителя ООО «Амурформация» следует и подтверждается материалами дела, что информация по рецептам, стоящим на отсроченное обеспечение, направлена в адрес Министерства здравоохранения Амурской области 4 мая 2017 года, 19 мая 2017 года.

На основании п. 3.1.18. Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 № 458, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области Министерство здравоохранения Амурской области осуществляет функции государственного заказчика областных целевых программ и проектов в сфере деятельности министерства, в том числе обеспечивает граждан лекарственными препаратами в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 и пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), а процедура получения инвалидами лекарственных препаратов - пунктами 2.1 - 2.8 указанного Порядка.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

Таким образом, Государством четко регламентирован порядок реализации права инвалида на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, при этом право заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Суд считает обоснованными доводы истца о том, что ответчик не исполнил обязанности по своевременному обеспечению Зубковской Л.А. лекарственными препаратами, что повлекло нарушение ее законных прав.

Ссылки представителя ответчика на отсутствие препарата, невключение препарата в заявку, суд не принимает, так как обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не умаляют законных прав Зубковской Л.А. на своевременное обеспечение лекарственными препаратами бесплатно.

Требования Прокурора г. Белогорска Амурской области подлежат удовлетворению, так как ответчиком не представлены доказательства исполнения обязанности по обеспечению Зубковской Л.А. препаратом «***».

Руководствуясь ст.ст. 194,199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Зубковскую Л. А. лекарственным препаратом «***» в соответствии с рецептами № 306371 от 5 апреля 2017 года, № 311232 от 18 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 26 июня 2017 года.

Судья Н.Н. Матюханова

2-5639/2017 ~ М-4999/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г Благовещенска
Зубковская Людмила Анатольевна
Ответчики
Министерство здравоохранения АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
29.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2017Передача материалов судье
01.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2017Судебное заседание
20.06.2017Судебное заседание
25.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее